РОССИЯ

ВОЛГО-ВЯТСКИИ РАЙОН

 
 
 
 
 

В прошлом — восточный оборонительный рубеж Московского государства. Благодаря водным путям по Волге и Каме крупнейший торговый и промышленный район Российской империи.

Площадь: 263,3 тыс. км2.
Численност населения: 8 млн. 343 тыс. человек (1999).

Волго-Вятский район включает Республику Марий Эл (Йошкар-Ола — 279 тыс. жителей), Республику Мордовию (Саранск — 317 тыс. жителей), Чувашскую Республику (Чебоксары — 458 тыс. жителей), Кировскую область (Киров — 466 тыс. жителей), Нижегородскую область (Нижний Новгород — 1 млн. 365 тыс. жителей).

Граничит на юге с Поволжским, на востоке — с Уральским, на западе — с Центральным, на севере — с Северным районами.

Хохломская роспись — один из старейших 5 промыслов России.
Волга.
Донце прялки. Городецкая роспись.
Дымковская игрушка — традиционный вид глиняной игрушки.
Донце прялки. Мореный дуб.
Мордовия. Мужской монастырь
Нижегородская область. Святой источник Серафима Саровского.
Нижегородская область. Троицкий храм. Женский монастырь вДивеево.

Основные природные богатства — лес и фосфориты (Вятско-Камское месторождение). Многие города и поселки Заволжья специализируются на заготовке леса и деревообработке. Большое развитие получили производство грузовых и легковых автомобилей, автобусов, речных судов, электротехнических изделий, химическая и лесная промышленность.

Район находится на важнейших транспортных путях страны, поэтому железнодорожный и речной транспорт — особо значимая отрасль хозяйства Вол го-Вятского района. Транспортная сеть — радиальная, с центром в Нижнем Новгороде.

В районе проживают русские, чуваши, мордва, марийцы и др. народы. Первое упоминание о чувашах относится к 1551 г., когда русские (накануне покорения Казани) проникли в чувашские земли, которые раньше входили в состав Волжской Болгарии. Чуваши занимались земледелием, но у них были развиты также пчеловодство, охота и некоторые кустарные промыслы. Одежда чувашей походила на русскую. Носили кафтаны, преимущественно серого сукна, обшитые черной тесьмой, и рубашки из холста. На вороте, груди и рукавах рубашек красной шерстью вышивали разные фигуры. Женщины носили обшитый бахромой передник из ярко-красного ситца с желтыми цветами или квадратами. На лоб надевалась повязка в виде диадемы, унизанная в несколько рядов мелкими монетами. На уши (посредством ремня) крепили серьги из длинного ряда монет, а на шею вешали два ожерелья: одно — из монет (мелкие к затылку, а к груди — все крупнее и крупнее), а другое — из разноцветных бус.

Мордва разделяется на две основные группы — эрзя и мокша. По своему физическому типу мордва резко отличается от других обитателей Камско-Волжского бассейна — ростом, сложением, выносливостью. Язык мордвы распадается на два наречия — эрзянское и мокшанское, различающиеся и фонетикой, и лексическим составом.

Традиционная пища мордвина мало отличается от русской. Черный хлеб, пироги, блины, ши, каша из разных круп — основа мордовской кухни. К числу специально мордовских кушаний относятся нумолон-прайста — пельмени с зайчатиной, вери-прайста — вид украинских вареников, приготовленных на коровьем сале, баланда — лебеда на молоке с крутыми яйцами. Национальный напиток — пуре (род пива).

Одежда мужчин состояла из холщовой белой рубахи с синей оторочкой по косому вороту и красной вышивкой на подоле. Верхней одеждой зимой были полушубки, поверх которых надевались тулупы. Женский костюм представлял собой необыкновенное разнообразие форм — в зависимости от места проживания. Венцом творчества были головные уборы и украшения. Например, характерными принадлежностями костюма жительниц Арзамасского уезда считались вышитые бисером кокошники в виде полуцилиндра со спускаемой на спину тканью, украшенной блестками У эрзя по бокам кокошника прикрепляли свитые из красных ниток или шерсти мячики. При венчании головной убор состоял из проволочной диадемы, от которой на спину спускались нитяные кисти. Спереди привешивалась широкая лента из толстого холста, унизанная серебряными монетами.

Марийцы оставили долгую память в развитии Приволжья. В XVI в. (по свидетельству князя Курбского) они были самой культурной народностью, богатой поселениями, хлебом, медом, скотом и пушниной. Убивая белок стрелами с костяными шишкообразными наконечниками одним ударом, марийцы достигли такого совершенства, что не портили шкурок зверя. Капкан и ружье стали принадлежностью охотников гораздо позже, когда стрелу заменила пуля, но марийцы и тогда научились сохранять шкурки белки — основного поставщика пушнины в крае.

С развитием земледелия кочевники-марийцы постепенно переходили к строительству домов, во многом схожих с русскими. Памятником кочевого периода жизни марийцев долгое время оставались похожий на овин остов чума с ямой для огнища, сложенной из жердей, и четырехстенный сруб без пола и потолка с сильно выступающей впереди фасада крышей, носившей название «куб-куда». Впоследствии чум был приспособлен к сушке хлеба, заменив овин, а под влиянием русских крестьян марийцы стали строить привычные нашему взгляду избы. Русское влияние сказывалось также и в постройке ворот с двускатной крышей, украшенной большей частью резным орнаментом. Однако во внутренней обстановке жилища долгое время сохранялись черты старинного быта: сиденьем служил обрубок дерева с несколькими сучками, заменявшими ножки; точно такой же вид (только большего размера) имел стол. Утварь и посуда украшались резьбой — фигурами уток, лошадей, медведей.

Одежда марийцев по покрою мало чем отличалась от русской. Марийцы носили берестяные шапки, белые рубахи, вышитые шерстью, и белые штаны. Вышивка разными цветами широко применялась в марийском костюме. Особенно оригинален и красив был пояс, как мужской, так и женский, усыпанный разноцветными бусами. Неизменный костюм мариек — белая рубаха, опоясанная и закрытая расшитым передником; головной убор — в виде расшитого полотна, из-под которого на лоб спускаются украшения, прикрепленные к ремешку вокруг головы. Головной убор замужних женщин весь унизывался монетами и змеиными головками, а к поясу сзади прикреплялся целый набор кисточек, украшенных различными погремушками.

Мордва, марийцы и чуваши жили в срубах, состоявших из двух или трех частей. У марийцев русскую печь нередко дополняла плита с вмазанным котлом (татарское влияние). На усадьбе, отдельно от жилища, возводились хозяйственные постройки. Большое развитие в районе получили народные кустарные промыслы, во многом сохранившиеся до настоящего времени. Это хохломская роспись, изготовление ложек в Семенове и глиняной дымковской игрушки.

Новгород, крупнейший город, промышленный и торговый центр региона, исторически развивался как центр деревообработки. Уже в XVI в. здесь существовало судостроение, а к концу XVII в. Нижний Новгород стал центром поволжского судоходства и судостроения. Рядом с городом был построен крупнейший судостроительный завод страны — Сормовский. В XIX в., оставаясь в стороне от железных дорог, город рос достаточно медленно. Железные дороги, связавшие город с Петербургом и Пермью, способствовали его промышленному возрождению.

В советский период в городе развернулось промышленное строительство. Сооруженный автозавод стал центром автомобилестроения страны, а сам город — с 1932 г. Горький — одним из центров машиностроения, третьим по величине промышленным узлом СССР. Вокруг города сложилась огромная агломерация, в которую вошли центры химической промышленности (Дзержинск), нефтепереработки (Кстово), моторостроения (Заволжье), инструментальной промышленности (Павлове), древние Балахна и Горо-дец, старинный центр кожевенного производства Бого-родск.

К концу XX в. профилирующими отраслями в городе стали разнообразное машиностроение, деревообработка, химическая промышленность.

Арзамас — главный город в лесостепной части Нижегородской области. Возник в XVI в. как один из опорных пунктов, защищавших восточные рубежи страны. Впоследствии получил известность благодаря развитию в нем разнообразных ремесел — кожевенных, скорняжных, войлочных и других, ориентированных на переработку сельскохозяйственного сырья. В настоящее время здесь производится оборудование для текстильной индустрии и других отраслей машиностроения. В городе создан музей замечательного детского писателя А. П. Гайдара (1904 - 1941), погибшего в боях с фашистами.

Алатырь (по некоторым сказаниям) существовал еще до монгольского нашествия. Интересно, что выражение «горючий алатырь-камень» встречается и в русских былинах. Считается, что город на нынешнем месте был основан Иваном Грозным во время его похода на Казань. Занимая выгодное положение между Москвой и низовьями Волги, Алатырь в конце XVII в. считался значительным торговым городом: отсюда отправлялись «государевы пособные запасы», т. е. поставлялись товары, ввозимые из степных районов, к царскому двору. В городе существовала таможня.

Легендарной славой окружен загадочный Китеж-град, часто упоминаемый в русских народных преданиях, реже — в былинах: его освобождает Илья Муромец от силы татарской. По преданию, Китеж-град скрылся под землею во время нашествия Батыя, и теперь там озеро. Только избранным дано услышать колокольный звон в церквях исчезнувшего города. Йошкар-Ола, Чебоксары, Саранск были основаны несколько столетий назад, но только в XX в. выросли из небольших городков в крупные индустриальные центры, увеличив число жителей в десятки раз.

Крепость в нынешней Йошкар-Оле (бывшем Царевококшайске) была построена по указу Бориса Годунова. По берегу реки Кокшаги сохранились остатки рва и вала крепости. Свое развитие город получил сравнительно недавно. Во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945) здесь обосновалось несколько эвакуированных заводов, а в послевоенные годы возникли новые предприятия.

По преданию, на месте Чебоксар в старину была деревня, в которой жил мудрый чуваш Шабксар. Его именем в искаженном виде назвали речку Чебоксарка, на которой вырос город. Первые достоверные исторические сведения о Чебоксарах относятся к 1371 г. — ко времени путешествия Дмитрия Донского в Орду к Мамаю. После завоевания Казани началось строительство новых крепостей в Верхнем Поволжье. В Чебоксарах была устроена первая крепость, которую заняли стрельцы.

Долгое время Чебоксары были одним из самых процветающих городов края, но затем соседний Нижний Новгород и торговые города Поволжья затмили его былую славу. От прошлых времен в городе остались архитектурно разнообразные церкви и другие памятники старины. В Чебоксарах расположен и музей В. И. Чапаева. Здесь, в деревне Будайки (теперь в черте города), в 1887 г. родился легендарный комдив.

В годы войны в городе был построен электроаппара-торный завод, после войны сооружены электротехнические и текстильные заводы. Неподалеку возник центр нефтехимии всего Волго-Вятского района — город Новочебоксарск.

Саранск (основан как крепость в 1641 г.) служил опорным пунктом хозяйственного освоения плодородных земель. Когда была подведена железная дорога, в городе возникли предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Ведущая отрасль промышленности Саранска — электротехническая. Здесь работают несколько крупных электроламповых и кабельных заводов, Институт источников света. В Саранске организован музей выдающегося мордовского скульптора — резчика по дереву С. Д. Эрьзи (1876 - 1959).

«Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ее», — писал русский историк Н. И. Костомаров. Первое летописное свидетельство о Вятке относится к XIV в. В летописи сообщается, что какая-то дружина прошла по реке и разграбила местные земли, в том числе принадлежавшие волжским болгарам. Более же подробные сведения относятся только к концу XV в., когда край находился в подчинении у московского князя. Впрочем, согласно летописям, еше в XII в. вотяки и чудь (финно-угорские племена) жили по рекам Вятке и Чепце, обладали многими землями и угодьями, а жилища их были окружены рвами. Новгородская дружина захватила местные земли, взяв марийский город Кок-шаров (ныне Котельнич). Затем новгородцы решили построить «на случай нашествия супостат» общий, как бы областной город. Выбор пал на красивое место на высокой горе. Построив город, новгородцы долгое время не знали, как его назвать. Летописец рассказывает, будто в то время над рекой, впадающей в Вятку, пролетала неизвестная птица, которая прокричала: «Хлы, хлы, хлы!» По этому крику город назвали Хлыно-вым. Лишь в эпоху Екатерины II город стал называться Вяткой — по имени реки, на которой стоит. В 1934 г. в память о С. М. Кирове Вятку назвали Киров. Так он называется до сих пор.

Среди общерусских наречий окающий говор вятичей с сильным растягиванием последнего слога и смешением звуков «ц» и «ч» делает их речь малопонятной.

Город помимо того, что красиво расположен, удобен и в стратегическом отношении. Он построен на высокой крутой горе, защищенной с одной стороны рекой, а с другой — глубоким оврагом. Вместо городских стен жители ставили дома плотно один к другому, задней стеной на внешнюю сторону. Долгое время город держался независимо от московских и новгородских правителей. «Народ Вятки, — писал Николай Михайлович Карамзин, — управляемый законами демократии, сделался ужасен своими дерзкими разбоями». Московские князья не раз делали попытку подчинить город, но хлыновцы всеми силами отстаивали свою независимость. Подчинив Новгород, великий князь московский Иван III направил сюда огромное по тем временам 64-тысячное войско, пополненное татарскими отрядами. Московские отряды были составлены из северных соседей вятичей, которые немало претерпели от их набегов. После недолгого сопротивления город был взят. Большую часть жителей выселили в другие города, а вместо них здесь обосновались жители центральных уездов России. В середине XVII в. в городе была учреждена «особая» Вятская (Велико-пермская) епархия русской православной церкви, что свидетельствовало о продвижении православия на восток.

В петровские времена при разделении России на губернии вятские края назвали провинцией. В ту эпоху в городе разместили многих шведов, плененных в Северной войне, из-за чего был усилен гарнизон, а воеводу заменили комендантом. Однако это обстоятельство дало определенный толчок развитию города. Расширилась торговля, начала развиваться промышленность. Местный епископ открыл здесь первое учебное заведение — славяно-греко-латинскую школу, преобразованную впоследствии в духовную семинарию. При Екатерине II, после переименования Хлынова в Вятку, город стал центром губернии. В то время это был преимущественно торговый город. Вятское купечество производило «вольный торг к Архангельску и в Астрахань хлебом, воском, маслом и салом». В городе - дома-музеи М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. С. Грина, Музей вятских промыслов и др.

Район расположен на Восточно-Европейской равнине на стыке лесной и лесостепной зон. На его территории имеются небольшие возвышенности: на севере — отроги Уральских гор, на востоке — Верхнекамская и Приволжская. Волга, пересекая район с запада на восток, делит его на две части: в основном возвышенное лесостепное Правобережье и низинное лесное Заволжье. Правобережье (за исключением юго-западной окраины — Окско-Тешской низины) — это Приволжская возвышенность, именуемая здесь Мордовской. Заволжье — это Волжско-Ветлужская низина. В Заволжье — обширные леса, медленно текущие реки, торфяные болота. Еще в древние времена среди лесов возникали ополья — житницы лесного края. К югу от Волги раскинулись лесостепные пространства, в основном все распаханные и густозаселеннные. В глухих лесах края по Керженцу и другим рекам некогда укрывались раскольники, спасаясь от преследования властей. По преданию, на дне озера Светлояр на севере края находится легендарный град Китеж. Н. А. Римский-Корса-ков посвятил свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже...» этому сказочному городу. Климат — умеренно континентальный со сравнительно холодной и продолжительной зимой и теплым летом. В Правобережье нередки засухи.

История края — это история борьбы Московского государства с народами Поволжья, которые препятствовали русским поселенцам, появившимся здесь еще в X — XI вв., продвигаться на восток и вниз по Волге. Известно, что в 967 г. здесь прошло войско киевского князя Святослава, направлявшегося к столице Волжской Болгарии и далее в низовья Волги. Все города Волго-Вятского района были основаны как сторожевые крепости для защиты русских поселений от набегов сначала монголо-татар, а затем от нападений местных жителей. Нижний Новгород (1932 -1990 гг. — город Горький) был основан в 1221 г. суздальским князем Юрием Всеволодовичем на месте древнего поселка волжских болгар. Находясь на месте слияния Оки и Волги, город быстро стал центром торговли между Русью и азиатскими народами. Велико было его значение и как стратегического поселения на границе государства. Неоднократно город разоряли то кочевники, то соседние русские дружины. Несколько столетий Нижний Новгород играл главную роль в борьбе с Казанским ханством и часто подвергался нападению татар. Московские князья окончательно овладели городом в конце XIV в. До этого он входил в состав суздальских владений, а затем в течение 40 лет был центром самостоятельного княжества. В Нижегородском кремле рядом с Архангельским собором в старину находилась сторожевая башня, с которой наблюдали за движением неприятеля на другой стороне Волги. До постройки каменного кремля Нижний Новгород был окружен рвами и валами и укреплен деревянной стеной с башнями. В 1508г. (через несколько лет после завершения строительства Мос-ковского Кремля) Василий Великий прислал сюда итальянских мастеров для возведения каменных стен, которые были сооружены уже через два года. В 1611 г. город одним из первых поднялся на защиту родной земли, разоренной нашествием поляков и внутренними неурядицами. Город много страдал от пожаров и обвалов возвышенностей, на которых построен. Обвалы были известны еще с XIV в. и периодически случались в течение нескольких столетий.

Большой систематический торг на Средней Волге начался в весьма отдаленные времена, но только при царе Михаиле Федоровиче в Ма-карьевом монастыре (ныне г. Макарьев) неподалеку от Нижнего Новгорода было обустроено место для торговли. Вскоре сюда стали приезжать купцы не только со всей России, но и из-за границы. Ярмарка продолжалась обычно две недели, а в течение первых пяти дней торговля шла беспошлинно, что особо привлекало купцов. В 1816г. в результате пожара был уничтожен гостиный двор со всеми прочими торговыми строениями. Встал вопрос о перенесении ярмарки, поскольку места для нее было уже мало да и течение Волги постоянно отмывало макарьевский берег. Так ярмарка переселилась в Нижний Новгород. Помимо собственно торговых зданий здесь были построены подземные галереи, водопровод, в конце XIX в. ярмарку освещало электричество, на ее территории была устроена небольшая электрифицированная железная дорога. На ярмарку съезжалось до 200 тыс. человек. Сюда привозили шерсть и кожу из восточных губерний, щетину из Сибири, хлопок из Средней Азии, металлы Урала и Сибири, ткани из Центрального района. После длительного перерыва благодаря участию Волжского автозавода в конце XX в. ярмарка действует вновь.

Минин Кузьма Минин (? -1616) — нижегородский посадский человек, видный деятель Смутною времени. Во время польского нашествия он собрал Второе ополчение 1611 — 1612 гг. и вместе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским (1578 - 1642) возглавил поход. В сражении за Москву проявил личную храбрость. Уроженец Нижнего Новгорода И. П. Кулибин (1735 - 1818) -известный русский механик-самоучка. Изобрел множество различных механизмов. Из более чем тысячи мельчайших деталей он собрал часы, внутри которых механические фигурки каждый час давали представление. Кулибин показал Екатерине II эти часы, а также телескоп, микроскоп и электрическую машину, сделанные собственноручно. Восторженная императрица назначила изобретателя главным смотрителем механических и оптических мастерских в Петербурге. Среди его работ — проект и модель одноарочного моста, схемы водяных мельниц невиданных систем, трехколесный самокат, огромный «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф и др. Последней работой мастера стало речное судно, переданное нижегородским властям незадолго до его смерти. Нижний Новгород — родина М. Горького (1868 - 1936) -писателя с мировым именем. В произведениях ставил вопрос о свободе и назначении человека, нарисовал целую галерею русских характеров своего времени.

Формально народы, населяющие район, приняли православие, но среди них (особенно среди удмуртов) долго еще сохранялись прежние, дохристианские верования в различные божества, олицетворявшие силы природы. Характерны были общественные моления об урожае, устраиваемые обычно в священных рощах. Семейно-ро-довые моления были связаны с культом предков.

Нижегородский кремль стоит на мысу при впадении Оки в Волгу и спускается вниз по склону, образуя грандиозный ансамбль. Стены имеют 11 башен (первоначально их было 13). На некоторых размещались артиллерийские орудия. Самая высокая башня — Часовая (названная так по находившимся на ней часам) служила главным городским сторожевым пунктом. От нее идет спуск к Ивановской башне, через которую можно было попасть в городской посад. В кремле был построен Архангельский собор как мемориальный памятник в честь победы нижегородского ополчения 1612 г. В соборе похоронен Кузьма Минин. Неподалеку уже в XIX в. установлен другой памятник ополчению — гранитный обелиск, на постаменте которого — барельефы крылатой богини победы и бюсты Минина и Пожарского.

Хохломская роспись — самый известный из народных промыслов Волго-Вятского района. Для росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без использования золота. Выточенные из дерева предметы грунтуются раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова, по слою которого в свободной манере наносится растительный узор, затем поверхность покрывается лаком из льняного масла (теперь — синтетическим). Изделия закаливаются при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи характерно сочетание красного и черного цветов с золотым.

 
 
 
 
 
 
?????