Механика

Кабрирование и пикирование самолета на вираже

Гироскопический момент - одна из причин возникновения ошибок при управлении самолетом во время его полета. Источником этого момента на самолете является, в частности, воздушный винт (пропеллер), который быстро вращается вокруг оси ох, параллельной продольной оси самолета (рис. 23). В данном случае собственный кинетический момент воздушного винта направлен по этой оси и выражается формулой H=I*омега, где I - осевой момент инерции винта, a омега - угловая скорость его вращения.

1260-2.jpg
Рис. 23. Согласно правилу Жуковского, момент Г как бы стремится совместить вектор Н, т. е. ось винта (пропеллера), по кратчайшему пути с вектором to. При повороте влево (наличие момента Г) самолет кабрирует ("нос" поднимается); при повороте самолета вправо он пикирует ("нос" опускается).

Предположим, что вектор Н направлен параллельно продольной оси вперед (рис. 23), а самолет начинает вираж (поворот) вокруг оси oz влево с угловой скоростью со. Пользуясь правилом Н. Е. Жуковского, нетрудно сообразить, что возникающий при этом повороте гироскопический момент будет направлен вдоль отрицательного направления оси оу. Из-за наличия этого момента "нос" самолета будет подниматься (кабрировать). Если же осуществить при тех же условиях поворот самолета вправо, то, можно сделать вывод о том, что "нос" самолета опустится (самолет будет пикировать). Поэтому, чтобы выровнять самолет, летчику приходится уравновешивать момент путем соответствующего управления рулями.

Вверх