Кабрирование и пикирование самолета на вираже
Гироскопический момент - одна из причин возникновения ошибок при управлении
самолетом во время его полета. Источником этого момента на самолете является,
в частности, воздушный винт (пропеллер), который быстро вращается
вокруг оси ох, параллельной продольной оси самолета (рис. 23). В
данном случае собственный кинетический момент воздушного винта направлен
по этой оси и выражается формулой H=I*омега, где I
- осевой момент инерции винта, a омега - угловая скорость его вращения.
Рис. 23. Согласно правилу Жуковского, момент Г как бы стремится совместить
вектор Н, т. е. ось винта (пропеллера), по кратчайшему пути с вектором
to. При повороте влево (наличие момента Г) самолет кабрирует ("нос" поднимается);
при повороте самолета вправо он пикирует ("нос" опускается).
Предположим, что вектор Н направлен параллельно продольной оси
вперед (рис. 23), а самолет начинает вираж (поворот) вокруг оси
oz влево с угловой скоростью со. Пользуясь правилом Н. Е. Жуковского,
нетрудно сообразить, что возникающий при этом повороте гироскопический
момент будет направлен вдоль отрицательного направления оси оу.
Из-за наличия этого момента "нос" самолета будет подниматься (кабрировать).
Если же осуществить при тех же условиях поворот самолета вправо, то, можно
сделать вывод о том, что "нос" самолета опустится (самолет будет пикировать).
Поэтому, чтобы выровнять самолет, летчику приходится уравновешивать момент
путем соответствующего управления рулями.
|