Как проверяют результаты расчетов
Многое для самолетов и других летательных аппаратов можно рассчитать
теоретически, особенно теперь, с помощью электронно-счетных машин, производящих
десятки тысяч вычислений в секунду. Но одних расчетов недостаточно. Важнейший
критерий всякой теории - практика. Поэтому, прежде чем строить самолет,
надо убедиться, правильны ли расчеты. На помощь приходят аэродинамические
трубы: в них изучают, как воздух обтекает модели летательных аппаратов.
Рис. 8. Дозвуковые самолеты. Сверху вниз: самолет АНТ-25. На этом
самолете экипаж В. П. Чкалова в 1937 г. совершил перелет через Северный
полюс из СССР в Америку. Пассажирский самолет ЯК-40. Пассажирский самолет
ТУ-134.
В аэродинамических трубах используется принцип относительности движения:
в отличие от естественных условий, модель аппарата неподвижна, а воздушный
поток движется. Одна из первых деиствующих аэродинамических труб была построена
Н. Е. Жуковским в 1902 г. А сейчас уже строят аэродинамические трубы, в
которых небольшие самолеты можно исследовать в натуральную величину (рис.
10). Есть даже трубы, позволяющие развивать очень большую скорость воздушного
потока - до М = 15- 20.
сверхзвуковой истребитель МИГ-21.
Если воздушный поток с большим числом М создавать в аэродинамической
трубе непрерывно с помощью вентиляторов, потребовалась бы мощность в сотни
тысяч киловатт. Поэтому такие трубы чаще всего рассчитаны на прерывное
действие: в них расходуется воздух, заранее накачанный в газгольдеры мощными
компрессорами.
Рис. 9. Сверхзвуковой пассажирский самолет ТУ-144
В современных аэродинамических трубах можно специальными весами быстро
и точно измерить силы, которые действуют на модель. Обтекание модели воздухом
можно даже сфотографировать. При этом используют изменение оптических свойств
воздуха при изменении давления. А можно просто наклеить на поверхность
модели короткие легкие шелковинки, которые будут струиться вместе с потоком
воздуха.
Рис. 10. Прежде чем самолет поднимется в воздух, его аэродинамические
качества исследуются в аэродинамической трубе. Два мощных вентилятора создают
воздушный поток, имитирующий естественные условия полета самолета.
Для испытаний в сверхзвуковых аэродинамических трубах изготовляются
металлические модели с очень большой точностью - до сотых долей миллиметра.
Аэродинамические исследования летательных аппаратов обычно сосредоточены
в больших институтах.
В СССР один из таких институтов - ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический
институт им. Н. Е. Жуковского). Он организован по указанию В. И. Ленина
в 1919 г. Н. Е. Жуковским и А. Н. Туполевым.
|