Впервые в открытом космосе
Конечно, невесомость создает неудобства в корабле. Но их появляется
еще больше, когда космонавты выходят в открытый космос, чтобы заменить
неисправные антенны и датчики, проверить состояние обшивки и агрегатов,
установленных на внешней поверхности корабля, выполнить монтаж крупногабаритных
устройств. Да мало ли для чего понадобится космонавтам выходить за борт
своих кораблей и орбитальных станций! Для космонавта это все равно что
моряку уметь плавать.
Послушаем рассказ человека, который первым вышел в открытый космос,
- Алексея Архиповича Леонова. "Экипажу "Восхода-2" нужно было испытать
шлюз для выхода в космос, новый скафандр, систему жизнеобеспечения, определить
способность человека жить и работать в условиях открытого космического
пространства. Мне предстояло выйти из корабля, выполнить ряд операций,
установить, а затем демонтировать кинокамеры, после чего войти в корабль.
В результате многочисленных тренировок я не только мог на память в нужном
темпе выполнить все операции, но и знал, в какой момент какой район поверхности
Земли подо мной окажется.
В открытом космосе.
Казалось, что ничего непредвиденного произойти не может. И тем не менее
я удивился, когда, выйдя из корабля и держась за поручень, установленный
на срезе шлюза, почувствовал, как корабль начал медленно поворачиваться.
Сравнить это можно с состоянием, когда пловец пытается влезть в лодку,
а она под его тяжестью накреняется. А до моего выхода "Восход-2" был сориентирован,
как и предусматривалось: внизу Земля, вверху Солнце. Мой выход должен был
сниматься на фоне Земли. Солнце должно было меня освещать, а не лезть в
объективы аппаратов. Словом, все предусматривалось, как в павильоне Мосфильма.
Но космос стал диктовать свои условия. Пришлось быстро вводить поправки
в свой сценарный план.
До полета мы предполагали, что передвижение вне корабля как-то скажется
на его ориентации, но не думали, что в такой степени. Казалось, разница
в массе человека и корабля огромная (в скафандре моя масса около 100 кг,
а масса корабля около 6 т), и если не делать резких движений, толчков,
то казалось, все будет нормально. И тем не менее...
Я вышел над Черным морем. Высота равнялась примерно 450 км. Поэтому
в поле зрения находилось все море - от Одессы до Батуми, от Ялты до Синопа.
Были видны весь Крымский полуостров, часть Кавказа. Впечатление было такое,
словно я лечу над знакомой с детства большой географической картой..."
Практически возможны два основных способа выхода человека в открытое
космическое пространство: с помощью шлюзования и разгерметизации кабины
корабля. Шлюзование - более сложный способ, но зато менее опасный,
а выход с разгерметизацией кабины менее сложен, но зато в этом случае
в вакууме оказывается весь экипаж и все оборудование. Наибольшее распространение
получил первый способ.
В кораблях типа "Союз" роль шлюза стал выполнять орбитальный отсек,
оснащенный соответствующим оборудованием. В январе 1969 г. советские космонавты
Алексей Станиславович Елисеев и Евгений Васильевич Хрунов перешли через
открытое космическое пространство из корабля в корабль, выполнив по пути
ряд научных экспериментов.
Выход человека в открытый космос имел огромное значение. Он открыл путь
большому направлению в разработке космических аппаратов и в космических
исследованиях. Не следует думать, что работать за бортом корабля легко.
Как только человек выходит в открытый космос, сразу возникает несколько
проблем: как и с помощью чего передвигаться, как и с помощью чего фиксировать
свое тело в нужном положении для работы. Здесь нужен специальный безынерционный
рабочий инструмент: ключи, отвертки, сверла, молотки. Нужна специальная
технология монтажных и ремонтных работ.
Советские космонавты первыми проверили на орбите различные виды сварки.
|