Коррекция орбиты
На высоте около 200 км над поверхностью Земли, где чаще всего проходят
орбиты космических кораблей, плотность атмосферы сравнительно невелика.
Но все-таки она оказывает определенное тормозящее воздействие на корабль
таких размеров, как "Союз". Если полет продолжается несколько недель, то
высота орбиты будет постепенно снижаться, а тормозящее влияние атмосферы
возрастать. Если не принять меры, корабль войдет в плотные слои атмосферы,
потеряет орбитальную скорость и совершит вынужденную посадку. Чтобы продлить
полет, с помощью коррекции увеличивают высоту полета корабля.
Но коррекция орбиты проводится и для того, чтобы обеспечить прохождение
космического корабля над заданным районом в определенное время. Если мы
увеличим высоту полета, возрастет период обращения корабля вокруг Земли.
При выдаче тормозного импульса корабль перейдет на более низкую орбиту,
и период обращения уменьшится. Проведя соответствующую коррекцию, можно
обеспечить прохождение своего корабля над местом старта другого корабля
и наблюдать из космоса за его выведением на орбиту.
Коррекция орбиты может проводиться вручную или автоматически - с использованием
астроориентации. Как выполняется коррекция орбиты с использованием ручной
ориентации? Обычно необходимые данные для коррекции поступают с Земли и
фиксиpyются в бортовом запоминающем устройстве. Однако разгонный или тормозной
импульс, а также время включения двигательной установки может рассчитать
и ввести в запоминающее устройство экипаж корабля. Для этого существует
специальный пульт.
Предположим, что данные для коррекции рассчитаны и введены в запоминающее
устройство. Борт-инженер включает клавишу. Засветились надписи "Маневр
с ручной ориентацией", "Визир для ориентации". Командир корабля берется
за ручки управления. Медленно движется по экрану визира Земля. Оперируя
ручками управления, космонавт включает реактивные микродвигатели и поворачивает
корабль со совмещения центральной части экрана с направлением на центр
Земли. Вот перекрестие экрана со-впало с этим направлением. Корабль сориентирован.
Нужно нажать другую кнопку, и вспыхнет транспарант "Ориентация на гироскопах".
Это значит, что волчки гироскопов начали стремительное вращение, а их оси
заняли в пространстве независимое от корпуса корабля положение. Они "запомнили"
ориентацию. Теперь при любых отклонениях корабля автоматически выдаются
команды на двигатели, которые возвращают его в исходное положение.
Но произошла пока только одноосная ориентация корабля. Теперь надо развернуть
его так, чтобы основная двигательная установка была направлена вперед по
движению, если предстоит выдать тормозной импульс, и назад, если требуется
выдать разгонный импульс. Все последующие операции выполняются автоматически.
Из запоминающего устройства поступает сигнал на разворот корабля в горизонтальной
плоскости. Вот корабль занял нужное положение в пространстве. Автоматически
выдается команда на включение двигательной установки.
Сила инерции прижимает или выталкивает космонавтов из кресла (определите
сами, в каком случае прижимает, а в каком выталкивает). На индикаторе "скачут"
цифры, показывающие величину отработанного импульса скорости. Вот их бег
остановился - двигатель выключился. Остается доложить на пункт управления
полетом, что коррекция прошла нормально, корабль был сориентирован правильно,
а двигатель включен в расчетное время. Теперь координационно-вычислительный
центр по данным траекторных измерений определит новую орбиту корабля и
сообщит ее параметры экипажу.
А при желании вы можете сделать это сами. Подумайте над тем, как с космического
корабля рассчитать параметры орбиты.
|