Электричество и магнетизм

Сколько видов радиоактивных превращений существует?

История исследований радиоактивности протекала примерно так же, как и история любой другой науки: ученые сначала открывали те процессы и явления, которые, так сказать, лежали на поверхности. Не мудрено поэтому, что испускание ядер гелия и электронов удалось обнаружить уже вскоре после работ Беккереля. Зато открытие позитронного распада, орбитального захвата, самопроизвольного деления потребовало уже специальных знаний и сложных приборов. Удастся ли нам еще пополнить перечень видов радиоактивных превращений?

Теоретики уже давно предсказывали новый вид радиоактивности - так называемую протонную радиоактивность. Теизотопы, полагали ученые, у которых в ядрах очень мало нейтронов (мало отношение п : р), могут самопроизвольно испускать протон. Наши экспериментаторы во главе с Г. Н. Флеровым доказали это на опыте. Теоретики полагают, что возможна и двухпротонная радиоактивность.

Теория предсказывает также, что должно пополниться "семейство" бета-распадов. Его предполагаемый член именуется в науке двойным бета--распадом. Некоторые ядра смогут испускать одновременно два электрона, а два нейтрона - превращаться в протоны. Можно насчитать немало ядер, у которых предполагается 2бета--радиоактивность. Периоды их полураспада должны быть огромными. А дальше?

Нисколько не фантастично предположить, что еще наше поколение пополнит перечень видов радиоактивных превращений. Вот, если хотите, тема для размышлений. Маленькая аналогия из области истории науки. Прежде чем было открыто самопроизвольное деление урана, ученые узнали об искусственном делении его ядер под действием медленных нейтронов. Механизм обоих процессов одинаков, состав осколков один и тот же.

Сейчас в ядерной физике широко известен процесс расщепления тяжелых ядер под действием быстрых частиц, например протонов. Они откалывают от ядер "куски", "фрагменты" самого различного размера. В процессе расщепления получаются изотопы почти всех химических элементов таблицы Менделеева.

А может быть, подобное радиоактивное превращение протекает и естественным образом? Может, ядра элементов конца периодической системы самопроизвольно испускают "фрагменты" более крупные, чем а-частицы? Например, легкие ядра лития, бериллия, углерода, азота? Любопытно, что эта идея "фрагментарной" радиоактивности не так уж нова: еще в 1926 г. английский ученый П. Фут доказывал, что уран обладает своеобразной "азотной" радиоактивностью, т. е. его ядра способны выбрасывать ядра азота.

Несомненно одно: атомы куда более изобретательны в выборе вида радиоактивности, чем представляем мы себе сейчас. Но когда ученые пытаются в этой изобретательности разобраться поглубже, они упираются в слабое знание "внутренней жизни" атомных ядер.