Новости физики

Новости науки 18.07.02. Раскрыт один из молекулярных механизмов СПИДа

Ученые обнаружили человеческий ген, который cпособен "обезоружить" вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий СПИД.

Ген CEM15 является частью системы естественной защиты организма против вирусных заболеваний, сообщают исследователи [1] в онлайновом выпуске журнала Nature от 14-го июля 2002 г. Группа ученых из США и Англии показала, что в благоприятных условиях CEM15 способен блокировать ВИЧ-инфекцию, однако вирус развил защиту против данного гена. ВИЧ включает в себя свой собственный ген, кодирующий белок Vif (virion infectivity factor), который не позволяет проявиться защитным эффектам CEM15.

Схематическое изображение вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Молекула РНК закручена в спираль внутри белковой капсулы (капсида).

"CEM15 - это естественный ингибитор вируса СПИДа,"- говорит соавтор исследования Майкл Малим (Michael H. Malim), профессор инфекционных болезней в Королевском Колледже в Лондоне.- "Вирус же кодирует ген, который противодействует этому. Результатом является полная блокировка гена CEM15." Все вирусы, в том числе СПИД, используют внутренние клеточные механизмы для собственного воспроизводства. Однако клетка имеет несколько механизмов защиты от использования ее ресурсов "не по назначению" (одним из них является "самопожертвование" - апоптоз; подробнее см. статью ). Вирусы, в свою очередь, "придумали" сотни способов подавления или "обхода" таких механизмов. В случае СПИД, видимо, одним из способов "нейтрализации" клеточных "секьюрити" и является выработка протеина Vif, считают ученые.

Ааеос