Новости науки 23.02.02. Интеллект не ограничивается красноречием
Новая картина интеллекта выдвигает на первый план упущенную из
виду роль визуально-пространственных способностей. Недавнее исследование
предоставляет больше свидетельств того, что рамки интеллекта шире
вербальных навыков
Когда мы говорим, что люди "хорошо ориентируются" мы в действительности
подразумеваем, что они остроумны. Теперь у психологов есть свидетельство
того, что сильные визуально-пространственные (ВП) навыки и рабочая
память (РП) могут быть, по меньшей мере, столь же хороши как вербальные
навыки и РП, в качестве индикаторов интеллекта в целом. Новое исследование
коррелирует ВП способности, менее широко изучаемые в исследованиях
интеллекта, нежели вербальные способности, с мозговой "исполнительной
функцией", центральной управляющей и познавательной установкой,
которая может быть сердцевиной остроумия.
Команда из пяти психологов в разных концах Соединенных Штатов
исследовала как 167 участников выполняли промежуточные ВП задачи
на кратковременную память и РП, задачи исполнительного функционирования,
и серию "бумажно-карандашных" тестов на пространственные способности,
которые определяются 3-мя коррелирующими, но различными факторами
(пространственная визуализация, пространственные отношения, и скорость
восприятия). Была определена взаимосвязь :
- - пространственных способностей (умение решать ВП проблемы),
- - визуально-пространственной РП (способность временно сохранять
соответствующую ВП информацию),
- - исполнительного функционирования (контролирующие или регулирующие
функции мозга).
В результате сформировалась вполне ясная картина: Участники, хорошо
проявившие себя в сложных ВП задачах (в которых содержались визуально
кодированные элементы), на удержание образов и управление ими, т.е.
обладатели более эффективных "внутренних черновиков" (полезных во
всем, от перестановок мебели до размещения грузов в багажнике автомобиля)
также лучше выполняли задачи на исполнительные функции. Такие исполнительские
функции, несколько аналогичные функциям исполнительных сотрудников
в компаниях, включают координирование множественных задач, постановку
и управление различными целями и подцелями, при этом избегая тенденций
импульсивных откликов и не допуская автоматических, но неправильных
ответов.
Поскольку психологи приходят к тому, что исполнительное функционирование
(поддерживаемое лобными долями мозга и принципиально важное в регулировании
и управлении поведением) стоит рассматривать как сердцевину концепции
интеллекта, результаты объединяют ВП способности с интеллектом в
целом.
Доктор Акир Майаки, Университет Колорадо в Болдере, совместно
с коллегами рассматривал также насколько визуально-пространственная
рабочая память и исполнительная функция, коррелируют с тремя основными
пространственными способностями. Исполнительная способность сильнее
всего коррелировала с пространственной визуализацией, где требовались
сложные многошаговые визуально-пространственные рассуждения, и меньше
всего коррелировала со скоростью перцепции, требующей быстрого визуального
сопоставления простых форм. (Третьей протестированной способностью
были пространственные отношения, которые требовали быстрого мысленного
вращения простой фигуры.)
То есть, у более успешных "визуализаторов", способных решать сложные
ВП проблемы точно и быстро, превалирует исполнительная функция.
Это имеет смысл, говорят исследователи, потому что тесты на пространственную
визуализацию сложнее, чем тесты на скорость восприятия и вследствие
этого вовлекают интеллектуального "исполнителя" более полно, демонстрируя
тесную связь между ними.
Авторы полагают, что вполне очевидна значимость полученных выводов
- от измерения соответствующих характеристик до обучения и тренировок,
с перспективой того, что интеллект ВП-ориентированных людей не будет
недооценен. Считалось, что эти люди сильны в ограниченных (практических,
механических и технических) областях. Как высказался ведущий автор
статьи А. Майаки, "В традиционных тестах на уровень интеллекта (IQ)
содержится больше словесно-ориентированных элементов, чем визуально-пространственных.
Понимание природы ВП способностей и их связи с интеллектом в целом
или с универсальными исполнительными функциями должно внести большой
вклад в создание более адекватных и всесторонних тестов на уровень
интеллекта".
Исследование также добавляет весомости распространяющемуся мнению,
что в интеллекте имеется наряду с множественными дискретными компонентами,
такими, например, как независимые вербальные и визуально-пространственные
области, еще и главенствующий аспект, которым, как верят ученые,
может быть "исполнительная функция," задействуемая тогда, когда
выполняются более сложные или незнакомые задачи. Исполнительная
функция может также координировать и моделировать различные процессы
областей низшего уровня.
Опубликовано в Журнале Экспериментальной Психологии (Journal of
Experimental Psychology), издаваемом Американской Психологической
Ассоциацией (APA).
|