Введение

Великий закон

...Изложенное содержит далеко не все то, что увидели до сих пор через телескоп периодического закона в безграничной области химических эволюции, и тем паче не все то, что можно еще увидеть...

Менделеев

В истории развития человеческих знаний немало великих подвигов. Но только очень немногие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым - одним из величайших гениев мира. Научный подвиг Менделеева не имеет равных, величие его не только не стирается неумолимым временем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержание одного из величайших в науке обобщений - периодического закона Менделеева. Минуло сто лет со дня его открытия. История строго и придирчиво отбирает и сортирует все, что найдено и создано человеком. Поразительная, ставшая привычной четкость таблицы Менделеева из школьного учебника наших дней скрывает от нас гигантскую работу ученого по осознанию всего, что было открыто до него о превращениях вещества, работу, посильную только гению, благодаря кот'орой стала осуществимой великая интуитивная догадка о существовании в мире нового закона - закона периодичности свойств химических элементов.

На этом листке 17 февраля 1869 г. Д. И. Менделеев набросал первый вариант периодической системы. Она еще совсем не похожа на привычную форму периодической таблицы элементов из учебника химии. С этой рукописи был сделан первый в мире типографский набор периодической таблицы "Опыт системы элементов".

Законы природы, открытые человеком, различны по объему познанного и по тому, в каких областях познания мира они действенны. Их трудно сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному - по возможности предсказания нового, предвидения неизвестного. Периодический закон не имеет себе равных в истории науки. Менделеев указал путь направленного поиска в химии будущего. После Менделеева химики знали, где и как искать неизвестное. Много славных ученых, основываясь на периодическом законе, предсказывали и описывали неизвестные химические элементы и их свойства. Все предсказанное, новые неизвестные элементы и их свойства и свойства их соединений, законы их поведения в природе - все было найдено, все подтвердилось..

История науки не знает другого подобного триумфа. Открыт новый закон природы. Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ перед наукой встала единая стройная система, объединившая в одно целое все элементы Вселенной.

"Первые мысли о периодичности, -писал Д. И. Менделеев, -вложены мною в листок... который 1-го марта 1869 г. был послан мною многим ученым". Это самая первая таблица периодической системы элементов. Она далеко еще не закончена. У нее необычная и неудобная форма. В ней еще много неточностей. Самое главное в этом листочке -его историческое значение. Это он положил начало разгадке тайны строения атома. Замечательно то, что уже в этой самой первой таблице оставлены и отмечены знаком вопроса пустые места.

Но не только в открытии нового заключался научный завет, оставленный Менделеевым. Он поставил перед наукой еще более грандиозную задачу: объяснить взаимную связь между всеми элементами, между их физическими и химическими свойствами.

После открытия периодического закона стало ясно, что атомы всех элементов построены по единому плану, что их строение может быть только таким, какое определяет периодичность их химических свойств. На развитие знаний о строении атома, о природе вещества закон Менделеева оказал огромное и решающее влияние. В свою очередь, успехи атомной физики, появление новых методов исследования, развитие квантовой механики расширили и углубили сущность периодического закона.

Столетие со дня открытия периодического закона отмечалось во всем мире (1969). День открытия этого закона отмечен в истории науки как начало новой эры, начало одной из наиболее могущественных наук - современной химии. К нему восходят истоки наших знаний об атоме и его строении, истоки, которые в итоге привели в наши дни человечество к овладению атомной энергией.