Почему не выгодна тепловая машина
Трудно представить себе нашу жизнь без электрической энергии. Электричество
освещает города и села, плавит металл в электропечах, приводит в движение
миллионы станков, питает радиостанции и совершает тысячи других полезных
дел. Около 80% электроэнергии дают тепловые станции, где в гигантских котельных
сжигают мазут, уголь, сланцы, торф, природный газ, и лишь 20% электроэнергии
вырабатывают гидростанции. Усилия ученых направлены на совершенствование
процесса получения электроэнергии из топлива. Процесс этот выглядит так.
При химической реакции горения (окисления) топлива выделяется энергия тепловая,
благодаря ей в котле расширяется пар и приводит в действие лопасти паровой
турбины — возникает энергия механическая. Механическая энергия, в свою
очередь, побуждает к работе электрический генератор. Так возникает целая
цепочка превращения энергии:

По закону сохранения при каждом преобразовании энергии общее количество
ее не изменяется, энергия не теряется безвозвратно и не возникает из ничего.
Казалось бы, для практики безразлично, каким образом один вид энергии превращается
в другой. Но разные виды энергии неравноценны.
В первой половине XIX в. единственными практическими источниками
электрического тока были гальванические элементы — электрохимические источники
тока. Благодаря им стали возможны многочисленные открытия в области теории
электричества.
Механическую и электрическую энергии можно непосредственно и полностью
использовать в виде любой полезной работы и практически полностью превратить
в любой другой вид энергии. Иначе обстоит дело с тепловой энергией. Если
попытаться превратить тепловую энергию в механическую, какая-то ее доля-
всегда останется неиспользованной. Отношение количества тепловой энергии,
которое можно использовать для превращения ее в механическую, к общему
количеству располагаемой тепловой энергии называется коэффициентом полезного
действия (к.п.д.) процесса превращения энергии.
К.п.д. тепловых машин зависит в значительной степени от температур рабочего
вещества. Обычно эффективный к.п.д. не превышает 30% (у паровоза даже 7
%) и лишь у самых совершенных машин — дизелей 36—40%. Это значит,
что больше половины тепловой энергии не используется и в переносном и в
буквальном смысле вылетает в трубу. Ясно, что тепловая машина — устройство
малоэффективное.
Много лет ученые пытаются повысить к.п.д. тепловых машин — совершенствуют
их конструкции, увеличивают их мощность и т. д. Но повышение к.п.д. сверх
40% связано с большими трудностями. Поэтому заманчиво другое — полностью
отказаться от тепловых машин и использовать химическую энергию окисления
топлива, минуя промежуточное выделение тепловой энергии.
Возможность такого превращения подсказывает нам окружающая природа.
Любой организм черпает необходимую энергию из органических видов топлива
— пищевых продуктов. В организме происходит то же самое окисление топлива,
что и в тепловой машине, образуются те же конечные продукты реакции — вода
и углекислый газ. Но в машине окисление происходит с выделением тепловой
энергии, с потерями тепла в окружающую среду на ее нагревание, а в организме
энергия выделяется в основном в виде механической энергии мускульных сокращений,
и температура окружающего пространства почти не повышается. Коэффициент
преобразования энергии в живом организме достигает 60— 70%. О таких показателях
конструкторы тепловых машин даже и не мечтают.
Итак, химическая энергия может превращаться прямо в механическую. А
прямо в электрическую?
|