Топливные элементы
Вот уже почти столетие ученые многих стран ищут пути прямого преобразования
химической энергии дешевого топлива в электрическую. Создать топливные
элементы оказалось чрезвычайно трудно. Во-первых, обычное топливо так
медленно поддавалось электрохимическому окислению, что о мало-мальски приемлемой
мощности не могло быть и речи. Во-вторых, топливные элементы были чрезвычайно
недолговечны. До середины текущего столетия создание надежных и эффективных
топливных элементов многим казалось бесперспективным.
Но энтузиасты-исследователи продолжали развивать теоретические основы
электрохимии, они искали новые материалы и новые катализаторы. Их исследования
увенчались успехом. Ученые уверены: проблема будет решена, и решена сравнительно
скоро. Подтверждение тому — новые образцы топливных элементов.
Как же они устроены? Топливный элемент существенно отличается от обычного
гальванического элемента старого типа. Топливо и окислитель для электрохимической
реакции не закладываются в него заранее, а непрерывно подводятся к нему
во время работы. Для удобства компоненты подводят в газообразном или жидком
состоянии. От тепловой машины топливный элемент отличается тем, что окисление
происходит в нем не химическим путем (путем горения), а электрохимическим.
При обычном химическом окислении электроны с молекул топлива переходят
на частицы окислителя. Если бы этот переход был упорядочен, т. е. совершался
преимущественно в одном направлении, мы получили бы электрический ток.
Но в пламени частицы топлива и окислителя перемешаны и электронный переход
совершается хаотично, во всех направлениях. Энергия процесса рассеивается
в виде тепла. Смысл электрохимического окисления как раз и заключается
в упорядочении электронных переходов. Для этого прежде всего необходимо
разделить частицы топлива и окислителя.
Рассмотрим простейшую электрохимическую реакцию окисления водорода кислородом.
Водород подводится к электроду, выбранному так, чтобы на нем могла протекать
реакция окисления водорода с образованием водородных ионов и электронов:
Другой электрод выбирается таким образом, чтобы на нем подаваемый кислород
мог восстановиться в воду:
Если соединить электроды металлическим проводником (электрической цепью),
то реакции на обоих электродах все время будут протекать слева направо.
Образующиеся на первом электроде электроны по внешней цепи переходят на
второй электрод — по цепи течет электрический ток, который совершает работу.
Электрическая цепь замыкается электролитом, в котором образующиеся ионы
водорода также переносятся ко второму электроду.
Необходимая для работы электрическая энергия получается за счет энергии
химического процесса. Суммарная химическая реакция, протекающая на обоих
электродах, — реакция образования воды:
Сложность создания топливных элементов заключается в подборе электродов
(и электролита), которые были бы достаточно активны. Чтобы увеличить скорость
электрохимических реакций, как и реакций химических, часто используют катализаторы.
Катализаторы находятся на поверхности или в порах электродов.
|