Высокотемпературные топливные элементы
Электрохимическое окисление топлива не всегда протекает гладко. Такие
распространенные и дешевые виды топлива, как генераторный газ (основное
содержание — окись углерода СО) или природный газ, состоящий главным образом
из метана СН4, реагируют на электродах значительно медленнее,
чем водород. А малая скорость реакции означает малую плотность тока и,
следовательно, малую мощность.
Эти реакции можно проводить с достаточной скоростью, если использовать
высокие температуры, например 500 или даже 1000° С. Но тут возникает новая
трудность: при высоких температурах водный раствор электролита оказывается
неподходящим — вода испаряется мгновенно. Для таких температур электролитами
могут служить либо расплавы солей (например, смесь углекислых солей натрия,
калия и лития, плавящаяся при температуре чуть ниже 500° С), либо твердые
электролиты.
Твердый электролит — двуокись циркония (ZrО2) содержит некоторые
примеси. При температуре около 800—1000° С двуокись циркония благодаря
подвижности отрицательных ионов кислорода О2- начинает хорошо
проводить электрический ток (катионы Zr4+ не перемещаются и
ток не переносят). Такая «кислородная» проводимость влияет на характер
электрохимических реакций, протекающих на электродах. Если построить элемент
такого типа — вместо раствора КОН взять в качестве электролита ZrO2
— и подводить к одному электроду окись углерода, а ко второму — кислород,
то при температуре около 1000° С молекулы кислорода на электроде станут
принимать электроны из внешней цепи, превращаясь в отрицательные ионы:
О2+4е->2О2-, а молекулы СО топливного электрода
соединятся с ионами О2- из твердого электролита, образуя углекислый
газ и отдавая электроны во внешнюю цепь:

Электрический ток во внешней цепи компенсируется движением ионов О2-
в твердом электролите. Такие высокотемпературные топливные элементы, питаемые
генераторным газом и кислородом, могут работать при плотностях электрического
тока 50— 150 мА/см2 напряжением около 0,5 В на элемент.
|