Органические вещества вокруг нас

Органические красители для фотографии и кино

Как известно, ранее выпускавшиеся фотографические пластинки и пленки были нечувствительны к красному цвету. Поэтому их проявляли при свете красного фонаря. Светочувствительность была различной к разным участкам спектра: очень высокая к фиолетовым и синим лучам, она понижалась к красному концу спектра. Поэтому фотоснимок неточно передавал тона изображения. Общая светочувствительность этих пластинок и пленок была невелика; при фотографировании применялись большие выдержки, что очень сокращало возможности моментальной фотографии. Перед химиками встал вопрос, как повысить чувствительность фотопленки и сделать ее более равномерной по отношению к различным цветам. Эта задача была решена. Были найдены новые красители — так называемые сенсибилизаторы, повышающие чувствительность фотографического слоя к свету. Появились ортохроматические пластинки, чувствительность которых к желто-оранжевой части спектра была повышена, панхроматические — чувствительные ко всем цветам видимого света. Эти пленки подлежат обработке в полной темноте, что, конечно, неудобно, особенно для художественной фотографии. Однако и это неудобство преодолели. Были найдены специальные красители — десенсибилизаторы. Если перед проявлением экспонированную пленку обработать в темноте раствором десенсибилизатора, то потом ее можно проявлять... на свету. Пленка почти полностью теряет свою светочувствительность.

Всего сто лет назад эти растения были очень известны. Из вайды (слева) получали краску синее индиго, а из корней марены (справа) — ализарин. Но синтетические красители быстро вытеснили природные, и эти культуры прекратили свое существование.

Были найдены также специальные инфракрасные сенсибилизаторы, и фотографирование стало возможным через дымку и даже ночью. Новые инфрахроматические фотопленки воспринимали невидимые глазу инфракрасные лучи и оказались очень ценными для аэрофотосъемки. А в настоящее время химики во всем мире заняты проблемой создания фотоматериалов, лишенных дорогого бромистого серебра.

Современная красильная машина на фабрике «Трехгорная мануфактура» в Москве.

Интересно решили химики задачу цветного фотографирования. Она была очень трудна и потребовала десятилетий упорного исследовательского труда. Пленка для цветного фотографирования содержит три цветочувствительных слоя. В каждом слое находится, как обычно, светочувствительное бромистое серебро. В одном слое к нему добавлен сенсибилизатор, делающий его чувствительным только к красным лучам, в другом — к зеленым, в третьем — к голубым. В каждый слой, кроме того, введены так называемые цветные компоненты — пока бесцветные вещества. После фотографирования такая пленка проявляется специальным проявителем. В первом слое проявляются только те места пленки, куда упал красный свет, так как к другим лучам этот слой нечувствителен. Бромистое серебро в этом месте восстанавливается и превращается в черное металлическое серебро, а то, что образовалось из проявителя в процессе проявления, вступает в реакцию с цветной компонентой и образует красную краску. Таким же образом во втором слое образуется зеленая краска в тех местах, куда упали зеленые лучи, а в третьем слое — синяя. Теперь остается удалить из изображения металлическое серебро и остаток бромистого серебра (эта операция похожа на обычное «закрепление»), и цветное изображение готово. Такой процесс называется процессом с «обращением», а пленка — «обратимой», так как на ней сразу появляются натуральные цвета. Другой процесс — «негативный» — сложнее, но основан на тех же принципах.

Краски для хлопка, краски для шелка, краски всех цветов и оттенков, все более яркие, все более прочные!

Кажется, просто? А ведь потребовалось испытать тысячи красителей, сотни сенсибилизаторов, десятки проявителей, чтобы все это подобрать. Когда вы смотрите красивый цветной кинофильм, вспомните об энтузиастах-искателях, трудолюбивых и изобретательных химиках, создавших цветную кинопленку и цветное проявление.

Вверх