«Черное золото» — нефть
Ни коксохимия, ни лесохимия, ни другие менее крупные источники органических
веществ не смогли, однако, удовлетворить все возрастающую потребность человечества
в химическом сырье. Начиная с 20-х годов нашего века важнейшими источниками
органических продуктов стали нефть и природные газы.
Нефть — это смесь углеводородов самого разнообразного строения. Их молекулы
представляют собой и короткие цепи атомов углерода, и длинные, и нормальные,
и разветвленные, и замкнутые в кольца, и многокольчатые. Кроме углеводородов
нефть содержит небольшие количества кислородных и сернистых соединений
и совсем немного азотистых.
Нефть образовалась на Земле в прошлые геологические эпохи в результате
разложения грандиозных скоплений растительных и животных остатков, особенно
морского планктона. В ходе геологических процессов нефть видоизменялась,
перемещалась из одних слоев в другие и, наконец, образовала известные нам
крупные месторождения: на Кавказе, в Поволжье и Приуралье, в Западной Сибири,
в Иране и Ираке, в Калифорнии и Техасе, в Венесуэле, в Сахаре и в других
районах земного шара.
Очень интересна история добычи и переработки нефти. Как и многие другие
источники органических веществ, она была известна многим древним народам.
Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000—4000 лет до н. э. нефть
применяли как топливо. Есть сведения, что у нас на Кавказе нефть использовалась
2000 лет тому назад. Арабский историк Истархи, живший в X в., свидетельствует,
что с древних времен бакинцы вместо дров жгли землю, пропитанную нефтью.
Нефть издавна вывозили из Баку в качестве осветительного материала.

Бурение скважин и промышленная добыча нефти начались, однако, гораздо
позже — только с середины XIX в. Нефть и продукты ее переработки (керосин)
применяли для освещения. Потом нефть и мазут стали употреблять как топливо
для паровых котлов (пароходных и паровозных), а также для получения смазочных
материалов. С появлением двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизелей
(получивших название по фамилии немецкого изобретателя Р. Дизеля), продукты
переработки нефти — керосин, соляровое масло и более тяжелые масла стали
широко применять как топливо. Именно это вызвало быстрое развитие добычи
и переработки нефти. Наиболее простой метод переработки нефти — прямая
гонка. Этот метод заключается в перегонке нефти при нагревании в закрытых
котлах или трубчатых печах. Сначала отгоняются наиболее легкокипящие погоны
(бензин, лигроин), потом более тяжелый — керосин. Бензины состоят из углеводородов
с 5—10 атомами углерода в молекуле, а керосиновые погоны — из углеводородов
с 10—15 атомами углерода. После перегонки остается мазут — густая черная
жидкость. Он употребляется как топливо или подвергается новой перегонке,
чтобы выделить смазочные масла: легкие — соляровые, более тяжелые — веретенные
и машинные и, наконец, тяжелые — цилиндровые.
В начале нашего века произошли коренные изменения в нефтепереработке.
Быстрое распространение карбюраторных бензиновых двигателей внутреннего
сгорания с искровым зажиганием для автомобилей (а позже в авиации) потребовало
очень много бензина. Это привело прежде всего к усовершенствованию нефтедобычи,
так как при старом открытом способе много легкокипящих фракций испарялось
на воздухе. Однако этого было недостаточно. При прямой гонке получалось
сравнительно мало бензиновых фракций, и они не могли удовлетворить все
возрастающий спрос. Особенно остро ощущалась нехватка бензина в годы первой
мировой войны. Тогда в промышленность был введен крекинг-процесс — разложение
углеводородов нефти под влиянием высокой температуры. При нагревании до
500—600° С углеводородные цепочки разрываются и образуются осколки с меньшим
числом атомов углерода в молекуле, т. е. повышается содержание легкокипящих
фракций. Промышленное освоение крекинг-процесса сразу повысило ресурсы
бензина. Однако качество бензинов термического крекинга было не всегда
удовлетворительным. А высококачественный бензин был нужен авиации.
Русский химик Н. Д. Зелинский предложил усовершенствовать крекинг с
помощью ускорителей процесса — катализаторов. В качестве катализатора он
применил хлористый алюминий. Французскими инженерами был предложен алюмосиликатный
катализатор. В его присутствии происходило образование фракций, содержащих
высококачественный бензин, пригодный для авиационных двигателей.
Однако жизнь шла вперед. Бензиновые двигатели внутреннего сгорания становились
все быстроходнее, все мощнее и в то же время все легче и меньше по размерам.
Этого удалось достичь, повышая степень сжатия топлива в цилиндрах двигателя.
Однако в момент сильного и быстрого сжатия паровоздушная смесь преждевременно
взрывалась — детонировала. Это приводило к стукам в двигателе и
потере мощности. Борьба с детонацией на долгое время стала главной задачей
улучшения методов нефтепереработки. Оказалось, что различные углеводороды,
содержащиеся в бензинах, детонируют с различной легкостью. Углеводороды
с сильно разветвленными цепочками атомов, а также ароматические детонировали
труднее, чем углеводороды с нормальной цепочкой атомов углерода.
Дефолианты — вещества, которые вызывают опадение листьев у растений,
нужны, например, для обработки посевов хлопчатника перед сбором урожая.
На снимке: хлопкоуборочная машина.
Способность бензинов противостоять детонации характеризуют так называемым
октановым числом: чем оно выше, тем бензин лучше. Значит, и нефть
нужно перерабатывать так, чтобы получать бензины с возможно большими октановыми
числами. Кроме каталитического крекинга появились новые процессы нефтепереработки
— риформинг, платформинг. Особое значение в них получили реакции ароматизации
нефтяных углеводородов, открытые и разработанные советскими химиками. Промышленность
стала даже на путь синтеза углеводородов с разветвленной цепью (изооктана
и триптана), чтобы использовать их как добавки к бензинам и повышать, таким
образом, антидетонационные свойства. Особенно успешно стали применять специальные
добавки к топливу — так называемые антидетонаторы. Добавленные в
небольшом количестве к бензину, они значительно повышают его октановое
число. Таков тетраэтилсвинец (сокращенно ТЭС). Бензин с этим антидетонатором
(этилированный) очень ядовит. Будьте всегда осторожны с этилированным бензином
: не обливайте им руки, старайтесь, чтобы бензин случайно не попал вам
в рот или в глаза.
Теперь найден лучший антидетонатор, чем ТЭС. Это вещество со сложным
названием — циклопентадиенилтрикарбонил марганца, или ЦТМ. Как видно из
названия, это органическое вещество содержит марганец. Скоро появятся в
гаражах «марганцевые» бензины.
Казалось, переработка нефти решила все проблемы, поставленные перед
ней автомобильными и авиационными конструкторами. Но жизнь шла вперед,
и на смену двигателям внутреннего сгорания пришли реактивные и ракетные
двигатели. Оказалось, что здесь не нужны высокие октановые числа. Наоборот,
лучшее топливо — это углеводороды с прямыми малоразветвленными цепочками
атомов углерода или кольчатые, и притом не бензиновые фракции, а керосиновые
и солярные. Все наоборот! И снова поиск, снова открытия, снова изменения
нефтепереработки.
И это еще не все! До сих пор речь шла о применении нефтепродуктов в
качестве топлива. Менялись типы двигателей: от паровых машин к дизелям,
к бензиновым моторам, потом к реактивным двигателям. Но в них использовалось
только тепло, образующееся при сгорании топлива!
Для химика-органика сжигание нефтяных углеводородов — непростительное
расточительство. Ведь эти углеводороды так нужны для химического синтеза!
Из них можно сделать так много ценных химических продуктов! И нефтехимический
синтез выступил мощным конкурентом транспорта в потреблении нефти. Прежде
всего пошли в дело нефтяные газы, состоящие из углеводородов с маленькими
цепочками атомов углерода — от 1 до 5, Из этилена СН2 = СН2 можно получать
этиловый спирт, а из него — синтетический каучук (СК). Из этилена же получается
прекрасный широкоизвестный полимер полиэтилен. Из пропилена СН3СН
= СН2 можно получить изопропиловый спирт и ацетон; пропилен
нужен для производства фенола, наконец, из него можно получить полипропилен
и акрилони-трил — сырье для производства синтетической шерсти. Другие нефтяные
газы тоже находят важное применение в нефтехимическом синтезе. Значит,
нефтепереработку нужно вести иначе. Нужно получать как можно больше газов,
молекулы которых содержат двойные связи между атомами углерода.
Между нефтью — топливом и нефтью — химическим сырьем началась напряженная
борьба. Конечно, в настоящее время и в ближайшее время нефть будут использовать
главным образом как топливо. Однако доля нефти, расходуемая на химическую
переработку, непрерывно возрастает.
А совсем недавно появился еще один возможный потребитель нефти. Он пока
еще «младенец», и ему многр нефти не нужно. Но как знать? Это микробиологическая
переработка нефти на... белки. Нашлись бактерии, которые хорошо живут на
нефти, потребляя ее в пищу. Нефть исчезает, бактерии растут. Постепенно
(и не так уж медленно) исчезает значительная часть нефти, и вместо нее
образуется масса клеток бактерий, содержащая много белка, который можно
использовать как корм. В настоящее время предпринимаются попытки вырастить
такие бактерии, которые поглощали бы из нефти только ненужные примеси.
Это может привести к появлению микробиологических нефтеочистительных заводов,
побочной продукцией которых будет кормовой белок.
До сих пор шла речь о газах нефтепереработки. Однако есть и природный
газ, образующий громадные скопления в толще земли. Природный газ в основном
состоит из метана СН4. Он добывается в громадных количествах
и используется как горючее для промышленных и бытовых целей. Вместе с нефтяными
газами, сопутствующими нефти, и газами нефтепереработки природный газ является
важным источником для синтеза разнообразных органических веществ. Самый
большой химический потребитель газа — промышленность полимерных материалов
(см. ст. «Полимеры»).
|