БОГИ ЕГИПТА

СЛОВАРЬ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИХ БОГОВ

 
 

Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностъю изложения,, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская мифология стала формироваться в VI - VI тысячелетиях до н.э., когда в каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит к первобытыным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики.

Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами.

Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных воплощением любого местного бога.

В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до н.э. главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются, в загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников.

Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых находится на левом берегу Нила в Фивах (Фусксоре).

При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон многочисленных богов в стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или родственниками друг друга.

Хронология истории Древнего Египта выглядит следующим образом:

Древнее царство 2900-2270 гг. до н.э.
правление I-VI династий
Среднее царство 2100-1700гг. до н.э.
правление XI-XIII династий
Новое царство 1555-1090гг. до н.э.
правление XVIII-XX династий

В промежутке между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада на отдельные номы, а между Новым и Средним царствами находился под владычеством гиксосов и тоже был децентрализован.

А теперь переёдем к краткому словарику многочисленных богов, который дается по изданию «По Египту» (Асун, 1968) и составлен Б. Урбаном и И. Каспиным.

Амон - имеет облик человека с высокой короной из перьев на голове. В левой руке он держит царский скипетр «УАС» - символ вечного спокойствия (этот знак исключительная принадлежность фараонов фиванских династий). В правой руке у Лиона - ключ - символ вечной жизни. Главный и могущественнейший из богов (Амон-Ре). Особенно почитался в Фивах, где ему посвящено несколько огромных храмов (Карнак и др.). Первоначально считался богом ветра - «его голос слышат не созерцая его», «ни одна вещь не является внутри пустой - он, Амон, в ней» - выражения его всеобщего присутствия. Перья на голове - символ ветра. Гуси и бараны приносятся ему в жертву как священные животные.

Амон являлся мужем богини Мут и отцом Хонса. Царствующий фараон в народном поверьи считался сыном Амона.

Анубис - бог смерти с головой шакала, имел дело с умершими. Часто изображался чернокожим, рядом с мумией. Его рельефы присутствуют во всех гробницах - он стережет их вход. Особенно почитался в городе Асыоте. У фараона жрец в маске Анубиса исполнял обязанности палача.

Апис - бог плодородия, бог реки Нила (по египетски Хари), изображался в виде быка с солнечным диском между рогами. Особенно почитался в Мемфисе.

Существовал очень древний культ Аписа. Основанием культа Аписа было верование, что в него переселилась душа Осириса, принесшего себя в жертву и согласившегося жить на земле в образе животного.

В Мемфисе найден некрополь Аписов - Серапиум, где было с большими почестями погребено множество священных быков. Нового быка искали очень долго (иногда десятки лет), так как он должен был удовлетворять 28 требованиям, известным только жрецам. Соединившись, бог Осирис и Апис (Серапис) был божеством подземных богатств.

Атон - бог солнца - изображался в виде солнечного диска с лучами, переходящими в руки. Во времена фараона Эхнатона почитался в его столице Ахетатоне, как единственное и главное божество. Эхнатон считался сыном Атона. Все остальные боги в это время были упразднены. Изображение Атона встречается очень редко, так какпосле смерти фараона Эхнатона его объявили еретиком и все изображения Атона уничтожили.

Атум, или Атум-Ре - внешне похож на Амона, только на голове у него не перья, а корона объединенного Верхнего и Нижнего Египта. Тоже бог солнца. Его называют еще «тот, кто сам себя создал» и «всеобщим господином». Его культ довольно редкий.

Хух и Хаухет, Амон и Аманет - пары богов Гермополъской Великой Восьмерки

Бастет - изображалась в виде женщины с головой кошки - богиня радости, веселья, любви. Ее священное животное - кошка. Особо почиталась в Бубастисе. Бастет - светлая, радостная богиня, она любит шумные праздники с хмельным опьянением. Существовал обычай мумифицировать кошек. Приравнивалась к греческой Артемиде.

Бес - изображался карликом в страшной львиной маске с перьями на голове. Покровительствовал молодым матерям и новорожденным (его уродливая внешность должна была отпугивать злых духов от матери и ребенка).

В последующее время бог Бес стал богом семьи и дома, а также веселья. Кроме того считался богом одежды (особенно женского туалета).

Горус (Гор) - бог восходящего солнца - один из старейших и виднейших богов. Изображался в виде человека с соколиной головой в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта. Считался сыном Осириса и Изиды. Почитался в нескольких формах. В Гелиополисе в соединении с Ре известен как Ре-Харахете, как сын Изиды назывался Харпекратис, как мститель за своего отца Осириса (см. легенду о Осирисе) - как Харандотус и т.п. Играл видную роль во всех официальных церемониях фараона. Особенно почитался в Эдфу, где ему построен великолепный храм.

Ихи - бог музыкантов. Изображался мужчиной в объединенной короне Верхнего и Нижнего Египта. Этот мальчик - сын Хатор. Часто рисовался с детскими локонами. Особенно почитался в Дендерах.

Имхатеп - обожествленная реальная личность - главный строитель пирамид в Саккаре. В последствии удостоен божеских почестей. Считался сыном бога Птаха. Чтился как бог медицины и здоровья. Греки приравнивали его к Асклепису. В Саккаре был «санаторий» Асклепийанос, куда стекались лечиться больные со всей страны. Имхатеп изображен читающим свиток папируса.

Изис (Изида) - одна из главных богинь Египта (да и многих стран мира) - богиня небес и земли. Ее имя обозначает «сидящая на троне».

Изображалась в виде молодой женщины, держащей в правой руке ключи жизни. На голове у нее корона в виде солнечного диска с рогами Хатор и сверху священный иероглиф) в виде трона. Считалась дочерью Нут, матерью Хоруса, и сестрой-супругой Осириса. Почиталась как универсальная богиня. Изображенная в виде матери, кормящей своего сына Харпократиса, является прообразом античных мадонн. Ее призывали на помощь больным (особенно детям). Священной птицей Изис был гриф.

Маат - богиня правды и порядка. Изображалась в виде женщины с пером на голове. Считалась дочерью Ре. В настоящее время богиня Маат является символом археологических экспедиции в Египте. Изображение пера богини Маат символизируют правду и справедливость. Имеются очень хорошо сохранившиеся изображения этой богини в Луксорском некрополе.

Мин - бог производящих сил, бог плодородия - это бог-творец. Изображался в высокой шапке Амона из перьев, с одной рукой, в которой он держал плеть - символ власти. Греками приравнивался к богу Пану. В его праздниках принимал непосредственное участие сам фараон. Он во главе большой процессии начинал уборку урожая.

Мут - супруга Амона и мать Хонса, изображалась вначале с головой коршуна, затем в облике женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта на голове. Являлась матерью мира.

Нейтх - богиня войны. Отождествлялась с греческой богиней Афиной. В правой руке держит символ жизни, в левой - лук и две перекрещенные стрелы. На голове корона Нижнего Египта.

Нефтис - изображена в виде женщины с символом очага на голове. Считалась богиней очага и гробниц. В легенде об Осирисе она является женой Сета и матерью Аиубиса. Вместе с Изис она оплакивает убитого Осириса. Это богиня не что иное как мыслимое Осирисом дуалистическое дополнение Изис.

Нут - богиня неба, мать солнца и звезд, ежедневно проглатывающая светило (при заходе) и заново рождающая его (при восходе). Неестественно растянутая, она охраняет своим телом гробницы фараонов или стоит коленопреклоненная с ключами жизни в руках.

Богиня неба Нут

Осирис - одно из главных божеств Египта. Его имя «Ус-Ири», что в иероглифах значит троит глаз, т.е. «занимающий троп». Сын Времени и Необъятности небесной, Осирис был братом и мужем Изиды (душа которой пребывает на звезде Сириус). Бог добра, он дал Египту законы, научил его земледелию, строительному искусству, семейным и гражданским добродетелям и справедливости. Он был властителем Большого Нила (Нила в паводок). После того как брат Осириса, злой Сет убил его, а благодаря силе своей любви Изида воскресила Осириса, он становится главным судьей в загробном мире. Изображался в нескольких видах. В короне из перьев с опахалами, атрибутами царской власти в руках: в правой руке - кнут - отличительный знак Осириса (который в руках фараона становится эмблемой управления и покровительства, а не наказания), в левой - же.чл - второй отличительный знак Осириса - символ правления, попечения, сдерживания (это отголосок пастушечьей жизни - посоха пастуха). В другом виде Осирис изображается с царским скипетром (Уасом) - символом вечного спокойствия.

Культ Осириса нашел признание у греков. Наиболее значительный храм Осириса в Абидосе, где, по преданию, есть его могила (там похоронена голова Осириса), есть могила Осириса и в Асуане на острове Бигге (Абатсн).

Птах - бог покровитель служителей искусства и ремесленников - бог творческого созидания и разума. Он был главным божеством в древней столице Египта - Мемфисе. Изображался в образе человека с лысой головой и бородкой, с жезлом в руках и нерасчлененным телом. Считался мужем богини Сехмет и отцом многих богов. Его священное животное - бык.

Ра - бог солнца города Гелиополиса - владыка мирового порядка и верховный судья. Внешне похож на Горуса, но изображался не с короной на соколиной голове, а с диском солнца, обвитым священным уреем-коброй - знаком царской власти.

Селькис - богиня-защитница жизни. Почиталась в Нижнем Египте. I Ьображалась в виде женщины со скорпионом на голове.

Cерапuc - божество, очень почитавшееся во времена Птолемеев. Объединяло культ Осириса и Аписа (отсюда и название Серапис). Ему поклонялись египтяне, греки и римляне. Серапис - бог блаженства после смерти.

Сехмет - богиня войны и охоты. Изображалась женщиной с головой львицы. Являлась супругой бога Птаха.

Сешат - богиня искусства письма, родственная с Тотом. На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась с греческой богиней Музой.

Cет - бог зла, брат Осириса, бог пустыни, чужбины, штормовой непогоды. Изображался в виде фантастического животного, не похожего ни на одно реальное существо. В дальнейшем исторически олицетворяет черта и живет в сказках до наших дней.

Собек - местный бог нома Ком-Омбо. Изображался с головой крокодила и пышной сложной короной. Предполагалось, что египтяне поклонялись крокодилу как провозвестнику наводнений, так как это животное при первой прибыли воды начинало спускаться вниз по течению.

Тот - бог науки, законов и священных книг. Предсказывает королевским матерям рождение их божественных детей. Изображен человеком с головой птицы Ибиса (реже с головой Павиана). Присутствует при суде Осириса в загробном мире. Отождествляется греками с богом Гермесом.

Мемфисская триада: Птах, Сехмет и Нефертум

Трерис - богиня родильных комнат. Защищает роженицу и ее младенца от всяких бед. Изображена в виде фантастического животного с головой крокодила, туловищем лошади и лапами льва. Опирается на иероглиф, обозначающий слово «охрана». Обычно изображалась вместе с богом Бесом.

Упуаут - бог открыватель дорог. Изображался в виде шакала, а не человека с головой шакала, как бог Анубис. В большинстве своем это статуя, а не настенное изображение.

Хатор - изображалась в облике женщины с коровьими рогами, а иногда и с ушами, или просто в образе коровы. Это богиня со многими обязанностями. Она являлась богиней любви, танцев и застольных пиршеств, она наделяла при рождении людей лучшими семью человеческими качествами. Кроме того, она выполняла «консульские» обязанности. Только ей можно было молиться, находясь по каким-либо делам за пределами своей страны. Ей посвящено много храмов (Луксор, Абу-Симбл, Дендеры и др.).

Хнум - один из главных богов Египта. Изображался в виде человека с баранье головой. Являлся покровителем Нильских вод. В Асуане (на острове Элефантин) был специально посвященный ему храм и некрополь баранов - священных животных этого бога, которым поклонялись. Кроме забот о Ниле, Хнум еще лепил людей на гончарном круге из глины и вдыхал в них жизнь (за этим занятием он и изображен).

Хнум - бараноголовый бог - создает людей на гончарном круге

Хонс - бог луны. Носит на голове полумесяц и лунный диск. Являлся сыном Амона и Мут. Изображался с головой сокола, который был его священной птицей. Ему посвящен ряд храмов в Луксоре и других местах. Считался советчиком при лечении больных (Амон, Мут и Хонс составляли фиванскую троицу).

Шепре - один из мало распространенных богов, относящихся к группе бога Амона. В нем воплощено представление о самозарождении. На голове - жук скарабей - символ самозарождения. Иногда вся голова этого бога рисовалась жуком-скарабеем (такой бог встречен в гробнице Нефертити).