Источники изучения Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностъю
изложения,, в основном, это разнообразные религиозные тексты. Египетская
мифология стала формироваться в VI - VI тысячелетиях до н.э., когда в
каждой области (номе) складывался, свой пантеон местных богов. В результате
общий пантеон египетских богов получился очень большим, а их культ восходит
к первобытыным временам, когда поклонялись Тотему - зверю-покровителю
племени. Именно поэтому многие боги египтян зверолики.
Впоследствии из бесчисленного множества богов были «выдвинуты» главные, среди которых первое место занял бог солнца Ра. Культ солнца полностью установился при V династии, когда сыновья главной жрицы Ра стали фараонами.
Фараону поклонялись как богу, и, кроме того, он был для своих подданных воплощением любого местного бога.
В Среднем Царстве распространился культ Амона. С середины III века до н.э. главным богом стал Осирис. Важнейшей частью религии Древнего Египта являлись представления о загробном мире: египтяне верили, что смерть - лишь граница, отделяющая одну жизнь от другой. Считалось, что умершие переселяются, в загробное царство, предварительно представ перед судом Осириса, который мог и не пустить их, если умерший вел на земле неправедную жизнь. Египтяне считали, что души умерших, допущенные в загробное царство, странствуют по небу или появляются на земле, «вмешиваясь» в жизнь своих родственников.
Во многих городах были некрополи, города мертвых, самый большой из которых находится на левом берегу Нила в Фивах (Фусксоре).
При XVIII династии жрецы постарались привести пантеон многочисленных богов в стройную систему: большинство богов стали считаться, родителями, детьми или родственниками друг друга.
Хронология истории Древнего Египта выглядит следующим образом:
В промежутке между Древним и Средним царствами Египет переживал период распада
на отдельные номы, а между Новым и Средним царствами находился под владычеством
гиксосов и тоже был децентрализован.
А теперь переёдем к краткому словарику многочисленных богов, который дается
по изданию «По Египту» (Асун, 1968) и составлен Б. Урбаном и И. Каспиным.
Амон - имеет облик человека с высокой короной из перьев
на голове. В левой руке он держит царский скипетр «УАС» - символ вечного спокойствия
(этот знак исключительная принадлежность фараонов фиванских династий). В правой
руке у Лиона - ключ - символ вечной жизни. Главный и могущественнейший из богов
(Амон-Ре). Особенно почитался в Фивах, где ему посвящено несколько огромных
храмов (Карнак и др.). Первоначально считался богом ветра - «его голос слышат
не созерцая его», «ни одна вещь не является внутри пустой - он, Амон, в ней»
- выражения его всеобщего присутствия. Перья на голове - символ ветра. Гуси
и бараны приносятся ему в жертву как священные животные.
Амон являлся мужем богини Мут и отцом Хонса. Царствующий фараон в народном поверьи считался сыном Амона.
Анубис - бог смерти с головой шакала, имел дело с умершими.
Часто изображался чернокожим, рядом с мумией. Его рельефы присутствуют во всех
гробницах - он стережет их вход. Особенно почитался в городе Асыоте. У фараона
жрец в маске Анубиса исполнял обязанности палача.
Апис - бог плодородия, бог реки Нила (по египетски Хари),
изображался в виде быка с солнечным диском между рогами. Особенно почитался
в Мемфисе.
Существовал очень древний культ Аписа. Основанием культа Аписа было верование, что в него переселилась душа Осириса, принесшего себя в жертву и согласившегося жить на земле в образе животного.
В Мемфисе найден некрополь Аписов - Серапиум, где было с большими почестями погребено множество священных быков. Нового быка искали очень долго (иногда десятки лет), так как он должен был удовлетворять 28 требованиям, известным только жрецам. Соединившись, бог Осирис и Апис (Серапис) был божеством подземных богатств.
Атон - бог солнца - изображался в виде солнечного диска
с лучами, переходящими в руки. Во времена фараона Эхнатона почитался в его столице
Ахетатоне, как единственное и главное божество. Эхнатон считался сыном Атона.
Все остальные боги в это время были упразднены. Изображение Атона встречается
очень редко, так какпосле смерти фараона Эхнатона его объявили еретиком и все
изображения Атона уничтожили.
Атум, или Атум-Ре - внешне похож на Амона, только на голове у
него не перья, а корона объединенного Верхнего и Нижнего Египта. Тоже бог солнца.
Его называют еще «тот, кто сам себя создал» и «всеобщим господином». Его культ
довольно редкий.
 |
Хух и Хаухет, Амон и Аманет - пары богов Гермополъской Великой Восьмерки
|
Бастет - изображалась в виде женщины с головой кошки -
богиня радости, веселья, любви. Ее священное животное - кошка. Особо почиталась
в Бубастисе. Бастет - светлая, радостная богиня, она любит шумные праздники
с хмельным опьянением. Существовал обычай мумифицировать кошек. Приравнивалась
к греческой Артемиде.
Бес - изображался карликом в страшной львиной маске с
перьями на голове. Покровительствовал молодым матерям и новорожденным (его уродливая
внешность должна была отпугивать злых духов от матери и ребенка).
В последующее время бог Бес стал богом семьи и дома, а также веселья. Кроме того считался богом одежды (особенно женского туалета).
Горус (Гор) - бог восходящего солнца - один из старейших
и виднейших богов. Изображался в виде человека с соколиной головой в объединенной
короне Верхнего и Нижнего Египта. Считался сыном Осириса и Изиды. Почитался
в нескольких формах. В Гелиополисе в соединении с Ре известен как Ре-Харахете,
как сын Изиды назывался Харпекратис, как мститель за своего отца Осириса (см.
легенду о Осирисе) - как Харандотус и т.п. Играл видную роль во всех официальных
церемониях фараона. Особенно почитался в Эдфу, где ему построен великолепный
храм.
Ихи - бог музыкантов. Изображался мужчиной в объединенной короне
Верхнего и Нижнего Египта. Этот мальчик - сын Хатор. Часто рисовался с детскими
локонами. Особенно почитался в Дендерах.
Имхатеп - обожествленная реальная личность - главный строитель
пирамид в Саккаре. В последствии удостоен божеских почестей. Считался сыном
бога Птаха. Чтился как бог медицины и здоровья. Греки приравнивали его к Асклепису.
В Саккаре был «санаторий» Асклепийанос, куда стекались лечиться больные со всей
страны. Имхатеп изображен читающим свиток папируса.
Изис (Изида) - одна из главных богинь Египта (да и многих
стран мира) - богиня небес и земли. Ее имя обозначает «сидящая на троне».
Изображалась в виде молодой женщины, держащей в правой руке ключи жизни. На
голове у нее корона в виде солнечного диска с рогами Хатор и сверху священный
иероглиф) в виде трона. Считалась дочерью Нут, матерью Хоруса, и сестрой-супругой
Осириса. Почиталась как универсальная богиня. Изображенная в виде матери, кормящей
своего сына Харпократиса, является прообразом античных мадонн. Ее призывали
на помощь больным (особенно детям). Священной птицей Изис был гриф.
Маат - богиня правды и порядка. Изображалась в виде женщины
с пером на голове. Считалась дочерью Ре. В настоящее время богиня Маат является
символом археологических экспедиции в Египте. Изображение пера богини Маат символизируют
правду и справедливость. Имеются очень хорошо сохранившиеся изображения этой
богини в Луксорском некрополе.
Мин - бог производящих сил, бог плодородия - это бог-творец.
Изображался в высокой шапке Амона из перьев, с одной рукой, в которой он держал
плеть - символ власти. Греками приравнивался к богу Пану. В его праздниках принимал
непосредственное участие сам фараон. Он во главе большой процессии начинал уборку
урожая.
Мут - супруга Амона и мать Хонса, изображалась вначале с головой
коршуна, затем в облике женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта
на голове. Являлась матерью мира.
Нейтх - богиня войны. Отождествлялась с греческой богиней
Афиной. В правой руке держит символ жизни, в левой - лук и две перекрещенные
стрелы. На голове корона Нижнего Египта.
Нефтис - изображена в виде женщины с символом очага на
голове. Считалась богиней очага и гробниц. В легенде об Осирисе она является
женой Сета и матерью Аиубиса. Вместе с Изис она оплакивает убитого Осириса.
Это богиня не что иное как мыслимое Осирисом дуалистическое дополнение Изис.
Нут - богиня неба, мать солнца и звезд, ежедневно проглатывающая
светило (при заходе) и заново рождающая его (при восходе). Неестественно растянутая,
она охраняет своим телом гробницы фараонов или стоит коленопреклоненная с ключами
жизни в руках.
 |
Богиня неба Нут
|
Осирис - одно из главных божеств Египта. Его имя «Ус-Ири», что
в иероглифах значит троит глаз, т.е. «занимающий троп». Сын Времени и Необъятности
небесной, Осирис был братом и мужем Изиды (душа которой пребывает на звезде
Сириус). Бог добра, он дал Египту законы, научил его земледелию, строительному
искусству, семейным и гражданским добродетелям и справедливости. Он был властителем
Большого Нила (Нила в паводок). После того как брат Осириса, злой Сет убил его,
а благодаря силе своей любви Изида воскресила Осириса, он становится главным
судьей в загробном мире. Изображался в нескольких видах. В короне из перьев
с опахалами, атрибутами царской власти в руках: в правой руке - кнут - отличительный
знак Осириса (который в руках фараона становится эмблемой управления и покровительства,
а не наказания), в левой - же.чл - второй отличительный знак Осириса - символ
правления, попечения, сдерживания (это отголосок пастушечьей жизни - посоха
пастуха). В другом виде Осирис изображается с царским скипетром (Уасом) - символом
вечного спокойствия.
Культ Осириса нашел признание у греков. Наиболее значительный храм Осириса в Абидосе, где, по преданию, есть его могила (там похоронена голова Осириса), есть могила Осириса и в Асуане на острове Бигге (Абатсн).
Птах - бог покровитель служителей искусства и ремесленников -
бог творческого созидания и разума. Он был главным божеством в древней столице
Египта - Мемфисе. Изображался в образе человека с лысой головой и бородкой,
с жезлом в руках и нерасчлененным телом. Считался мужем богини Сехмет и отцом
многих богов. Его священное животное - бык.
Ра - бог солнца города Гелиополиса - владыка мирового
порядка и верховный судья. Внешне похож на Горуса, но изображался не с короной
на соколиной голове, а с диском солнца, обвитым священным уреем-коброй - знаком
царской власти.
Селькис - богиня-защитница жизни. Почиталась в Нижнем
Египте. I Ьображалась в виде женщины со скорпионом на голове.
Cерапuc - божество, очень почитавшееся во времена Птолемеев.
Объединяло культ Осириса и Аписа (отсюда и название Серапис). Ему поклонялись
египтяне, греки и римляне. Серапис - бог блаженства после смерти.
Сехмет - богиня войны и охоты. Изображалась женщиной с головой
львицы. Являлась супругой бога Птаха.
Сешат - богиня искусства письма, родственная с Тотом.
На голове символ коронования, в руках письменные принадлежности. Отождествлялась
с греческой богиней Музой.
Cет - бог зла, брат Осириса, бог пустыни, чужбины, штормовой
непогоды. Изображался в виде фантастического животного, не похожего ни на одно
реальное существо. В дальнейшем исторически олицетворяет черта и живет в сказках
до наших дней.
Собек - местный бог нома Ком-Омбо. Изображался с головой
крокодила и пышной сложной короной. Предполагалось, что египтяне поклонялись
крокодилу как провозвестнику наводнений, так как это животное при первой прибыли
воды начинало спускаться вниз по течению.
Тот - бог науки, законов и священных книг. Предсказывает
королевским матерям рождение их божественных детей. Изображен человеком с головой
птицы Ибиса (реже с головой Павиана). Присутствует при суде Осириса в загробном
мире. Отождествляется греками с богом Гермесом.
 |
Мемфисская триада: Птах, Сехмет и Нефертум
|
Трерис - богиня родильных комнат. Защищает роженицу и
ее младенца от всяких бед. Изображена в виде фантастического животного с головой
крокодила, туловищем лошади и лапами льва. Опирается на иероглиф, обозначающий
слово «охрана». Обычно изображалась вместе с богом Бесом.
Упуаут - бог открыватель дорог. Изображался в виде шакала,
а не человека с головой шакала, как бог Анубис. В большинстве своем это статуя,
а не настенное изображение.
Хатор - изображалась в облике женщины с коровьими рогами, а иногда
и с ушами, или просто в образе коровы. Это богиня со многими обязанностями.
Она являлась богиней любви, танцев и застольных пиршеств, она наделяла при рождении
людей лучшими семью человеческими качествами. Кроме того, она выполняла «консульские»
обязанности. Только ей можно было молиться, находясь по каким-либо делам за
пределами своей страны. Ей посвящено много храмов (Луксор, Абу-Симбл, Дендеры
и др.).
Хнум - один из главных богов Египта. Изображался в виде человека
с баранье головой. Являлся покровителем Нильских вод. В Асуане (на острове Элефантин)
был специально посвященный ему храм и некрополь баранов - священных животных
этого бога, которым поклонялись. Кроме забот о Ниле, Хнум еще лепил людей на
гончарном круге из глины и вдыхал в них жизнь (за этим занятием он и изображен).
 |
Хнум - бараноголовый бог - создает людей на гончарном круге
|
Хонс - бог луны. Носит на голове полумесяц и лунный диск. Являлся
сыном Амона и Мут. Изображался с головой сокола, который был его священной птицей.
Ему посвящен ряд храмов в Луксоре и других местах. Считался советчиком при лечении
больных (Амон, Мут и Хонс составляли фиванскую троицу).
Шепре - один из мало распространенных богов, относящихся
к группе бога Амона. В нем воплощено представление о самозарождении. На голове
- жук скарабей - символ самозарождения. Иногда вся голова этого бога рисовалась
жуком-скарабеем (такой бог встречен в гробнице Нефертити).
|