Слово «античная» в переводе с латинского (antiguus) значит «древняя».
Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной
по степени ее влияния на дальнейшее развитие кулътуры многих народов, в особенности
европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских
мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-рим-ская мифология», хотя
основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне
во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя,
сюжеты.
Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому
языку (В. Г. Белинский утверждал, что «греческий и латинский языки должны быть
краеугольным камнем всякого образования, фундаментом школ») античные мифы, получили
не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению.
Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида
искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной
мифологии - есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.
Что касается именно словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А.
С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется,
каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой
древности».
Трудно установить в пимности, когда появились первые греческие мифы и легенды,
в которых бъиш явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней
критской культуры (3000-1200 гг. до н. э.) или микенской (до 1550 г. до н.э.),
когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды,
предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не
были зафиксированы письменно.
Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и
события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Записъ их датируется
VI веком до и. 9. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до
этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал
творчество предшественников. Следовательно, вполне можно согласиться с мнением
А.А. Тахо-Годи, что в самом Гомере античность видела завершителя творчества
еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств,
жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. К этому времени
относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился
и Орфей. Значит, в сознании античного человека mворчecmeo певцов и поэтов имеет
древние корни и неразрывно связано с мифами о богах и героях.
Современная наука тоже полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно
и случайно. У него должна быть своя предыстория и свои предшественники. Поэтому
гомеровские поэмы рассматриваются нами как завершение длительного развития догомерювских,
давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих
текстах «Илиады» и «Одиссеи».
Платон назвал Гомера воспитателем Греции, имея в виду не поэтический гений
вообще, но и ту стройную систему образной информации, которая позволила утвердиться
как религиозным и философским идеям, так и моральным качествам и эстетике. Боги
Олимпа могут быть жестокими и злыми, мелочными и даже безнравственными, но нет
среди них ни одного безобразного.
Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес
до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление
о взглядах греков на мироздание. Век сущее образовалось из Хаоса, который являл
собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь.
От Геи родился Уран ( то есть небо), и затем от Урана и Геи - Хронос (время),
циклопы и титаны. В боръбе за жизнь, чтобы не быть сброшенным в Тартар, Хроиосу
пришлось убить отца. Но, как Уран опасался своих детей, так Хроносу пришлось
опасаться своих, и он их съел, кроме Зевса, которому удалось спрятаться. Одолев
Тифоиа, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского
порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений.
Миропорядок и космогония, отраженные в гомеровских мифах не претендуют на сугубую
единственность. Так, современник Гомера Гесиод (конец VIII века до н.э.) в своей
«Теогонии» («Происхождении богов») по иному видит божественное генеалогическое
древо. Со временем дополнения в мифы и легенды вносят как греческие, так и римские
поэты, драматурги, историки, философы. В результате одни и те же мифы имеют
самые различные версии и варианты: один и тот же герой (например, Прометей)
бывает великим, и мелочным; одно и то же событие происходит в разное время;
в одном случае Аполлони Лето не связаны друг с другом никакими узами, а в другом
- Лето рождает Аполлона от Зевса и т. д.
Иногда это относится не только к мифологическим биографиям, но даже к именам.
Поэтому некоторые разночтения вполне объяснимы и не должны смущать - попытки
создать ложную «стройность» привели бы лишь к потере деталей и подробностей,
иногда существенных.
Если особенностями некоторых мифологических систем (особенно восточных) можно
считать яркое проявление народной фантазии, превращавшей положительных героев
в полудраконов, в многоруких или многоголовых существ и т. д., то особенность
и достижение античной мифологической системы в том, что она очеловечила богов
и обожествила человека. Или, как пишет об этом Л. Любимов, «греческая мифология
знаменует конец Зверя... Греческая мифология создала сонм богов, олицетворяющих
в прекрасных человеческих образах страсти и грезы, которыми живет мир».
Отсюда - грозный, но справедливый Зевс, который не замедлит сказать богу войны
и распрей Арею:
Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо:
Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны.
Матери духу тебя, необузданный, вечно строптивый,
Геры, которую сам я с трудом укрощаю словами...
Отсюда - вполне очеловеченная супруга Зевса, ревнивая, мстительная и вечно
недовольная Гера. Отсюда - и обремененные обязанностями, а не предающиеся бесконечному
веселью, мудрая Афина Паллада, хромоногий Гефест, красноречивый Гермес, победоносный
Дионис...
Помимо богов, полубогов, нимф и демонов античные мифы населены героями, ярчайший
пример которых являет собою Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Да, Геракл
- сын земной женщины и самого Зевса, но совершаемое им воспринимается как совершаемое
прежде всего человеком, демонстрирующим и утверждающим свои возможности, будь
то победа над Цербером или добывание дарующих вечную молодость яблок из сада
Гесперид. В ряду античных героев, преодолевающих почти все преграды - и Эдип,
и Одиссей, и аргонавты.
Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали
значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте
(это как бы само собою разумелось, ибо речь шла о гармонии), но и особенностям
героического сознания. Или, иными словами - бодрствующего сознания. Как писал
А. Ф. Лосев, «Гомеровская мифология - это красоты героических подвигов, поэтому
она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии
оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или
побеждены героями. Чудовища оказываются смертными».
Иногда можно услышать, что греческие герои не боялись cMfymu. Это не так. Они
предпочитали гибель в случае выбора: смерть или оскверненная честь. И это -
тоже особенность бытия античных мифологических героев. Не только воинская доблесть
по отношению к себе подобным, но и умение бросить вызов самим богам без страха,
что вызов будет принят.
Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но
- освоения мира. В них действительно содержится практически все, нуждавшееся
в то время в пояснениях - и явления природы, и небесные светила, и силы, управляющие
жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени
вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами,
линиями, поворотами.
Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники
датируются лишь III-II веками до н.э. Наиболее древним принято считать миф об
Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение,
но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии
богов, путешествиях, мироустройстве и т. д.
Основные герои римских мифов-Эней, Нума, Ромул, Латин,Янус, Сатурн, Фавн. Значительная
же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков.
Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес -Марс, Афина - Минерва, Афродита
- Венера и т. д.) Если греческие боги деятельны и изобретальны, живы и чувственны,
то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны
именно на греческих легендах.
Если античность можно образно назвать «детством человечества», а затем согласиться
и с более поздним выводом о том, что почти все в жизни человека - из детства,
то можно сказать, что Европе, а вослед за нею и всему человечеству с детством
повезло.
|