МИФЫ АНТИЧНОСТИ

 
 

Слово «античная» в переводе с латинского (antiguus) значит «древняя».

Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие кулътуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается, общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-рим-ская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя, сюжеты.

Благодаря распространенным в Европе латыни и - в меньшей степени - древнегреческому языку (В. Г. Белинский утверждал, что «греческий и латинский языки должны быть краеугольным камнем всякого образования, фундаментом школ») античные мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению.

Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они а скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т. д.

Что касается именно словесности, то прекрасно сказал об этом в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».

Трудно установить в пимности, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых бъиш явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 гг. до н. э.) или микенской (до 1550 г. до н.э.), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно.

Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Записъ их датируется VI веком до и. 9. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников. Следовательно, вполне можно согласиться с мнением А.А. Тахо-Годи, что в самом Гомере античность видела завершителя творчества еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Значит, в сознании античного человека mворчecmeo певцов и поэтов имеет древние корни и неразрывно связано с мифами о богах и героях.

Современная наука тоже полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. У него должна быть своя предыстория и свои предшественники. Поэтому гомеровские поэмы рассматриваются нами как завершение длительного развития догомерювских, давно исчезнувших героических песен, следы которых, однако, можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

Платон назвал Гомера воспитателем Греции, имея в виду не поэтический гений вообще, но и ту стройную систему образной информации, которая позволила утвердиться как религиозным и философским идеям, так и моральным качествам и эстетике. Боги Олимпа могут быть жестокими и злыми, мелочными и даже безнравственными, но нет среди них ни одного безобразного.

Недосягаемый образец, которым доныне является гомеровский эпос, не только донес до потомков обширные знания об эллинской жизни, но и позволил составить представление о взглядах греков на мироздание. Век сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий. Первыми появились Гея - земля, Тартар - ад и Эрос - любовь. От Геи родился Уран ( то есть небо), и затем от Урана и Геи - Хронос (время), циклопы и титаны. В боръбе за жизнь, чтобы не быть сброшенным в Тартар, Хроиосу пришлось убить отца. Но, как Уран опасался своих детей, так Хроносу пришлось опасаться своих, и он их съел, кроме Зевса, которому удалось спрятаться. Одолев Тифоиа, Зевс воцаряется на Олимпе и становится правителем мира и гарантом вселенского порядка, который наконец наступает в мире после долгих потрясений.

Миропорядок и космогония, отраженные в гомеровских мифах не претендуют на сугубую единственность. Так, современник Гомера Гесиод (конец VIII века до н.э.) в своей «Теогонии» («Происхождении богов») по иному видит божественное генеалогическое древо. Со временем дополнения в мифы и легенды вносят как греческие, так и римские поэты, драматурги, историки, философы. В результате одни и те же мифы имеют самые различные версии и варианты: один и тот же герой (например, Прометей) бывает великим, и мелочным; одно и то же событие происходит в разное время; в одном случае Аполлони Лето не связаны друг с другом никакими узами, а в другом - Лето рождает Аполлона от Зевса и т. д.

Иногда это относится не только к мифологическим биографиям, но даже к именам. Поэтому некоторые разночтения вполне объяснимы и не должны смущать - попытки создать ложную «стройность» привели бы лишь к потере деталей и подробностей, иногда существенных.

Если особенностями некоторых мифологических систем (особенно восточных) можно считать яркое проявление народной фантазии, превращавшей положительных героев в полудраконов, в многоруких или многоголовых существ и т. д., то особенность и достижение античной мифологической системы в том, что она очеловечила богов и обожествила человека. Или, как пишет об этом Л. Любимов, «греческая мифология знаменует конец Зверя... Греческая мифология создала сонм богов, олицетворяющих в прекрасных человеческих образах страсти и грезы, которыми живет мир».

Отсюда - грозный, но справедливый Зевс, который не замедлит сказать богу войны и распрей Арею:

Ты ненавистнейший мне меж богов, населяющих небо:
Распря единая, брань и убийство тебе лишь приятны.
Матери духу тебя, необузданный, вечно строптивый,
Геры, которую сам я с трудом укрощаю словами...

Отсюда - вполне очеловеченная супруга Зевса, ревнивая, мстительная и вечно недовольная Гера. Отсюда - и обремененные обязанностями, а не предающиеся бесконечному веселью, мудрая Афина Паллада, хромоногий Гефест, красноречивый Гермес, победоносный Дионис...

Помимо богов, полубогов, нимф и демонов античные мифы населены героями, ярчайший пример которых являет собою Геракл, совершивший двенадцать подвигов. Да, Геракл - сын земной женщины и самого Зевса, но совершаемое им воспринимается как совершаемое прежде всего человеком, демонстрирующим и утверждающим свои возможности, будь то победа над Цербером или добывание дарующих вечную молодость яблок из сада Гесперид. В ряду античных героев, преодолевающих почти все преграды - и Эдип, и Одиссей, и аргонавты.

Древние греки, создавая образы героев и со временем дополняя их, придавали значение не только физической силе и выносливости, не только внешней красоте (это как бы само собою разумелось, ибо речь шла о гармонии), но и особенностям героического сознания. Или, иными словами - бодрствующего сознания. Как писал А. Ф. Лосев, «Гомеровская мифология - это красоты героических подвигов, поэтому она и выражена в свете и сиянии солнечных лучей, блеске золота и великолепии оружия. В мире этой красоты мрачные хтонические силы заключены в тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертными».

Иногда можно услышать, что греческие герои не боялись cMfymu. Это не так. Они предпочитали гибель в случае выбора: смерть или оскверненная честь. И это - тоже особенность бытия античных мифологических героев. Не только воинская доблесть по отношению к себе подобным, но и умение бросить вызов самим богам без страха, что вызов будет принят.

Античные мифы считаются одной из самых старых форм не просто осознания, но - освоения мира. В них действительно содержится практически все, нуждавшееся в то время в пояснениях - и явления природы, и небесные светила, и силы, управляющие жизнью людей, и место, куда уходят умершие, ставшие тенями... С течением времени вопросов становилось больше, и потому многие мифы дополнялись новыми сюжетами, линиями, поворотами.

Римская мифология в отличие от греческой более молода - письменные источники датируются лишь III-II веками до н.э. Наиболее древним принято считать миф об Энее, на основе которого затем появилась «Энеида» Вергилия - не только произведение, но и в известном смысле мифологическая система, содержащая сведения о генеалогии богов, путешествиях, мироустройстве и т. д.

Основные герои римских мифов-Эней, Нума, Ромул, Латин,Янус, Сатурн, Фавн. Значительная же часть божеств, как уже говорилось, была заимствована римлянами у греков. Изменились лишь имена (Зевс - Юпитер, Арес -Марс, Афина - Минерва, Афродита - Венера и т. д.) Если греческие боги деятельны и изобретальны, живы и чувственны, то римские в первую очередь функциональны. Знаменитые «Метаморфозы» Овидия основаны именно на греческих легендах.

Если античность можно образно назвать «детством человечества», а затем согласиться и с более поздним выводом о том, что почти все в жизни человека - из детства, то можно сказать, что Европе, а вослед за нею и всему человечеству с детством повезло.