ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

БОГ ДАЕТ ИЗРАИЛЬТЯНАМ ВОДУ

 
 

Вскоре после этого израильтяне пришли в такое место, где вовсе не было воды. Сейчас же евреи начали роптать на Моисея.

- Ты, верно, затем нас вывел из Египта, чтобы уморить жаждою нас, детей наших и скот, - говорили они.

Моисей начал молиться Богу: "Милостивый Боже, - говорил он, - дай этому народу воды, иначе они побьют меня каменьями".

Тогда сказал Бог:
- Поди, Я укажу тебе одну скалу. Ты ударь по этой скале жезлом, и сейчас же из нее пойдет вода.

Моисей сделал так, как сказал ему Бог. Он взял жезл, ударил по скале, и оттуда потекла чистая, свежая вода. Израильтяне прибежали, наполнили водой свои ведра и кружки и начали пить. Вот уже второй раз Бог дает воду евреям.

Все дальше и дальше шли евреи по пустыне. Наконец пришли они к высокой горе, которая стояла посреди пустыни. Эта гора называется Сипаем.

Однажды взошел на эту гору Моисей, и там явился ему Бог и сказал:
- Поди и скажи израильтянам, что Я для них много сделал добра, перенес их из Египта как бы на орлиных крыльях. Если они будут всегда слушать Меня, то Я сделаю народ этот Моим уделом из всех народов земли.

Моисей спустился с горы и сказал это израильтянам.

Они отвечали:
- Мы будем делать все, что прикажет Господь.

Потом Моисей снова взошел на гору Синай, и Бог сказал ему:
- Скажи израильтянам: сегодня и завтра они должны поститься; в эти два дня они должны вымыться сами и вымыть свои одежды и приготовиться к третьему дню. На третий же день ты приведи израильтян к горе Синаю. Около горы сделай ограду, за которую никто не должен переходить. Кто перейдет, тот умрет. Ты же сам взойди ко мне па гору, и Я дам тебе закон, в котором будет сказано, что должны и чего не должны делать израильтяне.

Моисей сделал все, что сказал ему Бог. Израильтяне мыли свои платья и приготовлялись. Когда наступил третий день, то Моисей привел их к горе Сипаю, а сам взошел к Богу на самую вершину горы.

Теперь израильтяне увидели и услышали такие страшные явления, что очень испугались. Над вершиной горы собрались большие черные тучи. Молнии так и прорезывали воздух. Гром гремел, и гора трепетала, точно она сейчас может развалиться. И посреди этого шума и треска послышался голос, такой сильный, как будто кто трубил в огромную трубу, - это был голос Самого Бога, Который возвестил израильтянам те десять заповедей, которые потом были записаны на двух каменных досках.

Юлиус Шнор фон Каросфельд. Израиль в пустыне, 1860

Сорок дней пробыл Моисей па горе, потом, взял доски и спустился вниз. Израильтяне между тем опять стали жить в своих палатках. Моисей, спустясь немного с горы, остановился и смотрел туда. Там было очень весело. Израильтяне пели и ликовали около одной колонны; некоторые же преклоняли пред ней колени и молились. Увидев это, Моисей сильно рассердился. Обе каменные доски, которые были у него в руках, он ударил о камень так, что они разлетелись вдребезги. Что привело его в такой гнев?

Моисей пробыл на горе Синай сорок дней. Это время показалось очень долгим израильтянам. Они подумали, что Моисей уже более не вернется, поэтому пошли к Аарону и сказали: - Сделай нам бога, который бы вел нас далее по пустыне, потому что мы не знаем, что случилось с Моисеем, отчего он не возвращается.

- Хорошо, - отвечал Аарон, - я вам сделаю бога, принесите только ваши золотые браслеты, серьги и кольца.

Тогда женщины, девушки и юноши принесли свои цепи, серьги и кольца. Аарон взял все эти вещи, положил их в котел, развел под ним огонь и расплавил их и из этого золота отлил золотого тельца. Увидев его, израильтяне закричали: - Вот бог, который вывел нас из Египта.

Потом Аарон велел сделать алтарь, поставил на него тельца и сказал:
- Завтра устроим большой праздник, будем молиться этому тельцу.

Рано поднялись на другое утро израильтяне, принесли тельцу жертвы и начали молиться и плясать от радости.

Во гневе сбежал Моисей с годы, взял тельца и бросил его в огонь. Потом пошел к своему брату и сказал: - Как ты осмелился сделать идола для этого народа? Ты ведь позволил ему ужасно согрешить!

- Господин мой, - отвечал Аарон, - я не виноват. Народ пришел ко мне и требовал, чтобы я сделал им бога, который бы повел их дальше по пустыне, так как они думали, что ты не вернешься назад. И я, чтобы воспрепятствовать этому, потребовал от них таких вещей, которых они пожалели бы дать; но они не пожалели и принесли мне золотые кольца, цепи и серьги.

Моисей велел умертвить тех израильтян, которые были главными зачинщиками богопротивного идолослужения. В один день было убито три тысячи израильтян. Моисей же на другой день пошел на гору к Богу и молился Ему: - Милосердый Боже! Народ очень согрешил, сделав себе идола. Но прости ему этот грех! Если же не хочешь простить, то позволь мне умереть за них!

И Милосердый Бог простил им грех.

Вскоре Моисей снова взошел на гору Синай и получил опять от Бога две каменные доски с десятью заповедями.

Первая заповедь. Я, Господь Бог твой, чтобы у тебя не было других богов, кроме Меня.

Вторая заповедь. Не делай себе кумира и никаких изображений того, что ты видишь вверху на небе, внизу на земле, под землею в воде. Не молись этим изваяниям и не приноси им жертвы - не служи им.

Третья заповедь. Не произноси напрасно имени Божия.

Четвертая заповедь. Соблюден праздничный, день, чтобы свято хранить его; шестъ дней трудись и делай всякие дела свои, а седьмой день посвяти Господу Богу твоему.

Пятая заповедь. Почитай отца своего и матерь свою, и хорошо тебе, будет, и долго проживешь на свете.

Шестая заповедь. Нe убивай.

Седьмая заповедь. Не развратничай.

Восьмая заповедь. Не кради.

Девятая заповедь. Не произноси и не принимай ложного свидетельства, или показания на ближнего твоего.

Десятая заповедь. Не смей и желать жены ближнего твоего, или поля, или слуги, или служанки его, или вола, или осла, или какого-нибудь животного, словом, всего, что принадлежит ближнему твоему.

Каменные доски с десятью заповедями, которые израильтяне получили от Бога, были, по повелению Божпю, свято сохраняемы. Израильтяне построили для этого четырехугольный ящик из дорогого дерева; ящик этот (ковчег) был украшен золочеными резными фигурами и драгоценными камнями. Этот ковчег, куда положили две доски и сосуд с манною, назвали Ковчегом Завета.

Но у евреев не было еще церкин, да они и не могли построить ее, потому что переходили с места па место. Тогда Бог повелел Моисею построить большую палатку из досок и холста. Палатка эта была устроена таким образом, что ее можно было складывать, когда отправлялись дальше, и потом снова распускать. Бог дал Моисею мерку, какой длины, ширины и вышины должна быть эта палатка. Внутри должно быть устроено все великолепно. Там в главнейшей части, называемой "Святое святых", стоял Ковчег Завета; во второй части, которую называли "святилищем", по правую сторону стоял стол с 12 хлебами предложения, по левую - светильник с семью лампадами, а прямо против завесы, ведущей во "Святое святых", находился алтарь, на котором курился фимиам. Пред палаткою был устроен двор, где установлен был жертвенник для сжигания жертв, а также умывальница. Покрывала и занавесы в палатке следовало сделать из прекрасной цветной шелковой материн.

Моисей сделал все, как повелел ему Бог. Тогда палатка получила название Скинии свидепия (т. е. собрания) и стала церковью израильтян.

Аарона Бог назначил первосвященником, т. с. главным священником в той скинии; сыновья же сто были сделаны священниками. Все священники получили особенную одежду, сиявшую золотом, серебром и драгоценными камнями.

Бог посылал для евреев каждый день вкусную и здоровую пищу, манну - как им не быть благодарными Богу? Бог показал евреям Свою славу, когда давал им заповеди, - нужно бы подумать, что нельзя искушать Бога, что страшно прогневлять Его. Но евреи скоро забыли благодеяния Божьи, скоро забывали и бедствия, которые Бог посылал на них за непослушание и ропот.

Опять евреям захотелось мяса, опять они стали кричать:
- Давайте нам мяса, мы помним, что в Египте мы ели рыбу, огурцы, дыни, лук и чеснок, а теперь не имеем ничего.

И обратился Моисей к Богу и просил у Него смерти:
- Господи! Лучше умереть, чем быть с этим народом! Где я возьму им мяса? Ведь их шестьсот тысяч одних мужчин. Если заколоть всех овец и быков или выловить для них из моря всю рыбу, и то будет мало!

Бог видел, как Моисей любит евреев и как евреи обижают Моисея. Не для евреев, по для Моисея, не для того, чтобы удовлетворить жадных евреев, а для того, чтобы показать Моисею, что если его обижают люди, то Бог хранит его, - Господь сделал чудо.

На другое утро налетело множество перепелок. Птицы так устали, перелетая широкое море, что не могли лететь дальше и садились на землю. Евреи брали их просто руками и набрали их так много, что достало бы для всех па целый месяц.

С жадностью набросились они на лакомую пишу, ели, сколько хотели, без всякой осторожности. От объедения многие заболели и умерли; и несколько тысяч похоронено их в пустыне. Это место и названо Гробами похотения (гробами прихоти).

Израильтяне шли все дальше по пустыне и, наконец, подошли довольно близко к обетованной земле, или, как она называлась, Ханаану. Когда они приблизились к обетованной земле, то Бог сказал Моисею: - Пошли нескольких человек, чтобы они осмотрели землю Ханаан.

Моисей выбрал из каждого племени по одному человеку - всего двенадцать - и сказал им: - Подите в землю Ханаанскую и осмотрите ее; посмотрите, сколько пароду живет там, силен ли он или слаб, добрый или злой; посмотрите также, как они живут, в городах или палатках. Также узнайте, плодородна ли эта земля и какие плоды растут там.

Отправились эти двенадцать человек. Они пришли в землю Ханаанскую, внимательно смотрели ее. Когда же возвращались оттуда, то подумали: "Не мешало бы взять плодов из этой страны, чтобы наши братья могли видеть, какие плоды растут здесь". Случилось так, что как раз там, где они шли, стояли виноградники с огромными кистями. Одну такую кисть они отрезали и, чтобы не раздавить ягод, повесили ее на палку. Еле два человека могли нести на плечах эту кисть.

Только через сорок дней вернулись эти 12 человек опять к израильтянам. Те сейчас же окружили их и начали спрашивать: - Хороню ли там в земле, в которую мы идем?

- Нельзя нам идти в эту землю, - отвечали посланные, - потому что там живут настоящие великаны и людоеды. Когда мы становились подле этих высоких людей, то казались маленькими, как мухи.

Услышав это, израильтяне начали плакать и кричать. Они плакали всю ночь и говорили: - Лучше бы мы умерли в Египте! Зачем вывел Бог нас оттуда? Вот теперь великаны убьют наших жен и возьмут наших детей. Лучше бы нам вернуться в Египет.

Тогда вышли два человека, которые также были в обетованной земле, один - Иисус Навин, а другой - Халев, и стали говорить народу: - Не верьте тому, что сказали вам эти люди; они сказали вам неправду, чтобы напугать вас. Земля Ханаан прекрасна. Если же там и встречаются высокие люди, то Бог поможет нам победить их.

Но парод не поверил Иисусу и Халеву и продолжал роптать на Бога. Тогда к Моисею явился Бог и сказал: - Долго ли будет мучить Меня этот народ? Столько добра сделал Я им, и они все-таки не хотят верить Мне. За то, что израильтяне так безбожны, Я накажу их: никто из них, кто теперь старше 20-ти лет, не придет в обетованную землю. Придут туда только дети их, да еще Иисус Навин и Халев. Остальные же все должны умереть в пустыне, где придется им странствовать 40 лет.

Израильтяне очень опечалились, услышав это, но уже нельзя было переменить то, что сказал раз Бог. Они должны были повернуть назад, и Моисею еще много лет пришлось водить их по пустыне.

Исправились на некоторое время евреи, но скоро опять начали роптать на Бога. Бог наказывал виновных, но проходило немного времени, и евреи опять бунтовали.

Они опять пришли в такое место, где не было воды. Евреям следовало бы вспомнить, Что Бог уже два раза давал им воду, значит, и теперь не оставит их без воды, но они подняли шум, стали бранить Моисея и Аарона и кричали: - Зачем мы не умерли раньше! Вы затем завели нас в эту пустыню, чтобы уморить нас и скот наш. Здесь нет ни хлеба, ни плодов, ни воды.

Моисей и Аарон пошли в скинию, упали на землю и молились Богу. И Бог услышал молитвы их.

- Возьми свой посох, - сказал Бог Моисею. - Созови народ и при всех скажи каменной скале, чтобы опадала воду.

Моисей был еще огорчен евреями и сердился на них. Когда они все подошли к скале, Моисей в сердцах сказал: - Послушайте, разве из этой скалы мы достанем воду? - И ударил в скалу два раза. Потекла вода, и ее было так много, что хватило всем: и людям, и скоту.

А Моисей за то, что при народе сказал, что из камня нельзя достать воды, тогда как Бог и теперь велел достать ему воды из камня, Моисей был наказан. Бог сказал ему, что он не войдет в землю Ханаанскую, аум-рет в пустыне.

Сорок лет бродили израильтяне с Моисеем по пустыне. Аарон, брат Моисея, его сестра Мариамна умерли, также умерли и старые израильтяне; дети же выросли.

Тогда повелел Бог израильтянам идти в обетованную землю.

Они подошли почти к самой обетованной земле. Моисей собрал всех израильтян и повторил им еще раз все заповеди, которые дал им Бог, объясняя при этом непонятное. Потом Моисей сказал Иисусу:
- Бог сказал мне, что я не войду в обетованную землю, потому что я скоро умру. После моей смерти ты должен занять мое место и ввести израильтян в страну.

Моисей начал прощаться с израильтянами и говорил им:
- Веруйте в Бога, бойтесь Его и исполняйте Его заповеди. Не забывайте никогда, сколько добра сделал Он вам. Он вывел вас из Египта, помог счастливо перейти чрез глубокое и широкое море. Он давал вам хлеб, мясо, воду, дал Свои святые заповеди. И теперь Он ведет вас в чудную страну, где много хлеба, плодов, молока и меда. Не забывайте Господа, и Он никогда не оставит вас, и вы будете самым счастливым народом.

Сказав это, Моисей простился с израильтянами и взошел на гору, которая называлась Навав, с этой горы видна была земля Ханаанская.

Там явился ему Бог и сказал:
- Подними глаза твои и посмотри на землю, которую Я даю израильтянам; но ты туда не войдешь.

Моисей поднял глаза и начал смотреть на обещанную страну, на ее зеленые долины, цветущие луга, на приятные ручейки и прохладные леса. Он видел там роскошные виноградники, великолепные фруктовые деревья, прекрасные города, пасущиеся стада.

Здесь, на этой горе, 120 лет от роду и умер Моисей. Никто не нашел ни его тела, ни его могилы.

После смерти Моисея Иисус Навин сделался предводителем израильтян и получил повеление от Бога идти в обетованную землю.

В Ханаане жило очень много разных народов. Там было также много городов. Когда израильтяне захотели войти в страну, то эти люди не пускали их, так что часто случались спор и война. Каждый раз, когда они входили в новый город, то приходилось им воевать с жителями этого города. Бог помог евреям завоевать половину Ханаанской земли. Надо им было завоевать и другую половину. Но тут встретилось препятствие.

Посредине обетованной земли протекала большая река Иордан.

Подходят они к Иордану. Ни мостов, ни лодок, ни плотов нет.

юлиус Шнор фон Каросфельд. Переход чарез Иордан, 1860

Но Бог провел их через море, поможет им переправиться и через реку.

Три дня стояли они па берегу реки. На третий день Иисус Навип велел евреям молиться и поститься, как перед великим праздником. На четвертый день Иисус Навип велел им идти. Впереди священники несли Ковчег Завета. Лишь только священники опустили свои ноги в воду, вода остановилась. С одной стороны была высокая стена из воды, а с другой вода стекала вниз по реке. Священники пошли по дну, остановились на середине реки и стояли, пока не перешли все евреи. Тогда священники вышли из реки, и высокая водяная стена с шумом упала, и река потекла по-старому. Много приходилось евреям воевать с жителями земли Ханаанской, много приходилось отнимать городов. Но сильнее всех были жители города Иерихона, и во всей земле не было города крепче Иерихона: вокруг него стояли крепкие, высокие каменные стены; ворота городские были тоже крепки. Евреям печем было разбить стены, печем было проломить ворота, не было у них и лестниц, чтобы влезть на стены. На стенах стояли иерихонские жители, и, если какой смельчак из евреев слишком близко подходил к стене, то в него или пускали стрелы, пли бросали камни и могли убить. И пе взять бы евреям города Иерихона, не победить бы его жителей, если бы им не помог Сам Бог.

Иисус Навип велел священникам нести Ковчег Завета вокруг города, а всему народу идти сзади. Так они обходили вокруг города шесть дней по одному разу. В седьмой день евреи встали, едва только стало рассветать, и обошли вокруг города семь раз; лишь только обошли в седьмой раз, как молчаливый дотоле народ вдруг издал потрясающий вопль, священники затрубили, и твердые стены иерихонские упали.

Евреи со всех сторон бросились в город и оставили в живых только одну добрую женщину Раав.

Эта добрая женщина пустила ночевать в свой дом двух евреев, которые раньше приходили осматривать город. II когда соседи ее, узнав, что у нее почуют два еврея, хотели убить их, она потихоньку спустила их в большой корзине за окно, и тем спасла им жизнь.

Взяли евреи, с помощью Божьей, такой крепкий город, как Иерихон, и неприятели не убили v них ни одного человека.

Нужно было теперь евреям взять небольшой городок Гай. Жителей в этом городке было немного. Евреи надеялись, что Бог поможет завоевать им и этот городок. Они послали чуда три тысячи человек. Жителей в Гае было меньше, но они прогнали евреев и убили у них тридцать шесть человек.

Видят евреи, что Бог не помогаем им. За что же прогневался на них Господь? Стали они плакать и молиться Богу. И вот Бог открыл Иисусу Папину, за что Оп оставил евреев и не помогает им.

Когда евреи подошли к Иерихону и увидели, что им не взять этого города, они стали молиться Богу, чтобы Он помог им победить неприятелей. Они обещали ничего не брать себе, что найдут в городе, все сжечь, а золото, серебро и медь отдать в скинию (свою церковь), чтобы там сделали подсвечники, кадила и чаши. Но один еврей Ахап не исполнял этого. Оп взял вещи, которые поправились ему, и спрятал. Ахай не сдержал обещания, которое вместе с другими дал Богу.

Хотя этого никто не заметил, но видел Бог и сказал Иисусу Навипу:
- Один между вами не сдержал обещания и не исполнил Моей заповеди. Он украл, и до тех пор, пока он не будет наказан, вы не одержите ни одной победы.

На другой же день Иисус Навин собрал всех израильтян, и вор был открыт. Иисус подозвал его к себе и сказал: - Сын мой, вспомни, что Бог все знает и потому открой мне все, что ты сделал. Ахан отвечал:
- Теперь я вижу, что согрешил пред Богом. Я во всем признаюсь. Я нашел прекрасную одежду и взял ее, взял много золота и серебра.

- И куда же ты спрятал все это? - спросил Иисус Навин.

- Я все это закопал в землю под моим шатром, - отвечал Ахан.

Иисус Навин тотчас же послал несколько человек обыскать его шатер. Нашли сокровища и принесли их. Ахан, его сыновья и дочери были отведены в долину и там побиты каменьями. Одежда же, золото, серебро, которое украл Ахан, его быки, ослы и овцы и даже его шатер были сожжены. Так наказал Бог Ахана за то, что он преступил Его восьмую заповедь, так как в восьмой заповеди Бог говорит: "Не укради".

На том месте, где Ахана побили каменьями, израильтяне набросали огромную кучу камней; этот памятник должен был предостерегать всех, проходящих мимо и напоминать им о заповеди Божьей: "Ты не должен красть".

Наконец евреи завоевали всю землю Ханаанскую.

Тогда Иисус Навин разделили всю обещанную Богом израильскому народу землю между двенадцатью коленами; каждое колено заняло часть страны; земля Ханаанская была разделена на 12 частей.

Евреям так понравилось в земле обетованной, что никто из них и не вспоминал уже о Египте и никто не желал туда вернуться.