Вавилоно-ассирийскал (или, как ее еще называют, шуме-ро-аккадская) мифология
- одна из древнейших. Письменные и другие материальные источники (печати, оттиски
печатей), дающие представление о мифологических воззрениях народов, живших в
Междуречъе, в долинах Тигра и Евфрата, существуют с VI-Ш тысячелетия до нашей
эры.
Шумерийцы и аккадцы, благодаря умению записывать тексты, донесли до потомков
не только мифы о богах, олицетворяющих природные явления и силы природы, по
и их имена - Мама (богиня-мать), ан (бог неба), Уту (бог солнца), Наина (боглуны),
Ипанпа (богинялюбви и войны), Эрешкигалъ (царица подземного царства), Ашшур,
Адад - главные для ассирийцев божества и множество других.
Эта древняя мифология, как, впро!че,м, и некоторые иные, xapaKmefma тем, что
она многоеариативпа - многие местности, города-государства, племена имели не
только своих божеств, но и целые системы мифов и легенд. Наряду с общими богами
(плодородия, воды, воздуха, пастушества, любви, солнца и т.д.) поклонялись богам-покровителям
городов и общин, героям-богам и обожествленным царям.
В шумеро-аккадских мифах шфедки мотивы и сюжеты, роднящие их с мифами других
пародов - например, о потопе; о подземном мире ме()твых, в который можно попасть
только с помощью перевозчика, доставляющего души умерших; о разделении единой
сущности на землю и небо; о сотворении человека из глины и т. д.
Собственно мифов о сотворении мира у вавилонян и ассирийцев не так уж много
в отличие от- мифов, посвященных многочисленным богам, жизнь которым дала Намму
(она же, кстати, сотворила небо и землю, от союза которых родился Эплиль, создавший
потом все необходимое на земле).
Наряду с мифами о божествах до пас дошло и немало героических сказаний, одно
из которых - о Гилъгамеше. По одним ве\)сиям это был бог, по другим - полубог,
по третьим - исторический царь Урука. По одним гипотезам, он рожден демоном,
по другим - появился на свет от брака царя и богини. Он правил 126 лет и остался
одним из наиболее популярных народных героев, эпос о котором создавался в течении
тысячелетий.
Гилъгамеш совершает ряд подвигов, которые позволяют поставить его в один ряд
с такими героями, как Геракл. Это не только победа, одержанная в противоборстве
с богиней Иштар, не только сражение с царем Элама Хумбабой, который охраняет
лес священных кедров, но и победа над самим собою. Гилъгамеш побеждает войска
Аги; не боясь гнева самого Энлиля, побеждает Хумбабау; уничтожает посланного
богиней небесного быка; не боится спуститься к самой царице подземного царства,
ибо того требует долг дружбы и т. д. Желая быть бессмертным и понимая,, что
вечная жизнь дарована лишь богам, Гилъгамеш приходит к мысли, что достойная
жизнь и славные дела -тоже залог бессмертия, только в иной форме - в памяти
своего народа. И для этого вовсе не обязательно уподобляться божеству - надо
лишь сохранять и развивать в себе лучшие человеческие качества.
Сохранившийся на глиняных табличках текст о Гилъгамеше имеет несколько вариантов
(так, только в аккадском варианте - три версии). Еще в древности они был переведен
на многие языки, а образ героя был воплощен в скульптуре и живописи.
В нашем издании это произведение дается в переводе Николая Гумилева.
|