ЛЕГЕНДЫ И СКАЗАНИЯ АНГЛИИ

РОБИН ГУД

 
 

РОБИН ГУД

БЛАГОРОДНЫЙ РАЗБОЙНИК

IV и XV века - время расцвета английской и шотландской народной поэзии. Наиболее распространенные жанры ее - песня и баллада, великое множество которых посвящено благородному разбойнику, герою легенд Робин Гуду.

Не только книжные поэты средневековья, но и писателя Возрождения (например, Шекспир) вдохновлялись образами устного народного творчества и использовали их, в своих произведениях.

Балладами считаются не авторские эпические произведения с примесью лирических и драматических элементов, имевшие строфическую форму и предназначавшиеся для пения, нередко сопровождавшегося игрой на музыкальных инструментах.

Баллада написана рифмованным стихом, делится на строфы, из которых рифмуются вторая и четвертая, заключающие в себе по три у дарения; первая и третья строки не рифмуются и заключают в себе по четыре ударения каждая.

Несмотря па то, что сюжеты баллад повторяются, ни одна из баллад не исполняется без изменений, ибо певец в процессе пения (рассказа) добавляет что-то свое, пользуясь различными языковыми приемами - например, различными метафорами, эпитетами, разными традиционными зачинами и эпическими формулами.

В начале XIV века встречается и первое упоминание в памятнике письменности о Робин Гуде.

Происхождение баллад различно. Это и христианские легенды, и эпические песни, и рыцарские романы, и даже античные сюжеты.

Для всех баллад характерна фрагментарность повествования, то есть действие ведется скачками, безо всяких предварительных введений и дополнительных объяснений. Этот факт может объясняться изначальной подготовленностью аудитории, которая знала сюжеты всех баллад.

Одну из самых больших групп составляют баллады исторические, то есть баллады, в которых идет речь о реально существовавших личностях или произошедших в действительности событиях.

Например, известна во многих вариантах баллада «Охота у Чивиотских холмов» о столкновении на спорной пограничной полосе у диких Чивиотских гор. По всей вероятности, эта баллада была знакома и Шекспиру, как заключают исследователи его творчества, основываясь на намеках в 1-ой части «Генриха IV». Следы влияния этой баллады находят и в «Песнях Оссиана» Макферсона, в поэмах и романах сэра Вальтера Скотта.

Что касается Скотта, то именно ему принадлежит честь собрания и записи баллад и песен Шотландии, которые были изданы под названием «Песни Шотландской границы» (1802-1803). Тут будет уместным заметить, что шотландские баллады дошли до нас в более неиспорченном, неповрежденном, виде, чем баллады английские.

Не менее известно и собрание баллад профессора Ф. Чайлда в десяти томах «Английские и шотландские попушфные баллады» (1882-1898), куда включены все существующие варианты и сюжеты баллад.

Из всех героев английских баллад наибольшей популярностью пользовался благородный разбойник Робин Гуд, лицо реально, как считают, многие исследователи, существовавшее в XII веке. Баллады о Робин Гуде собраны в целые, своды, циклы, которые существовали и переписывались на протяокеиии XV-XVI веков. Однако помимо этих сводов существовало еще великое множество отдельных баллад о благородном разбойнике и его вольнице.

В дополнениях Вальтера Боуэра (1450) к хронике абердинца Фордуна есть под датой 1266 следующая запись: «... Между людьми, лишенными собственности, был знаменит разбойник Роберт Гуд (так в хронике!), которого народ любил выставлять героем своих игр и театральных представлений и история которого, воспеваемая странствующими певцами, занимает англичан более других историй».

В латинской «Истории Великобритании» 1521 года Джона Мэра встречаются указания, что Робин Гуд и его славный помощник Маленький Джои жили во времена Ричарда Львиное Сердце. По утверждению историка, Робин Гуд стоял во главе сотни вольтах стрелков, которые были совершенно недосягаемы для поиск государя. Разбойники грабили только богатых, сирых и слабых защищали, не причиняли никакого зла женщинам. Воспевались подвиги Робин Гуда по всей стране Английской.

Шекспир и Бен Джонсон тоже неоднократно упоминают о славном разбойнике. А предшественник Шекспира Роберт Грин даже посвятил ему целую пьесу.

В конце XV века были очень распространены театральные представления на тему «Робин Гуд и его приключения». В первой половинеXIXвека была оченъ популярна версия, в которой Робин Гуд считался борцом против завоевавших Англию нормандцев. Такой тачки зрения npuдeржuвaлucъ Вальтер Скотт (роман «Айвенго») и французский историк Огюст Тьерри (работы «Завоевание Англии нормандцами» и «РобииГуд»).