СКАЗАНИЯ ФРАНЦИИПервые эпические поэмы во Франции назывались «жесты», или «песни о деяниях».
До наших дней их дошло около девяноста. Создавались они в X веке жонглерами,
или бродячими певцами. В основе поэм лежали важнейшие исторические события VIII-X
веков, эпохи переселения народов и войн Карла Великого. Первоначально это были
сказания о каком-либо славном событии. Затем на первый план в них стал выдвигаться
герой, выдающаяся личность, и наконец, отдельные такие произведения стали складываться
в циклы. Наиболее популярным был цикл повествований, связанных с именем Карла
Великого, прославленного императора франков. Широко известна входящая в этот
цикл «Песнь о Роланде», великолепный памятник французского героического эпоса.
Это поэма о неравной битве с жестоким врагом, проникнутая любовью к своей земле,
мотивами верности и самопожертвования. «Песнь о Роланде» - самое раннее произведение
французской литературы, с которым знакомятся дети и во Франции, и в других странах.
Наиболее древней редакцией песни считается так называемый Оксфордский список,
датируемый XII веком. Поэма сложена о подлинном историческом событии, связанном
с неудачным походом Карла Великого в Испанию: когда Карл со своим войском покидал
в 778 году эту страну, на его арьергард в ущелье напали баски. Исторический
эпизод, преображенный фантазией рассказчика, превратился в героическую песнь
о битве франков-христиан с неверными, сарацинами. Главный герой, рыцарь Роланд,
вступает в тяжелый и неравный бой и воспевается за свою беспримерную храбрость
и верность долгу, а предавший франков вероломный Гвепелон порицается. Ярко обрисован
и верный друг Роланда, благородный и мудрый Оливьер. Он просит рыцаря трижды
протрубить в рог, чтобы призвать на помощь войско Карла.
Карл Великий - защитник веры и мира, по его молитвам Бог совершает чудеса.
Он дорожит честью Франции и гордится ее героями - рыцарями Роландом и Оливьером.
Это образ доброго и мудрого правителя, тогда как в Роланде французский народ
воплотил свой героический идеал.
«Песнь о Роланде» является лучшим произведением о христианском средневековом
рыцарстве, о славных пэрах императора Карла и о прекрасной Франции, которую
они защищали от врагов.
Таким образом, в средние века сложился идеал чести и доблести рыцарства. И
существенная роль в создании этого идеала принадлежала французской рыцарской
поэзии и роману XII-XIII веков. Такая литература называлась во Франции куртуазной,
от французского слова «сот», т.е. «двор». Имеется в виду жизнь рыцарей при дворе
феодала или короля, которому они служили. При дворе создавалась и рыцарская
литература. Центром, куртуазности становится Прованс, южная провинция Франции.
Французские же поэты того времени назывались трубадуры и труверы, и главной
темой их поэзии делается любовь, которая понимается как чувство, охватывающее
всего человека, облагораживающее его и влекущее к прекрасному и возвышенному.
Любовь предполагала рыцарское служение даме. Таким вдохновенным гимном любви
стала легенда о Тристане и Изольде.
К этому сюжету обращались многие поэты.
Однако среди множества романов о Тристане и Изольде наиболее интересными считаются
версии труверов Берут и Томаса. В этом произведении присутствует резкий конфликт
между чувствами главных героев и обстоятельствами их жизни, предстают страдания
любви. «Сердце человека стоит золота целой страны», - говорит Тристан. Прекрасный
и бесстрашный рыцарь, он служит своему повелителю, королю Марку. Но так же самоотверженно
Тристан служит и даме своего сердца, Изольде. Роман прославляет любовь, которая
сильнее смерти. И сам король, узнав о смерти любящих, велит похоронить их рядом.
Случилось чудо, когда зеленый терновник с благоуханными цветами вырос па могиле
Тристана и перекинулся па могилу Изольды, воплощая торжество любви.
XIII век-время заката рыцарского романа и провансальской лирики, которая стала
родоначальницей европейской поэзии. На смену им приходит городская литература.
Ее основной чертой является сатиричпость, пародирование рыцарства и воинственных
феодалов, и изображает она обыденную жизнь, восхваляя смекалку и рассудительность.
В ней отразился процесс роста средневековых городов, когда на сцену выдвигается
новый герой - хитроумный горожанин-торговец.
Значительным памятником городской литературы Франции стал «Роман о Лисе». Этот
старо французский стихотворный роман, возникший на рубеже XII-XIII веков, представляет
собой средневековый животный эпос. В нем собраны забавные и поучительные истории
о животных, рассказанные в сатирическом ключе и прозрачно намекающие на мир
людей. В формировании «Романа о Лисе» сыграла важную роль басенная традиция,
идущая еще от античности. После того, как сложился основной корпус романа, стали
возникать его продолжения, переделки и переводы на немецкий, фламандский, английский
и другие языки.
Вместо благородства и кодекса чести мы видим теперь хитрость и расчетливость.
Именно таким хитрецом и оказывается Лис, которому удается водить за нос всех
зверей в лесу. Можно узнать свойства человеческого характера и в неповоротливом
медведе, и во властном льве, и в злобном волке, и в крикливом петухе. Изобретательность
Лиса не знает границ: он и англичанином может прикинуться, и добыть себе пищу
там, где другие бессильны, и над своим противником-волком подшутить. Но и от
других зверей лесного царства ему достается по справедливости.
На основе этого средневекового романа великий немецкий классик Гете в конце
XVIII века написал свою знаменитую поэму «Рейнеке-Лис».
|