СЛАВЯНСКАЯ И РОССИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

 
 

ВСТУПЛЕНИЕ

Изустные предания, конечно, составляют драгоценный источник, но сами по себе они не могут никогда удовольствовать историка в полной мере. Сей требует еще, кроме всего того, неизмен-ных памятников, избегших от опустошения времени. В учении о богах могут служить такими памятниками: сочинения и изображения идолов, священные в древности сосуды, храмы, обычаи, сохранившиеся доселе, и тому подобные предметы. Но всего этого у славян или вовсе нет, или есть очень немного.

Сочинений о идолопоклонстве, писанных или современниками, или жившими скоро после них писателями, находится у них весьма мало. Но они имели стихотворцев, и притом во времена мрачнейшей древности.

Это доказала нам недавно в России найденная песнь из двенадцатого века. Песнопевец "Слова о полку Игореве" упоминает еще в стихотворении своем о Бояне, который жил гораздо прежде, и еще более прославился в стихотворном искусстве. Но где его сочинения? Где сочинения, может быть, других еще многих писателей? И они равно поглощены все пожирающим временем; а гордый южный европеец мог предков наших называть варварами! Конечно, встречаются немногие и притом весьма рассеянные известия, которые, однако ж, сообщают то одни только имена, то недостаточные и темные повествования. Тут нужен дух опытного критика, чтобы из этого хаоса образовать нечто целое.

Изображения богов находили иногда, но не везде.

В России все совершенно пропало, или по крайней мере до сих пор не обнаружилось. Может статься, кое-что скрывается еще в углу какого-нибудь монастыря; но кому до того нужда? Предки наши весьма ревностно принялись за новую свою веру; они разбили, уничтожили все, и не хотели, чтобы потомству их остались признаки заблуждения, которому они дотоле предавались.

Утвари, предметы богослужения, во множестве найдены в Прильвице, но они по большей части уже были испорчены. Верно есть еще несколько таких любопытных вещей в доме какого-нибудь невежи, или суеверного человека, а это все равно, как если б их и вовсе не было.

Иллюстрация из книги "Русские былины и сказания". С-Петербург, 1894-95 гг.

Храмов не только у славянских народов совсем не осталось, но у гер-манских и других наций произошло то же самое, кроме Италии. Обычаев языческих славян сохранились еще некоторые остатки в России, Богемии, Польше и других местах. Без сомнения к тому, чтобы почитать их такими, нужно глубокое, основательное знание древностей.

Кроме этих, хотя и недостаточных источников, есть у нас, россиян, еще два посторонние источника, состоящие в наших песнях и народных сказках. Невероятно, как в этих двух предметах находится сокровище не только для нашей мифологии, но и во многих других отношениях.

Жаль только, что это сокровище долго пребывало в неизвестности не только у иноземцев, но даже и у соотечественников наших.

Что касается до песней, то есть у нас многочисленные собрания их, которых число простирается до двенадцати книг.

В русских песнях находится много характерного; на многих остался отпечаток седой древности; иные ж из них происходят из языческих времен, потому что в них упоминаются часто имена некоторых русских богов.

Другой источник составляют простонародные сказки, из коих некоторые в самом деле басни, а другие - небольшие рыцарские роман. Тут с патриотическим жаром повествуются деяния героев древности и мрачными красками изображается несчастие России под игом татар. Тем занимательнее для русской мифологии то, что в них нередко упоминается о древних божествах, чудесах, волшебницах и проч.

Прежде чем сказать о судьбе славянской мифологии, заметим теперь нечто о самом богоучении со всевозможною краткостью.

Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг земли. Земля показана или схематчично (штриховкой) или красочными жизненными сценами. Над схемой земли изображался небосвод в виде огромного круга с шестилучевыми фигурами внутри.