МИФОЛОГИЯ МОНГОЛОВ
По сравнению с другими, монгольская мифология относительно молода - она существует
в пределах новой эры. Принято считать, что ее составляют мифы и легенды самых
разных монголоязычных народов и племен-монголов, бурят, ойратов, чахаров, дагуров
и др. Исследователь С. Ю. Неклюдов пишет, что «мифологическая система у монгольских
народов едина, различия (областные, племенные, национальные) незначительны.
Объясняется это непрерывностью этнокультурных взаимодействий, общностью литературного
языка, обеспечивавших циркуляцию по всему монголоя-зычному миру рукописей с
обрядово-мифологическими текстами».
К таким текстам относятся как легенды первых веков нашей эры, так и «Сокровенное
сказание», датируемое XIII веком, и эпические поэмы, и летописи XVII века, и
«Гесериада. Сказание о милостивом Гесер Мерген-хане, искоренителе десяти зол
в десяти странах света», и произведения, представленные в «Халха-монголъском
героическом эпосе», в «Монголъско-ойратском героическом эпосе»...
Несмотря на определенную целостность мифологической системы, представление
о мире и мироздании у разных монгольских народов все же нередко выражено показному:
некоторые поклоняются основным божествам - небу и земле; наряду с почитанием
солнца и луны почитаются многочисленные духи и тотемные животные; наиболее распространенным
в последние века считается мнение, что на небе существует 99 богов...
Что касается космогонии, то из монгольских мифов можно заключить, что небо
существовало всегда, а земля из маленькой кочки со временем выросла до мировой
горы, доходящей вершиной своей до самой Полярной звезды; при этом сама земля
представляет собою огромный квадрат, лежащий на рыбе или черепахе. Земля в представлениях
монголов (как, впрочем, и небо), имеет много слоев.
О происхождении человека существует несколько гипотез. Одна из них повторяет
сюжет, существующий в мифах многих народов, а именно - первочеловека создали
из земли, а душу в него вдохнул бог. Более ранняя версия: человек произошел
от земной матери-духа и небесного отца. Существует также миф (вероятнее всего,
заимствованный) о том, что все люди ведут свое начало от первой пары, которую
за непослушание изгнали с неба на землю.
Читая монгольские мифы, следует помнить, что они в определенные периоды времени
подвергались влиянию - иногда китайскому, иногда индийскому (об этом - в «Буддийской
космологии» О. Ковалевского, изданной в 1837 г. в Казани).
Одна из особенностей монгольских мифов - ярко выраженный гигантизм: гигантская
черепаха, мировая гора, мировое дерево, божества-гиганты. Практически все, существующее
на земле, управляется духами эдзенами и подвластно им, как и они сами, в свою
очередь, подвластны своему хозяину по имени Цаган Эбуген.
Существование духов-защитников уравновешивается наличием темных духов, которых
тоже превеликое множество -колчин, тереи, алмас, шулмас, чот-гор, тутгер и др.
Это - переродившиеся души умерших неправедной смертью или грешивших при жизни.
По верованиям монголов, поскольку человек произошел от неба и земли, то у него
как минимум две души: небесная и земная. После смерти небесная возвращается
на небо, а земная остается и при некоторых обстоятельствах может превратиться
в одного из темных, злых духов.
Один из наиболее популярных мифологических героев - Гесер, сын небесного царя,
который стал повелителем 10 стран света, одержал блистательные победы над многими
демонами, обладал способностью ловить души врагов и уничтожать разнообразных
чудовищ. Практически все монгольские, тюркские и тибетские народы имеют собственные
произведения, связанные с культом Гесера.
В нашем издании мифы и сказания монголов представлены коллекцией фольклорных
произведений, записанных в начале века и с тех пор более не издававшихся.
|