МОНГОЛЬСКИЕ МИФЫ

 
 

МИФОЛОГИЯ МОНГОЛОВ

По сравнению с другими, монгольская мифология относительно молода - она существует в пределах новой эры. Принято считать, что ее составляют мифы и легенды самых разных монголоязычных народов и племен-монголов, бурят, ойратов, чахаров, дагуров и др. Исследователь С. Ю. Неклюдов пишет, что «мифологическая система у монгольских народов едина, различия (областные, племенные, национальные) незначительны. Объясняется это непрерывностью этнокультурных взаимодействий, общностью литературного языка, обеспечивавших циркуляцию по всему монголоя-зычному миру рукописей с обрядово-мифологическими текстами».

К таким текстам относятся как легенды первых веков нашей эры, так и «Сокровенное сказание», датируемое XIII веком, и эпические поэмы, и летописи XVII века, и «Гесериада. Сказание о милостивом Гесер Мерген-хане, искоренителе десяти зол в десяти странах света», и произведения, представленные в «Халха-монголъском героическом эпосе», в «Монголъско-ойратском героическом эпосе»...

Несмотря на определенную целостность мифологической системы, представление о мире и мироздании у разных монгольских народов все же нередко выражено показному: некоторые поклоняются основным божествам - небу и земле; наряду с почитанием солнца и луны почитаются многочисленные духи и тотемные животные; наиболее распространенным в последние века считается мнение, что на небе существует 99 богов...

Что касается космогонии, то из монгольских мифов можно заключить, что небо существовало всегда, а земля из маленькой кочки со временем выросла до мировой горы, доходящей вершиной своей до самой Полярной звезды; при этом сама земля представляет собою огромный квадрат, лежащий на рыбе или черепахе. Земля в представлениях монголов (как, впрочем, и небо), имеет много слоев.

О происхождении человека существует несколько гипотез. Одна из них повторяет сюжет, существующий в мифах многих народов, а именно - первочеловека создали из земли, а душу в него вдохнул бог. Более ранняя версия: человек произошел от земной матери-духа и небесного отца. Существует также миф (вероятнее всего, заимствованный) о том, что все люди ведут свое начало от первой пары, которую за непослушание изгнали с неба на землю.

Читая монгольские мифы, следует помнить, что они в определенные периоды времени подвергались влиянию - иногда китайскому, иногда индийскому (об этом - в «Буддийской космологии» О. Ковалевского, изданной в 1837 г. в Казани).

Одна из особенностей монгольских мифов - ярко выраженный гигантизм: гигантская черепаха, мировая гора, мировое дерево, божества-гиганты. Практически все, существующее на земле, управляется духами эдзенами и подвластно им, как и они сами, в свою очередь, подвластны своему хозяину по имени Цаган Эбуген.

Существование духов-защитников уравновешивается наличием темных духов, которых тоже превеликое множество -колчин, тереи, алмас, шулмас, чот-гор, тутгер и др. Это - переродившиеся души умерших неправедной смертью или грешивших при жизни. По верованиям монголов, поскольку человек произошел от неба и земли, то у него как минимум две души: небесная и земная. После смерти небесная возвращается на небо, а земная остается и при некоторых обстоятельствах может превратиться в одного из темных, злых духов.

Один из наиболее популярных мифологических героев - Гесер, сын небесного царя, который стал повелителем 10 стран света, одержал блистательные победы над многими демонами, обладал способностью ловить души врагов и уничтожать разнообразных чудовищ. Практически все монгольские, тюркские и тибетские народы имеют собственные произведения, связанные с культом Гесера.

В нашем издании мифы и сказания монголов представлены коллекцией фольклорных произведений, записанных в начале века и с тех пор более не издававшихся.