МОНГОЛЬСКИЕ МИФЫ

 
 

О ПРОИСХОЖДЕНИИ БО (ШАМАНОВ)

Первого бо звали Даин-Дэрихе. Жил он в местности Напчин-Бумба-рай, на верховьях Желтой реки. Силу свою он получил от духов, и ему помогали одинаково и земные, и небесные, и чистые, и нечистые.

Однажды он стал играть в карты с Далай-Ламой. Игра продолжалась три года, и, когда подсчитали результаты ее, оказалось, что бо проиграл так много, что не в состоянии заплатить. Начался спор, который перешел на тему о том, кто из них сильнее. Решили испытать свои силы - кто из них в одну ночь отнимет у смерти больше жизней. Если бы слабейшим оказался Даин-Дэрихэ, он навсегда подчинился бы Да-лай-Ламе, если бы оказался более сильным, он бы этим отыграл весь свой карточный долг.

К следующему утру Далай-Лама спас 1 000 человек, а Даин-Дэрихэ 1 300. Тогда Далай-Лама сказал ему:

- Я вижу, что ты хороший человек. Поезжай в Монголию, там такие люди, как ты, нужны.

Бо не стал спорить, взял свои принадлежности, сел на коня и поехал.

В местности Алык-Тэга он остановился отдохнуть. Было очень жарко, а тени никакой. Тогда он взял половину своего барабана, повесил его на воздух и укрылся в его тени. Уезжая, он забыл взять повешенную на воздух половину барабана и остался поэтому с неполным барабаном, как бы с бубном. Оттого теперь у всех бо не барабаны, а бубны.

Рисунок Б.А. Филистинского. Иллюстрация из книги "Гесперида", 1935

В Монголию Даин-Дэрихэ приехал как раз в то время, когда Чин-гис-хан справлял свадьбу одной из своих дочерей с Хэнтэ-ханом.

Узнав, что приехал знаменитый бо, хан велел его пригласить во дворец. Даин-Дэрихэ отказался, говоря, что он торопится, но после второго приглашения все же заехал. Напившись чаю, он однако стал собираться в путь, но Чингис-хан стал его удерживать. Тогда бо заявил, что должен сходить напоить своего коня, так как поручить этого никому не может, ибо конь посвящен одному духу.

Возвращаясь с водопоя, он во дворе увидел невесту, и, должно быть, она ему очень понравилась, так как он схватил ее, посадил к себе на седло и поскакал. Царевна не сопротивлялась. Это произошло на глазах у многих людей и было немедленно доложено хану, который, не теряя времени, пустился за ним в погоню.

Когда бо услыхал, что его настигают, он бросил сначала свою чашку, потом четки и, наконец, юрту. Местности по брошенным им вещам называются теперь Аик-Харула, Эриха-Харула и Гыры-Харула.

Потом он перескочил через несколько гор, но наконец был настигнут Чингис-ханом около перевала Урмогайты (Урмукты) в Алтае.

Тогда он обратился в каменный столб, царевна же убежала на гору Дэрхин-Агуй, на которой спряталась в расселине и также окаменела. Видны только остались ее груди, из которых потекли источники, образовавшие озеро Цеген-Нур.

Окаменевшего бо Чингис-хан пытался убить - несколько раз рубил ему голову, но меч его только тупился. Пробовал повесить его, но аркан, накинутый на Даин-Дэрихэ, каждый раз обрывался. Тогда бо сказал ему:

- Не убивай меня, и я буду тебе всегда помогать.

Хан пощадил его, взяв с него обещание, что все силы он употребит на помощь монголам. Даин-Дэрих обещал не только свою помощь, но и помощь подчиненных ему десяти знахарей Дошкот и сдержал свое обещание, несмотря на то, что был каменным столбом.

От Даина-Дэрихэ произошли бо, вызывающие нечистую силу, от десяти Дошкот - вызывающие небесных духов.

Окаменевшего Даина-Дэрихэ можно и теперь еще видеть около озера Цеген-Нур (теперь Дайн-Hyp в Алтае под перевалом Урмогайты). Он пользуется большим почетом, и к нему ежегодно для поклонение приезжают шаманы из разных местностей.

От дочери Чингис-хана произошли два источника, имеющие целебное свойство, и к ним стекается масса народу. Больные от купанья выздоравливают, бездетные получают детей. До самой царевны добраться невозможно, она заключена в отвесной скале, и потому люди сделали каменное ее изображение, которому поклоняются и приносят жертвы. Это изображение ее стоит также на берегу озера Даин-Нур, около сараев Бийских купцов. Окаменевший же Даин-Дэрихэ находится на противоположном берегу озера.

После Даина-Дэрихэ во время Чингис-хана в Алтае жил еще один большой бо, у которого было девять белых коней и девять белых шуб. Жил он в пещере, и теперь ежегодно в эту пещеру ездят девять бо на белых конях и в белых шубах, молятся ему и приносят жертвы.

Не исторический ли это шаман Гекчи?