МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ КИТАЯ
Китайские (а вернее - древнекитайские) мифы не только существовали, но и уже
были письменно запечатлены еще 1 400 лет до нашей эры в трактате «Шуцзин» («Книга
истории»).
Но наиболее значительным по количеству и составу мифов можно считать сочинение
«Книга гор и морей» («Шань хай цзин»), существующее с IVвека до н.э.
Долгое время, вплоть до конца XIX века, мифы и легенды Китая, равно как и сведения
о них, оставались почти неведомыми для российского читателя -только в 1892 году
выходит в свет первый самостоятельный значительный труд по этой теме-книга профессора
С.М. Георгиевского «Мифические воззрения и мифы китайцев», а затем его же работы
- «Первый период китайской истории» (1885), «Принципы жизни Китая» (1888).
Во многом это связано с тем, что «Поднебесная империя» достаточно отдалена
от Европы; во многом - с тем, что китайский язык далеко не всем был доступен;
не на последнем месте в этом ряду стоит и влияние поздней китайской философии
- например, конфуцианство, проводя тщательный отбор мифов (точнее - песен, поскольку
изначально они исполнялись под музыку), из трех тысяч оставило всего три сотни:
как пояснял древний историк Сыма Цянъ, «то, что соответствует правилам».
Как и многие другие древние народы, китайцы в своей мифологии производят все
существующее на Земле от первобытного хаоса Хунъ-тунъ, который и породил из
своей темноты прародителей - Пань-гу (первого человека, котрый воспринимается
как именно первопорядок) и Нюй-ва (полуженщину-полудра-кона, Всеобщую Мать).
Первый сотворил вселенную и явления природы, а вторая - богов, героев и человека.
Образы Пань-гу и Нюй-ва в разных источниках трактуются показному. Несомненным
считается, что самозародившийся в похожем на куриное яйцо хаосе Пань-гу рос
около 18 тысяч лет, по мере своего роста отделяя небо от земли давая жизнь дню
и ночи, ветру и молнии и т. д. Когда он умер, то все части его тела стали основой
мироздания - один глаз превратился в солнце, а другой в луну, его руки и ноги
стали горными вершинами, волосы - деревьями и травами, плоть - почвой, кровь
-реками и т.д. По одной из версий, людьми стали насекомые, обитавшие на теле
Пань-гу, по другой версии, людей создала из глины прародительница Нюй-ва. Одна
из ее великих заслуг в том, что она не дала небу упасть па землю, а подперла
его отрубленными у черепахи ногами. Нюй-ва почитается также как богиня бракосочетания
и плодородия. По некоторым сведениям, она в течение одного лишь дня претерпевала
до семидесяти превращений, а из ее внутренностей появились боги Китая.
Широкое pacti/юстаранение имели также мифы о герое Фу-си, ставшем потом мужем
Нуй-вы - он дал людям огонь и научил их добывать пищу в лесах и реках; о потопе;
о мировом древе; о четырехглазом создателе письменности Цаи-цзе; о духах воды,
огня и т. д. Китайские поэты на протяжение многих поколений не только воспевали,
но и видоизменяли образы героических предков, в результате чего возникли самые
разнообразные толкования одних и тех же действий и событий. В этом ряду - образ
охотника на слонов Шуня, образ бога войны Чи-ю, образ мифического стрелка из
лука И...
Как уже отмечалось, китайские философы, в особенности последователи Конфуция,
отобрав из тысяч мифов несколько сотен, па их основе создали своего рода историю.
Поэтому не стоит удивляться тому, что некоторые герои мифов и легенд со временем
«превратились» в императоров, правителей, философов.
Китайскую мифологию по этапам и системам принято подразделять на древнекитайскую,
мифологию даосизма, буддийскую и позднюю народную, основанную, как правило,
па местных культах, герои которых народной фанта-зией превращались в божеств.
Даже основные китайские мифы, легенды, песни и эпические сказания спо-собны
занять собою целый том. Поэтому в данном небольшом разделе мы при-водим лишь
собранные и пересказанные П. Шкуркииым легенды Китая, кото-рые позволяют составить
представление о древней культуре великого народа.
|