Алгебра множеств
Рассмотрим систему всевозможных множеств (совокупностей) тех или иных
объектов; например, будем говорить о множествах учеников класса.
Сумму А + В двух множеств А и В определим как такое
множество, которое получается при объединении множеств А к В;
другими словами, в множество А + В входят все те, и только те,
объекты, которые входят в множество А или в множество В. Так,
например, если А есть множество отличников нашего класса, состоящее
из учеников Пети, Саши, Веры, Кати и Наташи, а В - множество учеников,
которые сидят в первом ряду, состоящее из школьников Илюши, Гриши, Зои,
Кати, Наташи и Яши, то сумма А + В этих двух множеств состоит из
учеников, которые являются отличниками или сидят в первом ряду;
в нее входят ученики Петя, Саша, Вера, Катя, Наташа, Илюша, Гриша, Зоя
и Яша (рис. 3).
Рис. 3
То обстоятельство, что мы назвали сложением совершенно новую операцию,
не должно нас смущать, ведь мы и раньше каждый раз, когда переходили от
чисел одной природы к числам другой природы, определяли сложение по-новому.
Ясно, например, что сложение положительных и отрицательных чисел - это
не то же самое, что сложение одних положительных чисел; так, сумма чисел
5 и (- 3) -это то же самое, что разность чисел 5 и 3. Сложение дробей
не то же самое, что сложение целых чисел; рис. 1, изображающий сложение
чисел, становится непригоден, когда речь заходит о дробях. Однако, называя
уже знакомым нам словом "сложение" новую операцию, мы каждый раз должны
были лишь "доучиваться", но не "переучиваться"-навыки, выработавшиеся в
процессе действий с натуральными числами (и нулем), оказываются полезными
и при действиях с дробями, правила действий над положительными числами
полезны и при действиях с относительными' (положительными или неположительными!)
числами и т. д. Это связано с тем, что общие законы, которым подчиняется
операция сложения целых чисел, остаются в силе и в дальнейшем, скажем при
переходе к дробным числам; так, например, в обоих случаях сложение коммутативно
(a + b = b + a) и ассоциативно [(a.+ b) + c = a+(b + c)].

Рис. 4
Посмотрим теперь, сохраняют ли силу эти законы и для множеств. При этом
нам удобно будет использовать специальные диаграммы, иллюстрирующие действия
над множествами. Условимся обозначать весь класс (точнее говоря, множество
всех учеников класса) квадратом; в этом квадрате можно расставить
ряд точек, по числу учеников (рис. 4). При этом отдельные множества учеников
будут изображаться частями квадрата: так, например, изображенная
на рис. 5а фигура графически иллюстрирует множество А отличников,
а изображенная на рис. 5б - множество В учеников, сидящих в первом
ряду. Под суммой двух множеств Л и В понимается фигура, получаемая
объединением фигур, изображающих множества А и В (рис. 6).
Рис. 5а
Рис. 5б
Такие диаграммы принято называть диаграммами Эйлера или диаграммами
Венна (по имени английского логика Дж. Венна, 1834-1923). Они позволяют
наглядно представить операцию сложения множеств и проверить ее свойства.
Ясно, например, что А+В=В+А (коммутативный закон для сложения множеств;
рис. 7). Также ясно, что (А + В)+С=А+(В + С) (ассоциативный закон
для сложения множеств; рис. 8). Сумму (A + B)+C=A+(B + C) естественно
обозначать просто через А+В + С (без скобок).
Рис. 6 Сумма двух фигур - это их объединение.
Рис. 7
Определим теперь произведение А * В, или АВ, двух множеств
А и В как множество, получаемое в пересечении множеств А
и В; другими словами, в множество АВ входят те, и только те, элементы,
которые входят как в множество А, так и в множество В. Так,
например, если А и В - указанные выше множество отличников и множество
учеников, сидящих в классе в первом ряду, то множество АВ состоит
из тех учеников, которые являются отличниками и сидят в первом ряду;
оно состоит всего из двух учеников - Кати и Наташи (рис. 9). На рис. 10
то же множество АВ изображено на диаграмме как пересечение множеств
А и В.
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10. Произведение двух фигур - это их пересечение.
Использование термина "произведение" в совершенно новом смысле оправдывается
тем обстоятельством, что, как и для обыкновенного умножения, мы имеем:
АВ = ВА (коммутативный закон для умножения множеств; рис. 11) и
(АВ)С = А(ВС) (ассоциативный закон для умножения множеств; рис.
12). Множество (АВ)С = А(ВС) естественно обозначать просто через
ABC (без скобок).
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13а
Рис. 13б
Проверим теперь, выполняется ли для множеств дистрибутивный закон.
На рис. 13а выделены множества А + В и С, синим цветом отмечено
их произведение - множество (А + В)С. На рис. 136 красным и желтым
цветом обозначены множества АС и ВС, асиним цветом - их
сумма,, т. е. множество АС + ВС. Но легко видеть, что множество,
закрашенное синим цветом на рис. 13а, - это в точности то множество, которое
отмечено синим цветом на рис. 13б. Отсюда заключаем: в "алгебре множеств"
выполняется дистрибутивный закон:
(А + В)С=АС+ВС
|