«Человек полетит, опираясь
не на силу своих мускулов,
а на силу своего разума».
Н.Е. Жуковский
Термин «воздухоплавание» обозначал таюке и летание на аппаратах
тяжелее воздуха (самолетах, планерах).
Однако мечтать о полетах человек начал гораздо раньше. Построив
машины, способные передвигаться по суше, обгоняя самых
быстрых животных, и корабли, спорящие с жителями водной стихии,
он длительное время продолжал с завистью смотреть на птиц, парящих
в небесной вышине. Их способность летать долгое время была для человека
недостижима. Оставалось лишь мечтать о полетах и слагать об этом
легенды.
Историю развития воздухоплавания можно смело начать с мифа об Икаре
и Дедале. Уже в те стародавние времена человека не покидала мысль
подняться в воздух, подобно птице. Идя по стопам мифических героев,
первые изобретатели летательных аппаратов тоже снабжали свои детища
крыльями. Взобравшись на колокольню или подойдя к краю обрыва, они
мужественно бросались вниз. Чаще всего такие полеты заканчивались
трагически. Разгадать великую тайну полета не удавалось очень долго.
Воздушный шар собственной конструкции.
|
В наши дни подобные аппараты применяются
для путешествий по воздуху. |
Успешное развитие летательных аппаратов
дает возможность ощутить радость полета даже любителям. |
Попытка заменить неподвижные крылья подвижными тоже ни к чему,
не привела. Огромные крылья, приводимые в движение силой рук или
ног, лишь хлопали по земле, но поднять летательный аппарат в воздух
были не в состоянии. Им не хватало силы, а их изобретателям знаний.
Среди научных трудов отца русской авиации Н.Е. Жуковского можно
встретить такую фразу: «Человек полетит, опираясь не на силу своих
мускулов, а на силу своего разума».
Действительно, успех к первым покорителям Пятого океана (так прозвали
воздушную оболочку планеты) вскоре пришел, и первый летательный
аппарат оторвался от Земли. И самое удивительное в этом полете было
то, что на покорение Пятого океана отправился аппарат, в конструкции
которого его создатели решительно отказались от главного атрибута
любого самолета — крыла. Сторонним наблюдателям такой подход казался
ошибочным и противоречащим здравому смыслу. Ведь именно крылья помогают
птицам подняться в воздух и затем часами парить в вышине.
Однако результат такого нововведения не замедлил сказаться. И в
конце XVIII в. человеку удалось взлететь в небеса, но не по-птичьи,
а на громоздком тепловом шаре-монгольфьере. Идею создания такого
летательного аппарата подсказала вещь, всем привычная и знакомая
с детства, — печная труба.
Шар-монгольфьер — воздушный шар, наполненный теплым воздухом,
способный подняться в небо с полезной нагрузкой в виде людей или
груза. Название такой тип шара получил в честь своих изобретателей
— братьев Жозефа Мишеля (1740—1810) и Жака Этьена (1745—1799) Монгольфье.
Как это произошло и что было дальше? На эти и многие другие вопросы
можно найти ответы на страницах этой книги. Перелистывая их, вы
совершите увлекательное путешествие в мир покорения Пятого океана,
познакомитесь с различными типами летательных аппаратов и узнаете
интересные факты из жизни их изобретателей.
Информация, изложенная в этой книге, поможет ответить на главный
вопрос: «Как и почему перемещаются по воздуху все эти крылатые и
бескрылые машины, окружающие нас?» Кроме того, можно будет познакомиться
с конструкцией различных летательных аппаратов.
Авиация (отлатинского слова «avis» — птица) — летание на
аппаратах тяжелее воздуха в околоземном воздушном пространстве.
Так уж создан человек, что любое полезное изобретение он сразу
же спешит превратить в орудие уничтожения себе подобных. Не миновала
эта участь авиацию и воздухоплавание. Едва первые летательные аппараты
научились отрываться от Земли, люди поспешили найти им применение
на полях своих многочисленных войн.
Однако справедливости ради стоит признать, что, возможно, именно
благодаря вмешательству военных в судьбу авиастроения мы имеем сейчас
возможность пронестись над всей планетой со сверхзвуковой скоростью
в заоблачной высоте, невзирая на погоду и время суток. Именно в
военных научно-исследовательских лабораториях и на испытательных
полигонах, оснащенных по последнему слову техники и укомплектованных
лучшими специалистами, родились конструкции, приборы, оборудование,
позволившие сделать шаг от примитивного летательного аппарата к
его современному, высокотехнологичному собрату.
Поэтому, естественно, что история развития военных летательных
аппаратов также нашла свое отражение в книге.
Не все так гладко было на пути покорения воздушного пространства
планеты. Были взлеты, были и падения... Были успехи, были и неудачи...
Здесь вы найдете информацию о том, какую цену пришлось заплатить
человечеству за то, что оно осмелилось оторваться от поверхности
Земли.
Самолет, изготовленный братьями Райт,
— «Flyer» («Летун»). 17 декабря 1903 г. он стал первым в мире
аэропланом, поднявшимся в воздух. Первый в истории человечества
полет длился 12 с, за которые «Flyer» преодолел 36,5 м. |
Истребитель фирмы «Lockheed» — «F-117A»
— является представителем второго поколения самолетов-невидимок
Америки. |
Конечно, все на свете узнать невозможно. Особенно трудно в одну
книгу вместить всю историю и тайны воздухоплавания и авиации, они
так же безграничны, как окружающий нас мир.
На пути путешествия по истории воздухоплавания и авиации вам, естественно,
могут встретиться незнакомые слова. В этой книге они выделены наклонным
шрифтом (курсивом). Встретив в тексте такое слово, не надо «копаться»
в словарях и справочниках, а достаточно прочитать подробное объяснение
его значения, расположенное в пределах страницы.
Хочется надеяться, что эта книга пробудит в Вас стремление к знаниям,
позовет за собой в путешествие по увлекательному миру Пятого океана
и, кто знает, поможет в выборе будущей профессии.
Начало современным штурмовикам положил
американский самолет «А-10А» («Thunderbolt» — «Удар молнии»),
проект которого победил на конкурсе 12 фирм в 1973 г. |
|