ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДЕЛАЛА

 
 

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась...

Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться любому дуновению ветра. А ведь человек хотел чувствовать себя в небе так же свободно, как птицы, хотел управлять этой стихией. И вновь умы людей начала волновать идея обрести крылья.

Среди некоторых ученых-историков существует мнение, что примерно в I в. люди овладели искусством свободного полета. Правда, их выводы основываются лишь на предположениях, но сама история этих полетов заслуживает того, чтобы о ней рассказать.

Одна из находок археологов, свидетельствующая о том, что древний человек владел искусством свободного полета, находится в Перу, где в начале нашей эры проживала высокоразвитая общность индейцев, названная по одноименному полуострову — паракасской. В этих местах учеными были обнаружены погребения в склепах, содержащие мумии и богатый инвентарь. Но главное их открытие было впереди. В окрестностях пустыни, расположенной на территории Перу, было обнаружено изображение необычной формы, названное впоследствии «паракасским канделябром». Именно эта находка и стала сенсацией. Все дело в том, что когда фотографию с этим изображением показали специалистам-авиаторам, то у них практически не возникло сомнения в том, что изображение не что иное, как чертеж летательного аппарата, напоминающего современный планер.

Планер (от французского слова «planeur» —парить)— безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха для планирующего или парящего (без потери высоты) полета. Но самое интересное в этой находке было ее местонахождение — именно в том месте пустыни, где постоянно возникают мощные восходящие потоки, способные поднять в небо летательный аппарат, построенный по принципу планера. Специалисты, обнаружившие изображение, склоняются к мнению, что оно не что иное, как указатель места старта для планеристов древности.

Вслед за находкой загадочного рисунка ученые сделали еще несколько интересных открытий. Поднявшись в небо на вертолете, они обнаружили видимую только с высоты белую линию, которая уходила в глубь материка. Причем начиналась линия именно с обнаруженной ранее «точки старта», проходила через горы и заканчивалась на равнине. Она словно служила указателем направления, которого древним пилотам следовало придерживаться, для того чтобы, используя господствующие в этих местах воздушные потоки, благополучно преодолеть горные хребты, отделяющие Перу от континента.

Иметь крылья — мечта человека, которую он длительное время воплощал в создаваемых им произведениях искусств.

 

Векторная диаграмма, указывающая на господствующее направление ветра в данной местности — роза ветров.

Не менее интересной оказалась и площадка для приземления. Как показалось специалистам, она была оборудована по принципу современного аэропорта. В первую очередь — это наличие «посадочной полосы» и «разметки» на ней. После внимательного рассмотрения обнаруженных рисунков ученым пришлось немало удивляться обширности знаний древних народностей, населявших американский континент. Так, например, на «посадочной полосе» были указаны наиболее удобные направления захода на посадку. А неподалеку был обнаружен рисунок, очень напоминающий современную векторную диаграмму, получившую название — «роза ветров».

Аэропорт (воздушный порт) — транспортное предприятие, состоящее из аэровокзала, аэродрома и других сооружений и обеспечивающее регулярные перевозки пассажиров, грузов, почты средствами авиации. Обычно крупные аэропорты имеют несколько аэровокзалов.

Роза, ветров — векторная диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте, построенная в результате многолетних наблюдений. Длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений. Розу ветров учитывают при строительстве зданий, а также спортсмены-яхтсмены, планеристы и дельтапланеристы.

Гигантские треугольники, выложенные мелкими камнями рядом с «посадочной полосой», очень хорошо заметные сверху, предназначены для сигнализации о возможном боковом ветре, а изображение прямоугольников указывало на наиболее удобные места для посадки. Кроме характерной для современного аэропорта взлетно-посадочной полосы (ВПП) в обнаруженном исследователями месте имелись еще и стоянки для хранения летательных аппаратов. Они представляли собой огромные плоские валуны, на которые были нанесены изображения фантастических птиц.

Расширив район поисков, ученые обнаружили еще несколько подобных мест, украшенных различными рисунками и заметных лишь с высоты птичьего полета. Хочется верить, что подобные находки — свидетельство того, что еще в начале нашей эры человек имел возможность подняться в небо, используя пусть примитивные, но успешно действующие летательные аппараты. К сожалению, до настоящего времени это лишь научная гипотеза, так как никаких письменных подтверждений этого факта ученым обнаружить не удалось. Зато нам доподлинно известно, что уже в XV в.

полеты человека на «крылатых» аппаратах стали реальностью. Первые упоминания и чертежи таких летающих машин были обнаружены среди записок великого итальянского ученого, художника, инженера, исследователя, архитектора Леонардо да Винчи.

Всеобъемлющий гений, Леонардо да Винчи был необычайно выразительным и своеобразным художником, многосторонним мыслителем, новатором и ученым с широчайшим кругозором. Замечательным было то, что великий ученый не только изобретал, но еще и имел привычку записывать, зарисовывать любую мысль или инженерное решение, родившееся в его голове. Он оставил нам более восьми тысяч страниц дневниковых записей, содержащих научные проекты, изобретения, архитектурные чертежи и зарисовки.

Среди записей ученого были обнаружены чертежи летательных устройств XV в., и не одного, а целых трех — парашюта, геликоптера (прообраза современного вертолета) и крылатого аппарата. В этой главе мы остановимся на последнем.

Парашют (от греческого слова «para» — против и французского «chute» — падение) — устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют его для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др. Состоит из купола, стропов и укладочного контейнера (ранца).

Великий итальянский ученый эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи (1452—1519).

 

Так, по мнению художника, мог выглядеть летательный аппарат, разработанный Леонардо да Винчи.

 

Манускрипт Леонардо да Винчи «Кодекс о полете птиц».

Геликоптер (от греческих слов «helix» — спираль, винт и «ptcron» крыло) — принятое за рубежом название вертолета. По свидетельству современников Леонардо, значительную часть своей жизни ученый посвятил разработке летательных аппаратов, оснащенных подвижными крыльями. Он назвал их — орнитоптер. Конструкция этого аппарата очень напоминает современный самолет и содержит практически все его составляющие. Он имел крылья, которые приводились в движение силой рук, а для управления орнитоптером во время полета в хвостовом оперении находилось специальное подвижное устройство, напоминающее современные рули высоты и направления. Наиболее интересным в конструкции аппарата, по мнению специалистов, было наличие шасси, которое после взлета должно было убираться! В самолетостроении конструкцию убирающихся в полете опор, способную значительно улучшить аэродинамические показатели летательного аппарата, начали применять лишь в середине XX в.

Орнитоптер (от греческих слов «ornithos» — птица и «pteron» — крыло) — название, предложенное Леонардо да Винчи, для «крылатых» летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Шасси (от французского слова «chassis») — в авиации взлетно-посадочное устройство самолета. В гидросамолетах роль шасси выполняют корпус или поплавки.

Руль (от нидерландского слова «rоеr») — в авиации — воздушный руль — подвижная поверхность, создающая аэродинамическую силу, используется для управления летательным аппаратом в полете.

В более поздних записках Леонардо да Винчи можно встретить усовершенствованную конструкцию орнитоптера. Вероятно, после постройки первых моделей ученый убедился в том, что силы человеческих рук недостаточно для того, чтобы поднять аппарат в воздух, и в новой конструкции было предусмотрено устройство, задействующее для этих целей как руки, так и ноги. Кроме этого для старта орнитоптера была разработана специальная катапульта, подбрасывающая аппарат в воздух.

Вскоре Леонардо да Винчи отказался от использования для полета подвижных крыльев, и спроектированный им летательный аппарат конструктивно ничем не отличался от современного планера!

Не отставала в вопросах «крылатых» полетов и Древняя Русь. Еще до времен Петра I, при котором различные науки получили существенное развитие, выходцы из простого народа делали отважные попытки летать по небу «аки птица». Достаточно вспомнить знаменитую фразу Ивана Грозного из кинофильма режиссера Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»:

— У меня тоже один крылья смастерил, так я его на бочку с порохом посадил... Пущай полетает!

Фраза эта, конечно же, шуточная, хотя основывается на подтвержденном историческом факте. В летописи Российского государства есть запись, согласно которой один из холопов Ивана Грозного смастерил себе крылья наподобие птичьих. С их помощью этот неизвестный пилот земли русской собирался спуститься с самого высокого московского сооружения — кремлевской колокольни. Чем закончился этот полет и состоялся ли он вообще — история об этом умалчивает. Что же касается бочки с порохом... Возможно, холоп, осмелившийся опровергнуть законы Божьи, закончил свою жизнь именно таким образом. Ведь в отсталой России того времени человека, отважившегося уподобиться птице, запросто могли обвинить в связи с нечистой силой со всеми вытекающими отсюда для смельчака последствиями.

Иван IV Грозный (1530—1584) — великий князь «всея Руси» (с 1533 г.), первый русский царь (с 1547 г.).

Петр I Великий(1672—1725) — российский царь с 1682 г., первый российский император (с 1721 г.). За годы правления провел основательные реформы государственного управления. Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры и науки.

А вот о другом «крылатом» полете запись сохранилась. Она гласит, что в 1627 г. холоп боярина Лупатова по прозвищу Никитка соорудил себе крылья наподобие птичьих. С их помощью он неоднократно летал в Подмосковье при большом стечении народа. И это почти на 300 лет раньше, чем исторический полет братьев Райт, состоявшийся 1903 г.! В исторических документах Российского государства можно встретить и другие упоминания о полетах человека с помощью крыльев. Так, например, в 1669 г. стрелец царского войска, Серпов Иван, сделал крылья наподобие голубиных, но значительно больше по размеру. Затем в городе Ряжске «хотел летать, но только поднялся аршин на семь (около 5 метров), перекувыркнулся в воздухе и упал на землю».

К сожалению, рукописи Леонардо да Винчи стали доступны ученым и инженерам лишь в XIX в., а убедительные доказательства существования летательных аппаратов у древних людей не найдены до сих пор. Поэтому каждому человеку, занятому разработкой «крылатых» летательных аппаратов, приходилось изобретать уже изобретенное ранее еще раз.

По этому нелегкому пути пошел один из первых конструкторов и летчиков-испытателей «крылатых» аппаратов XIX в. — Отто Лилиенталь. Его работы в области авиастроения получили всеобщее признание, а опыты — большое количество последователей.

Возможно, именно так выглядел полет холопа Ивана Грозного, имя которого не сохранила история.

 

Отто Лилиенталь (1848—1896), немецкий инженер, один из пионеров авиации. Совершил свыше 2 тыс. полетов на планерах собственной конструкции.

Карл Вильгельм Отто, таким было его полное имя, родился 23 мая 1848 г. в померанском городке Анклам (Пруссия). Его отец, торговец сукном, был типичным мелким буржуа. Уже в детстве Отто проявлял способности к лепке и ваянию, но трудное финансовое положение семьи заставило его поступить не в художественное училище, а в ремесленную школу в Потсдаме (Германия).

Отто любил часами наблюдать за полетом птиц, особенно аистов, приобщил к этому занятию младшего брата Густава, ставшего вскоре его помощником и соратником. В 14 лет Отто провел первый воздушный эксперимент — подцепил небольшие самодельные крылья и прыгнул с крыши сарая. К счастью, первый полет для будущего изобретателя закончился лишь синяками и ссадинами.

В отличие от энтузиастов-воздухоплавателей своего времени О. Лилиенталь пришел к оптимальным пропорциям летательного аппарата в результате многолетних опытов и пробных полетов.

В 1866 г. О. Лилиенталь начал работать на машиностроительном заводе Шварцкопфа и вскоре получил приглашение поступить в небольшое конструкторское бюро при этом заводе. Несмотря на большую занятость, братьям все же удавалось выкраивать время для любимого занятия. Вскоре ими было создано несколько моделей беспилотных планеров, которые вполне сносно держались в небе. Затем Отто занялся экспериментами с махолетом. Сам того не зная, он практически в точности повторил конструкцию орнитоптера Леонардо да Винчи. Возвратно-поступательное движение на крылья его махолета передавалось по велосипедному типу. После серии опытов О. Лилиенталь убедился, что усилий одного человека не хватит, чтобы поднять подобный летательный аппарат в воздух.

Летом 1870 г. Отто с отличием завершил обучение в Королевской ремесленной академии и был призван в армию, а выйдя в запас, продолжил эксперименты с «крылатыми» аппаратами. Поскольку средств по-прежнему не хватало, Лилиенталь занялся тем, что начал оформлять чужие, а потом и свои патенты. Но у молодого изобретателя сразу возникли юридические сложности, и свой первый патент 1877 г. на «улучшение работы врубовых горных машин с помощью дискового резца» он записал на брата. Впрочем, на счету Отто и без того уже было 20 патентов на различные усовершенствования и изобретения.

Осенью 1881 г. О. Лилиенталь задумал поправить финансовые дела более надежным способом и открыл в Берлине мастерскую по изготовлению котлов. Недостатка в заказах не было, и вскоре мастерская превратилась в целый завод. Но даже в таких условиях Отто не забыл о своей мечте и при первой же возможности открыл на заводе цех для работы над летательными аппаратами.

В 1888 г. О. Лилиенталь приступил к летно-техническим опытам, в ходе которых проверялись результаты теоретических исследований, проведенных в течение прошедших лет. Первые полеты прошли вполне успешно, и уже в следующем году вышла первая книга О. Лилиенталя, посвященная их результатам, — «Полет птиц как основа искусства летания». Уже само название книги подразумевало, что этот научный труд посвящен будущим управляемым полетам на летательных аппаратах, оснащенных крыльями. В предисловии указывалось, что книга «составлена на основании многочисленных опытов братьев Отто и Густава Лилиенталь, инженеров и строителей машин». Ниже был размещен рисунок летящих аистов с достаточно издевательской для простого обывателя надписью: «Нас поддерживают крылья, приподнятые ветром. О человек, копошащийся в пыли, когда же полетишь и ты? Если ты одержим желанием сравняться с нами в парении, хочешь испытать прелесть полета в воздушном океане, погляди на строение наших крыльев, измерь нашу силу и постарайся определить действие крыльев по тому движению воздуха, которое создает нам опору. Ты мог бы сделать правильные заключения о том, чем нас снабдила природа, и таким образом решить проблему летания. Обратись к силе разума. Она поддержит тебя в полете!»

Такое необычное предисловие к научному труду производило сильное впечатление на энтузиастов зарождающейся авиации, среди которых были русский профессор Н.Е. Жуковский (1847—1921), основоположник современной аэродинамики, и американские механики братья Орвилл (1871—1948) и Уилбер (1867—1912) Райт, совершившие впоследствии первый в мире полет на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания. В частности, Н.Е. Жуковский продолжил некоторые теоретические изыскания О. Лилиенталя и в 1892 г. написал знаменитую статью «О парении птиц», научно обосновав возможность управляемого полета на «крылатом» летательном аппарате и выполнения им всевозможных маневров в воздухе вплоть до скольжения в вертикальной плоскости — «мертвой петли».

Сверхлегкий планер с дельтовидным крылом, взлет и посадка которого осуществляются при помоши ног планериста, получил название дельтаплан. Различают 2 типа дельтапланов — с балансировочным и с аэродинамическим (комбинированным) управлением. Дельтапланерист — спортсмен, осуществляющий полеты на дельтаплане.

«Мертвую петлю» — фигуру высшего пилотажа, при которой летательный аппарат совершает полный круг в вертикальной плоскости, рассчитанную русским ученым Н.Е. Жуковским, — в 1913 г. выполнил русский пилот П.Н. Нестеров. В некоторых изданиях эта фигура так и называется — «петля Нестерова».

Слава от первых успехов не затмила ум Отто, и вскоре он перешел к самому важному этапу в реализации своей мечты — летным испытаниям. Следует заметить, что из всех пионеров авиации только он тщательно описывал даже самые незначительные эксперименты. В конце 1889 г. О. Лилиенталь построил первый планер-моноплан, через год — второй. На них изобретатель совершил несколько прыжков-подлетов, приобретя опыт балансировки аппарата собственным телом, смещая его центр тяжести движениями ног вперед или назад, а телом — в стороны. Кстати, именно так поступают нынешние дельтапланеристы.

Моноплан (от греческого слова «monos» — один, единственный и латинского «planum» — плоскость) — самолет, имеющий одно крыло, расположенное по обе стороны корпуса (фюзеляжа). Основной тип конструкции современных самолетов.

Летом 1891 г. О. Лилиенталь смастерил еще один планер, третий по счету. На изготовление его корпуса пошли ивовые ветки, а обтянут он был обыкновенной тканью, пропитанной воском. Конструкция третьего планера была подобна современному самолету и уже имела хвостовой стабилизатор и киль. Площадь его крыльев достигала 20 м2. На этом планере 43-летний О. Лилиенталь совершил в Дервице, под Берлином (Германия), первый в истории человечества «крылатый» полет протяженностью 25 м. И хотя до общепринятого дня рождения авиации оставалось еще более 10 лет, можно с уверенностью сказать, что именно этот полет начал отсчет новой эры, когда от мечтаний и теорий человек перешел к практической авиации.

Стабилизатор (от латинского слово «stabilis» — устойчивый) — неподвижная часть горизонтального оперения летательного аппарата, служащая для обеспечения продольной устойчивости в полете. На сверхзвуковых самолетах иногда устанавливают подвижные стабилизаторы.

Киль — вертикальная часть хвостового оперения самолета, дирижабля.

Дельтаплан в свободном полете.

 

Современный самолет, В хвостовом оперении хорошо заметны стабилизатор и киль.

Известие о человеке, который умеет летать, как птица, вскоре распространилось по всему миру. Финансовые дела братьев стали поправляться еще и за счет гонораров за лекции, продажу фотографий, книг и рекламы. При этом Отто и Густав не забывали и о созданном ими котельном заводе, аккуратно выполняя заказы клиентов. Посмотреть на полеты Лилиенталя приезжали не только туристы и любопытные, но и видные специалисты в области аэродинамики. Так, например, в 1895 г. познакомиться с Отто приехал русский ученый, основоположник современной аэродинамики Н.Е. Жуковский, с которым немецкий исследователь к этому моменту переписывался уже в течение нескольких лет, обмениваясь результатами научных изысканий. О. Лилиенталь привычно надел крылья, дождался порыва ветра и после короткого разбега полетел над склоном холма. Набрав скорость и немного высоты, начал снижаться и благополучно приземлился. Пока помощники складывали крылья, у Отто и Николая завязался сугубо профессиональный разговор, и вдруг О. Лилиенталь поднял крылья и подал их Н.Е. Жуковскому: «Я прошу вас принять их на память о нашей встрече!»

В настоящий момент этот интересный как с исторической, так и технической стороны летательный аппарат, подаренный О. Лилиенталем русскому профессору, находится в мемориальном музее Н.Е. Жуковского в Москве. Другой планер работы немецкого ученого был выставлен в Аэрокосмическом музее в Вашингтоне (США), третий хранится в одном из лондонских музеев (Англия). Этот список был бы неполным, если бы мы забыли упомянуть еще один планер, находящийся в Пражском политехническом музее (Чехия), и два аппарата, хранящихся на родине О. Лилиенталя в Анкламе, причем один из них экспериментальный — с машущими крыльями.

Вспоминая об исторической встрече с немецким изобретателем, Н.Е. Жуковский часто цитировал его слова: «Люди, несомненно, научатся летать! Завоевание воздуха придет через планеризм». О. Лилиенталь, произнеся эти слова, оказался провидцем, однако этого еще не знали его современники. Так, например, в 1894 г. берлинская газета вышла с броским и в то же время издевательским заголовком: «Если хотите повидать двух сумасшедших, поезжайте в Лихтенфельд. Там кое-кому захотелось летать!» А карикатуры на братьев и ехидные отзывы на их эксперименты, размещенные на страницах прессы того времени, стали обычным делом. Впрочем, так часто бывало с теми, кто опередил свое время...

Что же касается О. Лилиенталя, то он не особо обращал внимания на насмешки и нападки прессы. За свою жизнь он изготовил 18 моделей планеров и совершил более 2 тысяч полетов на них. Вскоре во всем мире у него появились последователи. Например, в 1896 г. американский физик-экспериментатор Роберт Уильяме Вуд (1868—1955) не ограничился только фотосъемкой О. Лилиенталя в воздухе, а попросил разрешения опробовать аппарат. После короткого инструктажа он спланировал с горки и сразу же заказал для себя такой планер. Приезжали посмотреть на «летающего человека» американцы Пильчер, Геринг и Лэнгли. Позже они самостоятельно начали изготавливать планеры и обучали полетам на них своих знакомых. А Сэмюэл Лэнгли (1834—1906), известный американский астрофизик, являющийся одним из пионеров развития авиации в США, сделал попытку на основе планера Лилиенталя построить аэроплан.

Аэроплан (от греческого слова «аег» — воздух и латинского «planum» — плоскость) — устаревшее название самолета.

Следует отметить, что вскоре и сам Лилиенталь пришел к выводу, что, оснастив один из своих летательных аппаратов мотором, он мог бы не просто планировать с высоты, а находиться в воздухе достаточно длительное время. Для этого изобретатель опробовал двигатель, работавший на природном газе, который вращал шестилопастный пропеллер, но развиваемой таким мотором мощности оказалось недостаточно для полетов. Аналогичной неудачей завершилась попытка применить в качестве двигателя для аэроплана двухцилиндровый мотор мощностью 2 лошадиные силы (л.с), действовавший на испаряющейся углекислоте по принципу паровой машины. Дальнейшие опыты с построением аэроплана Ли-лиенталю пришлось прекратить, так как других более компактных и сильных двигателей в то время еще не существовало.

Лошадиная сила — устаревшая единица измерения мощности. В научных трудах сокращенно обозначается — «л.с.». 1 л. с. = = 736 ватт.

Планер конструкции Лилиенталя.

 

Биплан Лилиенталя.

Начиная с девятого планера, Лилиенталь начал оснащать свои летательные аппараты устройством, названным им «парашютом». Оно представляло собой эластичные рейки, встроенные в носовую часть планера и предохраняющие его и пилота при падении после пикирования. Однажды, когда Отто допустил ошибку в пилотировании и его аппарат ринулся к земле с 20-метровой высоты, «парашюты» спасли ему жизнь. Вскоре изобретатель внес в конструкцию своих планеров еще одно нововведение, широко используемое на современных самолетах. Начиная с одиннадцатого аппарата, для лучшего управления полетом, он стал устанавливать на них руль высоты, которым управлял при помощи троса.

С 1895 г. О.Лилиенталь внес в конструкцию своего аппарата очередное существенное изменение. Теперь вместо планера, построенного по схеме моноплана, он изготовил биплан. Это, по мнению изобретателя, позволило бы значительно сократить размах крыла, сохранив при этом его несущие свойства. Открытием немецкого ученого стали две штанги, которыми пилот изменял в полете кривизну крыла — теперь балансировка во время полета смещением тела пилота в ту или иную сторону стала ненужной. Именно такой способ управления летательным аппаратом с успехом применили другие пионеры авиации в своих аэропланах. В их числе были американцы братья Райт, с полета которых в 1903 г. началась авиация, и француз Луи Блерио (1872—1936), человек, который в 1909 г. впервые перелетел через пролив Ла-Манш. Несомненно, Лилиенталь, будучи талантливым исследователем и экспериментатором, подарил бы авиации еще немало различных изобретений. Но судьбе было угодно распорядиться иначе...

Биплан (от латинского слова. «bi» —дважды и латинского «planum» — плоскость) — самолет с двумя крыльями, расположенными одно над другим. Применяется ограниченно (в основном для учебных целей, сельскохозяйственных работ и на транспорте). В 30-х годах был вытеснен монопланом из-за невысоких скоростных возможностей.

3 августа 1896 г. О. Лилиенталь, совершив обычный полет, стартом для которого служила вершина холма, начал готовиться к следующему эксперименту. На этот раз испытаниям должен был быть подвергнут биплан новой конструкции с управляемым рулем высоты. Надев аппарат на плечи, Отто после короткого разбега взмыл в воздух, а его помощник тотчас включил секундомер, чтобы засечь время полета. Поначалу все шло как обычно — аппарат плавно спустился к подножию холма, потом начал набирать высоту и вдруг потерял скорость, на мгновение завис в воздухе, затем, «встав на дыбы», резко упал на землю с высоты 30 м.

Когда помощник изобретателя подбежал к месту катастрофы, О. Лилиенталь был без сознания. Позже установили, что у него был сломан третий шейный позвонок. Знаменитого авиатора отправили в лучшую берлинскую больницу, но врачам не удалось его спасти. 4 августа 1896 г. Отто Лилиенталь скончался. Его последними словами были: «Жертвы должны быть принесены...»

Работы О. Лилиенталя в области авиации не были забыты. Однако лишь в начале XX в., когда широко начали применяться средства распространения информации и энтузиасты полетов из разных стран получили возможность обмениваться чертежами и опытом, авиастроение сделало существенный шаг вперед. Но перед этим человек еще должен был пройти длительный период в освоении воздушного пространства, получивший название — воздухоплавание.

 
 
 
вверх!