«ДИ-2» — «DOUGLAS» ПО-СОВЕТСКИ

 
 

В 1935 г. в США фирмой «Douglas» был разработан пассажирский самолет, получивший название «DC-3». Конструкция самолета оказалась необычайно удачной. Она отличалась хорошими пилотажными качествами, высоким уровнем комфорта, совершенным комплексом связного и пилотажно-навигационного оборудования. Хотя по максимальной скорости, которая достигала 330 км/ч, «DC-3» уступал некоторым пассажирским самолетам того времени, но благодаря исключительно высоким экономическим показателям, простоте конструкции и надежности в эксплуатации этот аппарат нашел широкое применение во многих странах мира.

Советский Союз закупил некоторое число «DC-3», а вскоре приобрел и лицензию на его серийное производство. Выпускаемые в СССР самолеты получили сначала обозначение «ПС-84» (по номеру завода-изготовителя), а затем «Ли-2» (по фамилии главного инженера завода Б.П. Лисунова). Вскоре «Ли-2» («ПС-84») стал основным пассажирским и транспортным самолетом СССР и оставался им вплоть до середины 50-х гг., когда широкое распространение получили более совершенные аппараты «Ил-12» и «Ил-14». Самолет отлично зарекомендовал себя в самых разных условиях эксплуатации, начиная с Крайнего Севера и заканчивая самыми южными и высокогорными районами страны.

«Ли-2» представлял собой цельнометаллический моноплан. В его пассажирской кабине, оборудованной комфортабельными креслами, системой отопления и вентиляции, могло разместиться до 21 пассажира. Не меньшее распространение на воздушных трассах Советского Союза получил и транспортный вариант «Ли-2». Кроме этого в годы второй мировой войны этот самолет переоборудовали в бомбардировщик, который снабжался оборонительным вооружением и оснащался подвеской для бомб общим весом до 2 000 кг. Часто этот самолет использовали для связи с партизанскими отрядами и для десантирования небольших групп в тыл врага.

В 1943 г. прошли летные испытания «Ли-2» с гусеничными шасси, однако, они не были успешными. Вскоре появилась высотная модификация «Ли-2В». Моторы этого самолета были оснащены специальными нагнетателями воздуха, что позволило им бесперебойно работать на высоте до 8 000 м. Самолеты с такими моторами использовались для полетов в горных районах и в Арктике.

Легкий транспортный самолет «DC-2», разработанный американским авиапромышленником Дональдом У. Дугласом. Этот самолет, являясь предшественником «DC-3», стал в 1934 г. побелителем в категории грузовых самолетов на авиагонках Мак Робертсон по маршруту Англия — Австралия.

 

Знаменитый американский самолет «Boeing 747—400», прозванный «Летающим слоном», без дозаправки может перевезти 400 пассажиров на расстояние 13 700 км.

 

Пассажирский самолет «Ли-2». Мощность каждого его двигателя 1000 л. с. Длина самолета — 19,7 м, размах крыльев — 28,8 м. Взлетный вес — 10 890 кг. Экипаж — 3 человека.

По 11—12 часов в сутки проводили в воздухе гражданские авиаторы во время второй мировой войны в период боев на подступах к Сухуми. Доставляя срочные военные грузы для наземных войск и флота, они в течение ряда дней выполняли по несколько сотен самолето-вылетов. Полеты в горах стали серьезной проверкой профессиональной выучки гражданских авиаторов и одновременно большой школой летного мастерства. Порывистые ветры, низкая облачность, внезапно наплывающие туманы часто закрывали ущелья и долины. От пилотов требовалось летальное знание местности, для того чтобы даже ночью не потерять ориентировку, точно выйти в заданный пункт, нередко расположенный вблизи вражеских позиций.

«Ли-2» можно смело назвать самолетом-«долгожителем». Отдельные экземпляры «Ли-2» продолжают летать до наших дней. Таким долгожительством могут похвастаться разве что такие самолеты-«легенды», как «Ан-2» и «По-2». Всего за время серийного производства в Советском Союзе было выпущено около 4 900 экземпляров самолета «Ли-2».

 
 
 
вверх!