ЛЕГЕНДАРНЫЕ «ИЛ»-Ы

 
 

Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В. Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик «Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй мировой войны.

В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена на разработках в области реактивной авиации. В 1946 г. прошел испытание один из первых в СССР реактивных самолетов — экспериментальный «Ил-22», на котором были отработаны многие задачи реактивной авиатехники, в том числе размещение двигателей в гондолах под крылом. Впоследствии оно было использовано на самолетах- тяжеловозах — «Ил-76» и «Ил-96».

С.В. Ильюшин приступил к конструированию своего первого пассажирского самолета в годы второй мировой войны, еще в 1943 г. Несмотря на огромную загруженность работой для нужд фронта, специалисты ОКБ поставили перед собой задачу создать пассажирский самолет, который должен был превзойти по характеристикам «короля» гражданских авиатрасс самолет «Ли-2».

Таким самолетом стал «Ил-12», поднявшийся в небо в 1946 г. Он прошел государственные испытания всего за несколько месяцев и стал в послевоенные годы основной машиной, обслуживающей внутренние и международные линии Аэрофлота.

Пассажирский самолет «Ил-18». Максимальный взлетный вес модифицированного самолета «Ил-18» составил 64 т, а на борт он мог принять до 122 пассажиров.

 

Пассажирский самолет «Ил-18» поставлялся во многие страны, поддерживающие дружественные отношения с Советским Союзом.

Современные реактивные пассажирские лайнеры дали возможность обычному человеку преодолевать за короткое время гигантские расстояния. Они бесшумнее, экономичнее и меньше загрязняют атмосферу, чем первые реактивные самолеты, появившиеся в 40-х гг. Эти преимущества связаны с использованием турбовинтовых двигателей вместо турбореактивных. Полет пассажирских реактивных самолетов обычно проходит на высоте 8 000—11 000 м, где эффективнее расходуется топливо и меньше сказываются погодные условия.

Самолет представлял собой цельнометаллический низко-план, оснащенный двумя звездообразными двигателями мощностью по 1 830 л.с, с экипажем из 4 человек и салоном, вмещающим до 27 пассажиров. Позднее был добавлен надфюзеляжный киль, что позволило увеличить число пассажирских мест до 32. Военный вариант имел дополнительный грузовой люк с двустворчатой дверью с левого борта фюзеляжа, а также мог быть вооружен пулеметами, огонь из которых велся через иллюминаторы салона.

Поставки «Ил-12» в авиаотряды СССР начались в 1947 г. Общее количество этих самолетов, изготовленных до замены их в 1953 г. самолетом «Ил-14», превысило 2 000 машин. Кстати, в странах НАТО этот самолет получили кодовое название «Coach» («Вагон»).

«Ил-14» стал логическим развитием самолета «Ил-12». На этом аппарате были установлены более мощные моторы и более совершенное оборудование, в целом улучшена конструкция, аэродинамическая компоновка крыла и оперения, несколько удлинен фюзеляж.

В середине 50-х гг. в ОКБ СВ. Ильюшина был разработан проект нового самолета. Он получил название «Ил-18» и был предназначен для того, чтобы удовлетворить потребность Аэрофлота в 75—100-местном самолете средней дальности. Первый экспериментальный экземпляр «Ил-18» поднялся в воздух 4 июля 1957 г., а уже 20 апреля 1959 г. Аэрофлот торжественно ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета «Ил-18» обеспечивало надежное выполнение полетов на всех этапах — от взлета до посадки — в сложных метеорологических условиях и ночью. Благодаря высокой скорости (600 км/ч) и большой дальности полета (до 5 000 км) на нем стали регулярно выполняться полеты и на международных авиалиниях. Совершенствуя самолет, конструкторское бюро С.В. Ильюшина создало несколько модификаций, улучшающих его характеристики. Так, максимальный взлетный вес модифицированного самолета «Ил-18» составил 64 т, на борт он стал принимать 122 пассажира. Всего за годы серийного производства было построено около 700 самолетов «Ил-18».

С ростом объема пассажирских перевозок в 60-е гг. в ОКБ С.В. Ильюшина началась работа над самолетом «Ил-62» с расположением двигателей в хвостовой части фюзеляжа, что давало возможность использовать аэродинамически «чистое» крыло, отличающееся более высокими характеристиками, применить эффективную взлетно-посадочную механизацию и обеспечить значительное снижение шума в салонах, тем самым повысив уровень комфорта.

В 1963 г. «Ил-62» появились на авиационных трассах Советского Союза. Это был самолет, развивающий скорость 850 км/ч и имеющий дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой 6 700 км. Салон самолета мог вместить до 186 пассажиров.

В 1972 г. в небо поднялся модифицированный самолет «Ил-62М». Он был предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 10 500 км. На самолете «Ил-62М» были установлены новые экономичные турбореактивные двигатели и дополнительный топливный бак, что позволило значительно увеличить дальность полета. Компоновка пассажирского салона выполнялась в нескольких вариантах — на 174, 168 и на 140 мест.

В 70-е гг. объем грузовых перевозок Аэрофлота вырос более чем в три раза, а число пассажиров — более чем в два раза. Если учесть, что свыше 70% перевозок приходилось на авиалинии с дальностью полета от 500 до 4 000 км, то становится ясно, насколько интенсивно работали основные модели самолетов тех лет — «Ил-18», «Ту-104», «Ту-154».

Двигатели пассажирского самолета «Ил-62» были вынесены в хвостовую часть фюзеляжа, что позволило улучшить аэродинамические показатели аппарата и значительно снизить уровень шума в салонах.

На Всемирной выставке в Брюсселе самолет «Ил-18» был удостоен золотой медали. Это было еще одним признанием зарубежными авиационными специалистами достижений науки и техники Советского Союза.

О «живучести» «Ил-18» среди пилотов холили легенды. Однажды ночью на одном из аэродромов Дальнего Востока самолет при выполнении захода на посадку из-за неточной информации от диспетчера снизился и зацепился за верхушки деревьев. Экипаж резко перешел в набор высоты, на трех двигателях ушел на второй круг и приземлился. А когда вышли из самолета, были буквально потрясены увиденным — мотогондола двигателя насквозь пробита солидным сосновым стволом, упершимся в фюзеляж, носового обтекателя нет, передняя часть фюзеляжа в глубоких вмятинах, всюду торчат сосновые ветки, журчит ручей керосина.

Первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолет «Ил-86».

 

Многоцелевой транспортный самолет «Ил- 114Т». Предназначен для перевозки грузов массой до 7 т на линиях протяженностью 1 000—4 800 км. Самолет создан на базе пассажирского «Ил-114» и представляет собой новое поколение транспортных самолетов в своем классе. Первый полет нового самолета состоялся 14 сентября 1996 г.

Для уменьшения нагрузки специалистами ОКБ С.В. Ильюшина был создан средний магистральный самолет с большой пассажировместимостью «Ил-86», рассчитанный на 350 пассажиров, и «тяжеловоз» — «Ил-76».

Самолет «Ил-86» стал первым советским широкофюзеляжным пассажирским авиалайнером. Он был выполнен по схеме низкоплана, имел фюзеляж: круглого поперечного сечения с максимальной шириной 5,70 м и был оснащен четырьмя турбовентиляторными двигателями, установленными под крылом. Внутренняя компоновка обеспечивала размещение экипажа из 4 человек в пилотской кабине и до 350 пассажиров в трех салонах, разделенных гардеробами. Посадка в самолет была уникальной — она проходила через три двери, расположенные на нижней палубе, что позволяло самолету загружаться без традиционных аэропортовских посадочных трапов. Встроенные лестницы выдвигались до уровня земли, и после посадки пассажиры могли сдать свой багаж в багажные ячейки на нижней палубе самолета перед тем, как подняться по неподвижным внутренним лестницам в пассажирский салон.

Строительство двух опытных самолетов «Ил-86» началось в 1974 г., и первый из них совершил полет 22 декабря 1976 г. Серийный аппарат поднялся в воздух в октябре 1977 г. Поставки для нужд Аэрофлота начались в сентябре 1979 г., а на внутренних авиалиниях — 26 декабря 1980 г., вслед за которыми в июле 1981 г. «Ил-86» появился на международных линиях.

В передней части фюзеляжа самолета «ИЛ- 114Т» находится оснащенная цифровым электронным оборудованием двухместная кабина пилотов, за которой расположен отсек, рассчитанный на 2 пассажиров, сопровождающих груз. Кроме грузовой двери, в передней части фюзеляжа самолета по левому борту имеется дверь со встроенным трапом, а в задней части фюзеляжа по правому борту — аварийная дверь. Специалисты считают, что стоимость грузоперевозок на «Ил- 114Т» в два раза меньше, чем на «Ан-26».

 
 
 
вверх!