Огромную роль в развитии советской авиационной науки и техники сыграло
Опытно-конструкторское бюро, созданное в 1933 г. под руководством С.В.
Ильюшина. Первые созданные ОКБ боевые самолеты — дальний бомбардировщик
«Ил-4» и бронированный штурмовик «Ил-2» — навсегда вписаны в историю второй
мировой войны.
В послевоенные годы деятельность ОКБ С.В. Ильюшина была сосредоточена
на разработках в области реактивной авиации. В 1946 г. прошел испытание
один из первых в СССР реактивных самолетов — экспериментальный «Ил-22»,
на котором были отработаны многие задачи реактивной авиатехники, в том
числе размещение двигателей в гондолах под крылом. Впоследствии оно было
использовано на самолетах- тяжеловозах — «Ил-76» и «Ил-96».
С.В. Ильюшин приступил к конструированию своего первого пассажирского
самолета в годы второй мировой войны, еще в 1943 г. Несмотря на огромную
загруженность работой для нужд фронта, специалисты ОКБ поставили перед
собой задачу создать пассажирский самолет, который должен был превзойти
по характеристикам «короля» гражданских авиатрасс самолет «Ли-2».
Таким самолетом стал «Ил-12», поднявшийся в небо в 1946 г. Он прошел
государственные испытания всего за несколько месяцев и стал в послевоенные
годы основной машиной, обслуживающей внутренние и международные линии Аэрофлота.
Пассажирский самолет «Ил-18». Максимальный взлетный вес модифицированного
самолета «Ил-18» составил 64 т, а на борт он мог принять до 122 пассажиров.
|
Пассажирский самолет «Ил-18» поставлялся во многие страны, поддерживающие
дружественные отношения с Советским Союзом.
|
Современные реактивные пассажирские лайнеры дали возможность обычному
человеку преодолевать за короткое время гигантские расстояния. Они бесшумнее,
экономичнее и меньше загрязняют атмосферу, чем первые реактивные самолеты,
появившиеся в 40-х гг. Эти преимущества связаны с использованием турбовинтовых
двигателей вместо турбореактивных. Полет пассажирских реактивных самолетов
обычно проходит на высоте 8 000—11 000 м, где эффективнее расходуется топливо
и меньше сказываются погодные условия.
Самолет представлял собой цельнометаллический низко-план, оснащенный
двумя звездообразными двигателями мощностью по 1 830 л.с, с экипажем из
4 человек и салоном, вмещающим до 27 пассажиров. Позднее был добавлен надфюзеляжный
киль, что позволило увеличить число пассажирских мест до 32. Военный вариант
имел дополнительный грузовой люк с двустворчатой дверью с левого борта
фюзеляжа, а также мог быть вооружен пулеметами, огонь из которых велся
через иллюминаторы салона.
Поставки «Ил-12» в авиаотряды СССР начались в 1947 г. Общее количество
этих самолетов, изготовленных до замены их в 1953 г. самолетом «Ил-14»,
превысило 2 000 машин. Кстати, в странах НАТО этот самолет получили кодовое
название «Coach» («Вагон»).
«Ил-14» стал логическим развитием самолета «Ил-12». На этом аппарате
были установлены более мощные моторы и более совершенное оборудование,
в целом улучшена конструкция, аэродинамическая компоновка крыла и оперения,
несколько удлинен фюзеляж.
В середине 50-х гг. в ОКБ СВ. Ильюшина был разработан проект нового
самолета. Он получил название «Ил-18» и был предназначен для того, чтобы
удовлетворить потребность Аэрофлота в 75—100-местном самолете средней дальности.
Первый экспериментальный экземпляр «Ил-18» поднялся в воздух 4 июля 1957
г., а уже 20 апреля 1959 г. Аэрофлот торжественно ввел этот самолет в эксплуатацию
на маршрутах Москва — Адлер и Москва — Алма-Ата.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета «Ил-18» обеспечивало надежное
выполнение полетов на всех этапах — от взлета до посадки — в сложных метеорологических
условиях и ночью. Благодаря высокой скорости (600 км/ч) и большой дальности
полета (до 5 000 км) на нем стали регулярно выполняться полеты и на международных
авиалиниях. Совершенствуя самолет, конструкторское бюро С.В. Ильюшина создало
несколько модификаций, улучшающих его характеристики. Так, максимальный
взлетный вес модифицированного самолета «Ил-18» составил 64 т, на борт
он стал принимать 122 пассажира. Всего за годы серийного производства было
построено около 700 самолетов «Ил-18».
С ростом объема пассажирских перевозок в 60-е гг. в ОКБ С.В. Ильюшина
началась работа над самолетом «Ил-62» с расположением двигателей в хвостовой
части фюзеляжа, что давало возможность использовать аэродинамически «чистое»
крыло, отличающееся более высокими характеристиками, применить эффективную
взлетно-посадочную механизацию и обеспечить значительное снижение шума
в салонах, тем самым повысив уровень комфорта.
В 1963 г. «Ил-62» появились на авиационных трассах Советского Союза.
Это был самолет, развивающий скорость 850 км/ч и имеющий дальность полета
с максимальной коммерческой нагрузкой 6 700 км. Салон самолета мог вместить
до 186 пассажиров.
В 1972 г. в небо поднялся модифицированный самолет «Ил-62М». Он был
предназначен для перевозки пассажиров и грузов на расстояние до 10 500
км. На самолете «Ил-62М» были установлены новые экономичные турбореактивные
двигатели и дополнительный топливный бак, что позволило значительно увеличить
дальность полета. Компоновка пассажирского салона выполнялась в нескольких
вариантах — на 174, 168 и на 140 мест.
В 70-е гг. объем грузовых перевозок Аэрофлота вырос более чем в три
раза, а число пассажиров — более чем в два раза. Если учесть, что свыше
70% перевозок приходилось на авиалинии с дальностью полета от 500 до 4
000 км, то становится ясно, насколько интенсивно работали основные модели
самолетов тех лет — «Ил-18», «Ту-104», «Ту-154».
Двигатели пассажирского самолета «Ил-62» были вынесены в хвостовую
часть фюзеляжа, что позволило улучшить аэродинамические показатели аппарата
и значительно снизить уровень шума в салонах.
|
На Всемирной выставке в Брюсселе самолет «Ил-18» был удостоен золотой
медали. Это было еще одним признанием зарубежными авиационными специалистами
достижений науки и техники Советского Союза.
О «живучести» «Ил-18» среди пилотов холили легенды. Однажды ночью
на одном из аэродромов Дальнего Востока самолет при выполнении захода на
посадку из-за неточной информации от диспетчера снизился и зацепился за
верхушки деревьев. Экипаж резко перешел в набор высоты, на трех двигателях
ушел на второй круг и приземлился. А когда вышли из самолета, были буквально
потрясены увиденным — мотогондола двигателя насквозь пробита солидным сосновым
стволом, упершимся в фюзеляж, носового обтекателя нет, передняя часть фюзеляжа
в глубоких вмятинах, всюду торчат сосновые ветки, журчит ручей керосина.
Первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолет «Ил-86».
|
Многоцелевой транспортный самолет «Ил- 114Т». Предназначен для перевозки
грузов массой до 7 т на линиях протяженностью 1 000—4 800 км. Самолет создан
на базе пассажирского «Ил-114» и представляет собой новое поколение транспортных
самолетов в своем классе. Первый полет нового самолета состоялся 14 сентября
1996 г.
|
Для уменьшения нагрузки специалистами ОКБ С.В. Ильюшина был создан средний
магистральный самолет с большой пассажировместимостью «Ил-86», рассчитанный
на 350 пассажиров, и «тяжеловоз» — «Ил-76».
Самолет «Ил-86» стал первым советским широкофюзеляжным пассажирским
авиалайнером. Он был выполнен по схеме низкоплана, имел фюзеляж: круглого
поперечного сечения с максимальной шириной 5,70 м и был оснащен четырьмя
турбовентиляторными двигателями, установленными под крылом. Внутренняя
компоновка обеспечивала размещение экипажа из 4 человек в пилотской кабине
и до 350 пассажиров в трех салонах, разделенных гардеробами. Посадка в
самолет была уникальной — она проходила через три двери, расположенные
на нижней палубе, что позволяло самолету загружаться без традиционных аэропортовских
посадочных трапов. Встроенные лестницы выдвигались до уровня земли, и после
посадки пассажиры могли сдать свой багаж в багажные ячейки на нижней палубе
самолета перед тем, как подняться по неподвижным внутренним лестницам в
пассажирский салон.
Строительство двух опытных самолетов «Ил-86» началось в 1974 г., и первый
из них совершил полет 22 декабря 1976 г. Серийный аппарат поднялся в воздух
в октябре 1977 г. Поставки для нужд Аэрофлота начались в сентябре 1979
г., а на внутренних авиалиниях — 26 декабря 1980 г., вслед за которыми
в июле 1981 г. «Ил-86» появился на международных линиях.
В передней части фюзеляжа самолета «ИЛ- 114Т» находится оснащенная
цифровым электронным оборудованием двухместная кабина пилотов, за которой
расположен отсек, рассчитанный на 2 пассажиров, сопровождающих груз. Кроме
грузовой двери, в передней части фюзеляжа самолета по левому борту имеется
дверь со встроенным трапом, а в задней части фюзеляжа по правому борту
— аварийная дверь. Специалисты считают, что стоимость грузоперевозок на
«Ил- 114Т» в два раза меньше, чем на «Ан-26».
|