Гидросамолеты настолько понравились морякам, что ими начали оборудовать
не только надводные ко-Dpaftjivi,
но даже подводные лодки. Более
того, встречались такие конструкции гидросамолетов, которые сами по себе
и представляли подводную лодку. Невероятно — но факт.
В начале 1935 г. пилотам авиации Военно-Морского Флота СССР удалось
познакомиться с весьма оригинальной двухместной летающей лодкой «СПЛ-1»,
что расшифровывалось как «самолет для подводных лодок». Его конструктору
И.В. Четверикову в основном удалось решить труднейшую задачу — создать
гидросамолет, который в разобранном виде можно было хранить на подводной
лодке, когда она находится на глубине, и быстро поднимать его в воздух
после всплытия корабля.
Для своей необычной машины И.В. Четвериков избрал схему летающей лодки,
в которой с помощью специальных приспособлений крылья складывались вдоль
бортов самолета. Силовая установка откидывалась назад, а поплавки, расположенные
под крыльями, прижимались к фюзеляжу. Частично складывалось и хвостовое
оперение. Габариты «СПЛ-1» в сложенном виде были минимальными — 7,5 х 2,1
х 2,4 м. Разборка самолета занимала всего 3—4 мин, а подготовка его к полету
— 4—5 мин. Контейнер для хранения самолета представлял собой трубу диаметром
2,5 м и длиной 7,5 м.
Двухместная летающая лодка «СПЛ-1» в подготовленном для транспортировки
виде.
|
Германия еще в 1916 г. приступила к созданию гидросамолета, устанавливаемого
на подводной лодке. Известный авиаконструктор Э. Хейнкель в короткий срок
спроектировал небольшой по размерам разборный биплан «W.20» с мотором мощностью
80 л.с. Самолет способен был развить скорость до 720 км/ч, а дальность
его полета составляла всего 40 км.
Складной самолет для подводной лодки «СПЛ-1», разработанный И.В.
Четвериковым.
|
Идея создания подводной лодки-самолета не забыта и в наши АНИ. Так,
например, американский инженер Л. Рэйл изготовил аппарат пол названием
«Commander». В воздух крылатый аппарат поднимал двигатель мощностью 65
л.с, а пол водой он перемешался с помощью электромотора. Аля упрощения
конструкции пилотская кабина аппарата не была герметичной.
Мысль установить самолет на подводную лодку возникла в связи со стремлением
повысить ее боевую эффективность за счет расширения поля обзора при поиске
противника. Самолет мог увеличить «дальнозоркость» подлодки в несколько
десятков раз. Это имело особо важное значение в таких боевых операциях,
как организация морской блокады противника, поиск и уничтожение вражеских
кораблей в открытом море.
Летающая лодка в основном изготавливалась из дерева и фанеры с полотняной
обшивкой крыла и оперения, при этом вес пустого самолета удалось снизить
до 590 кг. Несмотря на такую, казалось бы, ненадежную конструкцию, во время
испытаний пилоту А.В. Кржижевскому удалось достичь на «СПЛ-1» скорости
186 км/ч и высоты 5 400 м. А еще через два года, 21 сентября 1937 г., он
уже установил на этой машине три международных рекорда в классе легких
гидросамолетов: скорости на дистанции 100 км — 170,2 км/ч, дальности —
480 км и высоты полета — 5 400 м. В 1936 г. самолет «СПЛ-1» с успехом демонстрировался
на международной авиационной выставке в Милане. К сожалению, несмотря на
все преимущества конструкции и принципа использования, гидросамолет «СПЛ-1»
не заинтересовал военных, и аппарат так и не поступил в серийное производство.
В середине 30-х гг. в Советском Союзе приступили к созданию мощного
военно-морского флота. Это в свою очередь стимулировало появление принципиально
новых и порой необычных технических решений. Так, например, в 1934 г. курсант
Высшего морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского Б.П. Ушаков
предложил создать аппарат, сочетающий свойства подводной лодки и самолета.
Проект летающей подводной лодки получил название «ЛПЛ» и был передан
на рассмотрение специалистам. В апреле 1936 г. в отзыве капитана 1 ранга
А.П. Сурина указывалось, что идея Б.П. Ушакова интересна и заслуживает
безусловной реализации. Через несколько месяцев проект «ЛПЛ» был рассмотрен
в Научно-исследовательском военном комитете и получил в целом положительный
отзыв.
По мнению автора, летающая подводная лодка предназначалась для уничтожения
кораблей противника в открытом море и в акватории морских баз, защищенных
минными полями. Малая подводная скорость и ограниченный запас хода под
водой для «ЛПЛ» не являлись препятствием, так как при отсутствии целей
в заданном районе действия лодка могла сама находить противника. Определив
с воздуха его курс, она садилась за горизонтом, что исключало возможность
ее преждевременного обнаружения, и погружалась на пути корабля. До появления
цели лодка оставалась на глубине. В случае отклонения неприятеля от курса
«ЛПЛ» шла на сближение с ним, а при очень большом отклонении цели лодка
пропускала ее, затем всплывала, взлетала и вновь готовилась к атаке. Наиболее
эффективным должно было быть действие летающих подводных лодок в группе,
так как теоретически три таких аппарата создавали на пути противника непроходимый
барьер. Кроме этого «ЛПЛ» могла проникать в темное время суток в гавани
и порты противника, погружаться, а днем вести наблюдение и при удобном
случае атаковать.
Конструктивно подводная лодка-самолет была разбита на 6 отсеков. В трех
размещались двигатели, в двух находились аккумуляторная батарея и гребной
электромотор мощностью 10 л.с. Последний отсек был жилым, рассчитанным
на команду из 3 человек. Из него же велось управление судном под водой.
Кроме отсеков «ЛПЛ» имела пилотскую легкую кабину мокрого типа, которая
при погружении заполнялась водой.
Процесс погружения включал четыре этапа: задраивание моторных отсеков,
перекрывание воды в радиаторах, перевод управления на подводное и переход
экипажа из кабины в жилой отсек.
В 1938 г. проект «ЛПЛ» вновь рассматривался в Научно-исследовательском
военном комитете. На этот раз его решение было отрицательным. Во-первых,
проект не с чем было сравнивать — зарубежных аналогов тогда не существовало.
Во-вторых, уж очень сложным показался экспертам процесс подготовки к погружению
и всплытию. Трудно судить, насколько справедливы были эти замечания, но
так или иначе проект «ЛПЛ» оказался в архиве.
Модель летающей подводной лодки «ЛПЛ», созданной по проекту Б. П.
Ушакова.
|
|