В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились
неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь
немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники,
требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от
реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных
винтокрылов.
Перед самым началом войны немецкий конструктор Генрих Фокке разработал
новую модель вертолета — «Focke Achgelis Fa-266». Внешне этот аппарат напоминал
сильно увеличенный вертолет «Fw-61». Немецкая авиакомпания «Lufthansa»
планировала использовать «Fa-266» в качестве шестиместного пассажирского
вертолета. Однако едва закончились испытания аппарата — началась война,
и опытный образец срочно был переделан в боевой вертолет, получивший обозначение
«Fa-223» («Drache»).
Фюзеляж вертолета был сварен из стальных труб и обшит тканью и листами
легкого сплава в области двигателя. В его носовой части размещалась большая
остекленная кабина, обеспечивающая отличный обзор для пилота и наблюдателя.
«Fa-223» имел классическое «самолетное» хвостовое оперение, однако стабилизатор
имел подвижный руль, который использовался только для управления курсом.
На основных стойках шасси колеса были с тормозами, а носовое колесо — свободноориентирующимся
и могло поворачиваться на 360°.
Оборудование вертолета менялось в зависимости от решаемых задач. Почти
все варианты, за исключением учебного, должны были нести пулемет в носовой
части, радиостанцию и высотомер. Кроме этого вертолет-спасатель нес электролебедку,
а разведчик — фотокамеру. В противолодочном варианте под фюзеляж вертолета
можно было подвесить две глубинные бомбы весом по 250 кг. Транспортный
вариант «Fa-223» мог перевозить груз на внешней подвеске, а в хвостовой
части вертолета можно было также установить спасательную лодку.
Внешний вил вертолета «Focke Achgelis Fa-266».
|
Немецкие генералы планировали использовать вертолет «Fa-223» в качестве
противолодочного, разведывательного, спасательного, транспортного и учебного
аппарата. Это позволило специалистам завела «Focke Achgelis», расположенного
в Бремене, получить военный заказ сразу на 30 опытных вертолетов.
В 1931 г. немецкий конструктор Генрих Фокке — один из основателей
авиастроительной фирмы «Focke-Wulf» — создал лабораторию по исследованию
винтокрылых аппаратов, которая в 1936 г. выпустила вертолет «Fw-61». 6
следующем году он ушел из фирмы и основал свою собственную «вертолетную»компанию
«Focke Achgelis GmbH».
Несмотря на то, что немецкий вертолет «Fl-282» имел открытую кабину,
его ресурсы позволяли подняться на высоту до 3300 м.
|
Хотя «Fa-223» был особенно эффективен для проведения спасательных
операций, он никогда не использовался в этом качестве — его лишь иногда
применяли для транспортных перевозок. На апрель 1945 г. у Германии имелось
3 работоспособных «Fa-223». Один из них к концу войны был сбит, а два других
достались американизм. Один из них позже был перегнан в Англию, став первым
вертолетом, пересекшим Ла-Манш.
В начале 1942г. флот Германии активно использовал вертолет «Fl-282»,
в том числе и в штормовых условиях. Для этого на одной из башен крейсера
«Кц1п» была смонтирована вертолетная площадка. Хотя о боевой карьере вертолетов
известно мало, точно установлено, что, по крайней мере, несколько «FI-282»
и «Fa-223» в апреле 1945 г. использовались в авиатранспортной эскадрилье.
Кстати, именно один из «FI-282» вывез из осажденного Бреслау его бургомистра
Ханке незадолго до паления города.
Из заказанных военным министерством «Fa-223» завод в Бремене успел до
бомбежек союзников выпустить только 10 машин — остальные были уничтожены
на разной степени готовности. Успешные испытания вертолета, начавшиеся
в середине 1942 г., и особенно его транспортный потенциал для снабжения
сухопутных войск, позволили получить заказ еще на 100 машин. Однако успели
произвести в десять раз меньше — в июле 1944 г. заводы вновь подверглись
бомбардировкам.
Менее известная немецкая фирма «Flettner» в годы второй мировой войны
построила довольно удачный одноместный вертолет «Fl-282» («Kolibri») с
открытой кабиной.
Вертолет оказался очень маневренным и устойчивым в полете — на скорости
60 км/ч пилот мог далее позволить себе отпустить ручку управления. Хотя
конструкция ряда узлов «F1-282» была излишне сложной и тяжелой, в целом
она оказалась очень хорошо продуманной — во время испытаний одна из машин
надетала 95 ч без замены каких-либо узлов.
Было заказано 1 000 вертолетов, но бомбежки выделенных под производство
заводов «BMW» и «Flettner» в Йохаништале позволили выпустить только 24
опытных машины. Из них к концу войны действующими оставались только 3.
Два из них достались американцам, а третий — Советскому Союзу. В течение
некоторого времени он использовался в качестве учебного пособия на кафедре
вертолетостроения в МАИ.
|