Научно-методичний центр
Научные работы
Доклады, курсовые, рефераты
Научно-методический центр Санкт-Петербурга
 

Условия поступления на государственную службу

Условия поступления на государственную службу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

КУРС: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

 

Тема: УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

 

 

 

АУДИЕНТ:

 

 






 

г.Кишинев

2006 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

В Республике Молдова государственная служба регулируется особым законодательным актом – «Законом о государственной службе» № 443 от 04 мая 1995 года. Данный Закон регламентирует правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок поступления на государственную службу и порядок ее прохождения, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения государственной службы и другие вопросы, связанные с организацией государственной службы в Республике Молдова. Закон распространяется на бо́льшую часть лиц, осуществляющих свою деятельность в государственных органах, за исключением выборных лиц и чиновников, занимающих высшие государственные посты, деятельность которых подзаконна другим законодательным и нормативным актам, например, Президент, Депутаты Парламента, члены Правительства и др.

Согласно определения, данного в статье 1 «Закона о государственной службе», государственный служащий – это «лицо, занимающее оплачиваемую государственную должность и имеющее ранги и чины, установленные в соответствии с принципами, определенными настоящим законом». Или другими словами, это профессиональный работник, занимающий должность в государственном аппарате, наделенный особыми полномочиями для выполнения возложенных на него функции, направленные на достижение основных целей государства – развития экономики, культуры, социальной сферы, защиты прав, свобод и законных интересов граждан, охраны общественного порядка, обеспечения национальной безопасности, осуществления внешней политики государства и др.

ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОГРАНИЧЕНИЯ.


Учитывая то, что государственные служащие являются законными представителями органов публичного управления, деятельность которых направлена в первую очередь на оказание услуг гражданам, и поскольку они наделены определенными полномочиями и правами, то на них возложены и дополнительные обязанности, ответственность и ограничения.

Так, например, на всех государственных служащих возложены следующие обязанности:

-       исполнять решения органов публичной власти по вопросам, входящим в его компетенцию, качественно и в срок;

-       проявлять инициативу и настойчивость, добиваться наиболее полного выполнения поставленных перед ним задач;

-       руководствоваться действующим законодательством при выполнении своих обязанностей;

-       не допускать волокиты и бюрократизма;

-       быть объективным и беспристрастным;

-       изучать и учитывать в своей работе общественное мнение;

-       соблюдать права и свободы граждан;

-       своевременно рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, относящихся к сфере его служебной деятельности;

-       хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

-       не разглашать и не передавать третьим лицам конфиденциальные сведения о гражданах, ставшие ему известными в связи с исполнением своих служебных обязанностей;

-       постоянно повышать свой профессиональный уровень и квалификацию.

С другой стороны, государственный служащий не имеет права:

-       занимать государственную должность, находящуюся в отношении подчиненности или подконтрольности с должностями, занимаемыми его близкими родственниками или свойственниками (родителями, детьми, братьями, сестрами, супругами, а также братьями, сестрами или родителями супругов).

-       занимать другую должность или выполнять работу по совместительству в органах публичной власти;

-       занимать другую должность или выполнять работу по совместительству, по договору или контракту в иностранных или совместных предприятиях и организациях;

-       занимать другую должность или выполнять работу по совместительству, по договору или контракту на предприятиях, деятельность которых подконтрольна, подотчетна или иным образом связана с компетенцией органа, в котором он состоит на службе (исключение может составлять научная, преподавательская и творческая деятельность);

-       быть поверенным третьих лиц в органе публичной власти, в котором он состоит на службе;

-       заниматься предпринимательской деятельностью или содействовать физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения, услуг, льгот или других преимуществ;

-       иметь незадекларированные счета в иностранных банках;

-       выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;

-       принимать подарки и услуги за выполнение своих служебных обязанностей (исключением могут быть символические знаки внимания и гостеприимства);

-       принимать участие в забастовках, нарушающих функционирование соответствующего органа публичной власти, от деятельности которого зависит обеспечение общества жизненно важными благами и услугами;

-       совершать действия, которые запрещены статьей 8 Закона о борьбе с коррупцией и протекционизмом.

В связи с высокими требованиями, предъявляемыми к государственным служащим, становится ясно, что при поступлении на работу в государственные органы кандидат должен соответствовать определенным требованиям, предоставить необходимые документы. Поэтому порядок и условия поступления на государственную службу также четко прописаны в «Законе о государственной службе».



ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ.

 

Любой гражданин Республики Молдова, постоянно проживающий в республике, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее образование и пригодное состояние здоровья, и не подпадающий под ограничения, предусмотренные статьей 11 «Закона о государственной службе», имеет право поступить на государственную службу, не зависимо от расы, национальности, пола и пр.

Замещение государственных должностей осуществляется путем зачисления, назначения вышестоящим органом публичной власти или уполномоченным должностным лицом, избрания или на конкурсной основе.

Для замещения государственной должности кандидат должен иметь необходимый для этого классный чин. В случае, если лицо при поступлении на государственную службу не имеет соответствующего классного чина, устанавливается испытательный срок. При этом вопрос о соответствии занимаемой должности и присвоении классного чина рассматривается аттестационной комиссией.

При первом поступлении на государственную службу в качестве должностного лица гражданин должен в присутствии коллектива соответствующего подразделения органа публичной власти принести присягу следующего содержания:

"Сознавая ответственность, возлагаемую на меня государственной службой в качестве должностного лица, торжественно клянусь верно служить государству и народу Республики Молдова, соблюдать Конституцию и законы страны, защищать интересы и авторитет государства, права, свободы и законные интересы граждан, достойно нести звание государственного служащего, добросовестно исполнять свои обязанности. Если я нарушу эту присягу, то готов нести ответственность по всей строгости закона" (Статья 15 «Закона о государственной службе»).

Присяга приносится перед символами государства в 10-дневный срок после замещения должности. После чего должностное лицо подписывает текст присяги, который хранится в его личном деле. Присяга приносится один раз и при переходе на службу в другой орган публичной власти вторично не приносится.

При поступлении на государственную службу путем зачисления или назначения с целью проверки лица на соответствие занимаемой должности по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок (не более шести месяцев) и условия испытания. При этом, если испытательный срок истек, а государственный служащий продолжает выполнять свои обязанности, то он считается выдержавшим испытание. В этом случае должностное лицо, выдержавшее испытание, не позднее 10 дней по истечении испытательного срока приносит присягу.

Если лицо не прошло испытания, оно освобождается от должности в соответствии с законодательством о труде. Срок испытания не устанавливается при замещении государственной должности путем избрания или по конкурсу, а также при переводе государственного служащего в другой орган публичной власти.

При поступлении на государственную службу заключается индивидуальный трудовой договор, принимается постановление (решение, распоряжение) или издается приказ о поступлении на государственную службу.

Подготовка специалистов для государственной службы и повышения их квалификации осуществляется в учебных заведениях, специализированных в области публичного управления (как, например, Академия Публичного Управления при Президенте Республики Молдова) и в других учреждениях соответствующего профиля.

Каждые четыре года государственные служащие проходят курсы повышения квалификации. Результаты учебы и повышения квалификации учитываются при продвижении их по служебной карьерной лестнице.

С целью совершенствования деятельности государственной службы, улучшения подбора, расстановки и воспитания кадров, стимулирования роста профессионального уровня, повышения качества и эффективности работы, обеспечения соответствия заработной платы результатам труда периодически (один раз в три года) проводится аттестация государственных служащих, за исключением тех, которые занимают должности первого ранга. Для этого органами центрального публичного управления создаются аттестационные комиссии, которые оценивают деятельность государственных служащих, их профессиональную компетентность, правовую культуру, умение работать с людьми и делают выводы о соответствии их занимаемой должности, о присвоении классного чина, об увеличении или понижении должностного оклада, установлении, изменении или отмене надбавок к должностному окладу, за исключением надбавок за классный чин и выслугу лет, а также даются рекомендации о направлении на курсы повышения квалификации или о зачислении в резерв кадров.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Закон о государственной службе» принятый в 1995 году до настоящего времени был неоднократно пересмотрен и дополнен поправками, продиктованными духом времени. Тем не менее, в связи с необходимостью реформационных преобразований в системе государственных органов центрального публичного управления, мы видим необходимость в изменении самого отношения к государственной службе. Это обусловлено с одной стороны стремлением к поднятию престижа государственной службы и привлечения в органы публичного управления высококвалифицированных специалистов, способных решать проблемы и задачи, стоящие сегодня перед государством и обществом. С другой стороны это связано с поднятием имиджа государственных служащих в глазах граждан и связанного с этим доверия общества к работникам органов публичного управления.

Ключом к решению данных задач станет принятие нового закона «О Кодексе поведения государственного служащего», проект которого уже подготовлен и вынесен для обсуждения. Как заявлено в этом Законе, «целью Кодекса является установление повышенных профессиональных стандартов для государственной службы и информирование граждан о принципах поведения государственного служащего в целях повышения качества государственной службы; обеспечение эффективного управления при реализации общественного интереса; содействие пресечению и недопущение бюрократии и коррупции в области публичного управления, а также создание атмосферы доверия граждан к публичным властям».

Это краткий и в то же время емкий документ, закладывающий основу для дальнейшего развития системы публичного управления в целом и отношения к государственной службе в частности.

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.     Конституция Республики Молдова.

2.     Закон Республики Молдова «О государственной службе» № 443 от 04 мая 1995 года.

3.     Проект Закона о Кодексе поведения государственного служащего.

4.     Трудовой кодекс Республики Молдова.

5.     Глазунов Н.И. «Система государственного управления» М.2003г.


 

Научно-методический центр © 2009