Фонетические законы и фонетические процессы
Фонетические законы и фонетические процессы
Содержание
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие о фонетических законах и фонетических
процессах. Действие фонетических законов в синхронии
1.2 Позиционные изменения звуков
1.3 Комбинаторные изменения звуков
2. Практические задания
Список литературы
1.
Теоретическая часть
1.1
Понятие о фонетических законах и фонетических процессах. Действие фонетических
законов в синхронии
Фонетические законы
(звуковые законы) - законы функционирования и развития звуковой материи языка,
управляющие, как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его
звуковых единиц, их чередований и сочетаний.
1. Фонетический закон
конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е.
произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит
к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах
с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть
[rpyc'т'], подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного
звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой:
[пр'ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с
начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф
он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш).
Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция
согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой,
а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове
оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление
первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется
регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона
звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же
положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем
оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ]
(дужка - душка), [в'иес'ти - в'иес'т'и] (везти - вести), [фп'ьр'ием'ешку -
фп'ьр'ием'ешку] (вперемежку - вперемешку).
Перед сонорными, а
также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест]
(отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие
согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем:
[пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом:
[гд'елу] (к делу), [зд'елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть]
(год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых
без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п'ат'] (раз пять).
3. Ассимиляция
согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами
звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации,
которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка
высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости
имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему
мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по
твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение
предыдущего звука.
Все согласные, парные
по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным
звуком [е]; [б'ел], [в'ес], [м'ел], [с'ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2)
перед [и]: [м'ил], [п'ил'и] (мил, пили).
Перед непарными [ж],
[ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л'] (ср. конце -
кольце).
Наиболее подвержены
смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф].
Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза,
ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но
отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л'ес]; ср. [Λ т
ор]) и перед частицей ([рос-л'и]; ср. [рΛсли]) (вот лес, оттёр, рос ли,
росли).
Согласные [з] и [с]
смягчаются перед мягкими [т'], [д'], [с'], [н'], [л']: [м'êс'т'],
[в'иез'д'е], [ф-ка с'ь], [казн'] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з],
[с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед
мягкими губными: [ръз'д'иел'ит'], [ръс'т'иенут'], [б'ъез'-н'иево),
[б'иес'-с'ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными
смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з,
а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с'м'ех], [з'в'êр],
[д'в'êр|, [т'в'êр], [с'п'êт'], [с'-н'им], [ис'-пêч'],
[рΛз'д'êт'] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь,
раздеть).
Губные перед мягкими
зубными не смягчаются: [пт'êн'ч'ьк], [н'ефт'], [вз'ат'] (птенчик, нефть,
взять).
4. Ассимиляция
согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на
стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный,
секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не
происходит: [прΛс'ит'] - [проз'бъ], [мъллт'ит'] - [мълΛд'ба] (просить
- просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л']:
[пол'ь] - [зΛпол'ныj] (поле, запольный).
5. Ассимиляция зубных
перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в
положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в
полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з],
[с] происходит:
1) на стыке морфем: [ ж
ат'], [рΛ ж ат'] (сжать, разжать); [ ш ыт'], [рΛ ш ыт'] (сшить,
расшить); [ ш'от], [рΛ ш'от] (счет, расчет); [рΛзно ш'ик], [изво ш'ик]
(разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и
слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш
аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня,
а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж']: [по
ж'] (позже), [jê ж'у] (езжу); [во ж'и], [дрож'и] (вожжи, дрожжи).
Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой
ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в
результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч'от] (отчет), (фкра цъ]
(вкратце).
6. Упрощение
сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных
между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно
наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ],
[познъ], [ш'иесливы ], [г'иганск'и ], [ч'уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный,
поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп
одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога
или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные
сокращаются до двух: [ра сор'ит'] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой),
[кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).
К основным фонетическим
процессам, происходящим в слове, относятся: 1) редукция; 2) оглушение; 3)
озвончение; 4) смягчение; 5) уподобление; 6) упрощение.
Редукция - это
ослабление произношения гласных звуков в безударной позиции: [дом] - [д^ма] -
[дъь^вои].
Оглушение - процесс,
при котором звонкие согласны перед глухими и на конце слова произносятся как
глухие; книжка - кни[ш]ка; дуб - ду[п].
Озвончение - процесс,
при котором глухие в положении перед звонкими произносятся как звонкие: сделать
-[з']делать; отбор - о[д]бор.
Смягчение - процесс,
при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием последующих мягких:
зави[с’]ть, ка[з’]нь, ле[с’]ть.
Уподобление - процесс,
при котором сочетание нескольких разнородных согласных произносится как один
долгий ( например, сочетания сч, зч, шч, здч, стч произносятся долгий звук
[ш'], а сочетания тс(я), тьс(я) произносится как один долгий звук [ц]):
объе[ш]ик, весну[ш]атый, му[ш']ина, [т']астъе, ичи[ц]а. Упрощение групп
согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн, здн, ест, дц, лиц
и других происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква,
обозначающая этот звук: сердце - [с'э'рцъ], солнце - [сонцъ].
8. Редукция гласных.
Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется
редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию
безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и
позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй
степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей
редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой
позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда)
и т.п.
Гласные в слабой
позиции второй степени: [пърʌвос] (паровоз);
[къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п'ьл'иэ на]
(пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Синхрония -
(от греч. sýnchronós - одновременный), рассмотрение языка (или
какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его
составными частями в один период времени. Например, форма именительного падежа
единственного числа «стол» в синхронии имеет нулевое окончание, в отличие от
родительного падежа «стол-а».
Выявление
динамики развития в синхронии возможно также и благодаря сравнению нескольких
одновременно функционирующих стилей (выбор которых определяется условиями
общения) - более торжественного (высокого), сохраняющего старые черты, и более
разговорного (низкого), в котором угадывается направление развития языка
(например, сокращённая форма [чиэк] вместо «человек»).
Изучение фонетических
явлений в плане синхронии - это исследование фонетики
определенного языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и
взаимообусловленных элементов.
1.2
Позиционные изменения звуков
Позиционной меной
звуков называется закономерное изменение их в слове в
зависимости от различия фонетических условий. Так, например, звук [о] всегда чередуется
со звуком [Λ], если оказывается в первом предударном слоге после твердых
согласных (ср. [кот - кΛта]).
В современном русском
литературном языке различаются два принципиально разных типа позиционной мены
звуков.
Первый тип представляет
позиционные мены, при которых образуются параллельные ряды звуков. В словах пат, спать, спят, пять ударный звук [а] находится в различных
фонетических условиях и потому различается по своему качеству: между твердыми
согласными звук [а] выступает как гласный среднего ряда [а], перед мягким
согласным оказывается более передним в конце своей длительности [а•], после
мягкого согласного перед твердым согласным становится более передним в начале
своей длительности [•а], между мягкими согласными продвигается вперед и несколько
вверх на всем протяжении своей длительности [а]. Позиционные мены звука [а] в
данных фонетических позициях представлены рядом звуков: [а], [а•], [•а], [•а•].
В фонетических
положениях, тождественных указанным выше позициям звука [а], точно так же
параллельно изменяются и звуки [о], [у]: плот - плоть - плётка -
переплёте (плот - пло•т' - пл'о•ткъ - п'ьр'иеплöт'ь], суда - судя - сюда - сюсюкать [суда - су•д'ъ - с'•уда -
с'ÿс'укът'].
Второй тип представляют
позиционные мены звуков, при которых образуются непараллельные ряды звуков,
пересекающиеся друг с другом, имеющие один и более общих членов. Примером
непараллельных мен является мена гласных звуков в зависимости от места по
отношению к ударению. Они называются вариантами гласных фонем.
Наличие в фонетической
системе двух типов позиционной мены звуков - параллельной и непараллельной -
является основой для разграничения понятий сильной и слабой фонемы, сильных и
слабых позиций.
1.3
Комбинаторные изменения звуков
Комбинаторные изменения
звуков, результат влияния окружающих звуков в речевом потоке.
Таковы:
ассимиляция ((от
лат. assimilatio), уподобление, слияние, усвоение),
диссимиляция (,один
из видов комбинаторного изменения звуков в потоке речи, когда один из двух
тождественных или сходных звуков речи (смежных или несмежных) заменяется другим
звуком, отличным или менее сходным с ним),
аккомодация (частичное
приспособление артикуляции смежных согласного и гласного, состоящее в том, что
экскурсия (т. е. начало артикуляции) последующего звука приспособляется к
рекурсии (т. е. окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная
аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к
экскурсии последующего (регрессивная аккомодация).)
- приспособление согласных к гласным и гласных к согласным («игры – отыгран»),выпадение
звука («сонце» вместо «солнце»), гаплология - выпадение одного из одинаковых
или подобных слогов («знаменосец» из «знаменоносец»), стяжение двух смежных
гласных в один (русское диалектное «быват» из «бывает»), афереза - отпадение
начального гласного слова после конечного гласного предшествующего слова,
элизия - отпадение конечного гласного слова перед начальным гласным следующего
слова, эпентеза - вставка звуков (просторечное «Ларивон», «радиво»), метатеза -
перестановка («Фрол» из лат. Florus).
2.
Практические задания
1. В данных словах
определите позиции гласных. Укажите характер и степень их редукции.
Аксиома - [ʌкс`иомъ]
а [ʌ]
– гл. редуц., в нач. слова, безуд., слаб. позиц.
и [и] – гл, нередуц., безуд.,
предуд., слаб. позиц.
о [о] - гл, нередуц., уд.,
сильн. позиц.
а [ъ] – гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
бабочка - [бабъчкъ]
а [а] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
о [ъ] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
а [ъ] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
воспитание - [въсп`итан`иь]
о [ъ] - гл, редуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
и [и] - гл, нередуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
и [и] - гл, нередуц.,
зауд., слаб. позиц.
е [ь] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
грамота - [грамътъ]
а [а] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
о [ъ] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
а [ъ] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
доверху - [дов`иэрхъ]
о [о] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
е [иэ] - гл.
редуц., безуд., зауд., слаб. позиц.
у [ъ] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
кремоватый - [кр`ьмʌватъj]
е [ь] - гл, редуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ]
- гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
ы [ъ] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
накануне - [нъкʌнун`ь]
а [ъ] – гл, редуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
а [ʌ]
– гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
у [у] – гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
е [ь] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
остановились - [ʌстънʌв`ил`ьс`]
о [ʌ]
- гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [ъ] – гл, редуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ]
– гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
и [и] – гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
и [ь] - гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
плясовая - [пл`исʌваь]
я [и] - гл, нередуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
о [ʌ]
- гл, редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
я [ь] – гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
тяжелый - [т`ьжолъj]
я [ь] - гл, редуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
о [о] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
ы [ъ] – гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
улетают - [ул`иэтаьт]
у [у] - гл, нередуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
е [иэ] - гл,
редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
ю [ь] – гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
швейцар - [шв`ицар]
е [и] - гл, нередуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
а [а] – гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
времяисчесление -
[в`р`иэм`ьиш`эсл`эн`иь]
е [иэ] - гл,
редуц., безуд., предуд., слаб. позиц.
я [ь] - гл, редуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
е [э] - гл, нередуц.,
безуд., предуд., слаб. позиц.
е [э] - гл, нередуц.,
уд., сильн. позиц.
и [и] - гл, нередуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
е [ь] – гл. редуц.,
безуд., зауд., слаб. позиц.
2. Сравните слова.
Какие фонетические процессы отражаются в каждой паре? Объясните их.
Резьба – косьба –
происходит озвончение - процесс, при котором глухие в положении перед звонкими
произносятся как звонкие: ре[з']ба - ко[з']ба
пророк – порог –
происходит оглушение - процесс, при котором звонкие согласны перед глухими и на
конце слова произносятся как глухие; поро[к].
жмут – сжать – жженый –
изжарить – происходит уподобление - процесс, при котором сочетание нескольких
разнородных согласных произносится как один долгий: [ж]мут, [ж]ать, [ж]еный,
и[ж]арить.
с чучелом – щуриться - происходит
уподобление [ш]чучелом, [ш`]уриться.
второе – фтор -
происходит оглушение [ф]торое.
шоколад – топот –
происходит редукция - это ослабление произношения гласных звуков в безударной
позиции: ш[ъ] колад - топ[ъ]т.
мороз – морозный -
происходит оглушение моро[с].
горести – горестный – происходит
упрощение групп согласных - процесс, при котором в сочетаниях согласных стн
происходит выпадение звука, хотя на письме употребляется буква, обозначающая
этот звук: горестный - [гор`ьснъj].
лист – листья – происходит
смягчение - процесс, при котором твёрдые согласные мягкими под влиянием
последующих мягких: ли[с’]тья.
оторвать – отдежурить -
происходит озвончение: о[д]дежурить.
мука – муку - происходит
редукция: мук[ъ] - мук[ъ].
3. Затранскрибируйте
предложения. Какие фонетические процессы наблюдаются? Подчеркните одной чертой
позиционные изменения, двумя чертами – комбинаторные изменения звуков. Охарактеризуйте
все процессы в выделенных словах. Охарактеризуйте звуки в слове скрипевший.
1. Ночь была лунная, морозная.
Снег лежал сухой, легкий, коротко скрипевший под ногами.
[ноч бъла лунъь
мʌрознъь//сн`эк
л`иэжал сухоj/л`охк`ьj коръткъ скр`ип`эфшъj
път нʌгамь//]
морозная - происходит
озвончение: моро[з]ная
снег - происходит
оглушение сне[к].
легкий - происходит
смягчение: ле[х’]кий.
скрипевший - происходит
оглушение скрипе[ф]ший.
2. И отчее
племя, и близкие души, и лучшее время все дальше, все глуше (Рубц).
[и от`чь пл`эм`ь
и бл`иск`иь душъ/и лутшыъ в`р`эм`ь фс`о дал`шэ/фс`о
глушъ//]
отчее - происходит
уподобление о[ч]ее.
3. День с самого утра хмурился.
Здесь на этом неприветливом северном море, на его пустынных
островах и прибрежьях, круглый год ненастье (Бунин)
[д`эн`
самъвъ утра хмур`илс`ь//с`д`эс` на этъм
н`эпр`ив`этл`ивъм с`эв`ирнъм мор`ь/на иво пустынъх ʌстрʌвах
и пр`ибр`эж`ах/круглъj гот н`иэнас`т`ь]
хмурился - происходит
редукция: хмурилс[ь]
здесь - происходит
оглушение [с]десь
северном - происходит
редукция: сев[ь]рн[ъ]м
скрипевший [скр`ип`эфшъj]
с [с] - согл., шумн.,
фрик., зубн., глух., парн. [з],тв., парн. [с`].
к [к] - согл., шумн.,
взрывн., заднее-небн., глух. парн. [г], тв. парн. [к`]
р [р`] - согл., сон.,
плавн., зубн., зв., непарн., мяг., парн. [р].
и [и] - гл., верхн.
подъем, перед. ряд, нелаб., безуд, предуд.
п [п`] - согл., шумн.,
взрывн., губн., глух., парн. [б], мяг., парн. [п].
е [э] - гл., ударн.,
сред. подъем, перед. ряд, нелаб.
в [ф] - согл., шумн.,
фрик., зубн.-губн., глух., парн. [в], тв., парн. [ф`].
ш [ш] - согл., шумн.,
фрик., зубн.-губн., глух., парн. [ж], тв., парн. [ш`].
и [ъ] - гл., редуц.,
послеуд.
й [j] - согл., шумн.,
фрикат., средне-небный, зв., непарн., мяг., непарн.
Список литературы
1.
Валгина
Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Слово, 2005.
– 328 с.
2.
Виноградов
В. В. Избранные труды. - М.: Наука, 2004. – 512 с.
3.
Дудников
А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 2004. – 165 с.
4.
История
русского языка / Под ред. С.А. Хорошилова. М.:Т ЮНИТИ-ДАНА, 2005 – 652 с.
5.
Максимов
В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2006 – 236 с.
6.
Ожегов
С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М.: Наука, 2006 – 987 с.
7.
Розенталь
Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Слово, 2006. –
529 с.
8.
Современный
русский язык. / Под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Педагогика, 2007. – 472 с.