Грабарь Игорь Эммануилович
Грабарь Игорь Эммануилович
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович
(1871-1960), российский живописец и искусствовед, народный художник СССР
(1956), академик АН СССР (1943) и действительный член Академии художеств СССР
(1947). Жизнерадостные, пронизанные светом пейзажи («Мартовский снег», 1904),
натюрморты, портреты («Н. Д. Зелинский», 1932). Руководитель издания первой
научной «Истории русского искусства» (1909-16); монографии о русских
художниках. Один из основоположников музееведения, реставрационного дела и
охраны памятников искусства и старины. Государственная премия СССР (1941).
*
* *
ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович (25
марта 1871, Будапешт — 16 мая 1960, Москва), русский художник и искусствовед.
Видный мастер позднеимпрессионистической живописной традиции, ставший в то же
время и самым авторитетным в первой половине — середине 20 века историком
русского искусства, выдающимся музейно-реставрационным экспертом.
Начало пути
Родился в семье Э. И. Грабаря,
общественного и политического деятеля, вынужденного переселиться из
Австро-Венгрии с семьей в 1876 в Россию (город Егорьевск Рязанской губернии).
Учился в петербургской Академии художеств (1894-96), в частности, у И. Е.
Репина и П. П. Чистякова, а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (с 1896);
преподавал в организованной совместно с Ажбе школе (1898-1901). Кроме Германии,
побывал в Италии и Франции. Жил и работал преимущественно в Петербурге (с 1889)
и Москве (с 1903). Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских
художников».
«Прирожденный жизнерадостник»
(как он сам себя охарактеризовал в письме к А. Н. Бенуа), человек огромной
деловой энергии, Грабарь постоянно сочетал искусство с
культурно-организаторской работой.
Грабарь-живописец
Как художник, он испытал большое
влияние импрессионизма и постимпрессионизма. Для его творчества наиболее
характерны неброские по мотиву, но чрезвычайно звучные, эмоционально-насыщенные
по цвету пейзажи («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», «Мартовский
снег»; обе — 1904, Третьяковская галерея), а также натюрморты, точнее целые
живописные куски пространства, где вещи составляют искрящиеся хроматические
гаммы («Хризантемы», 1905; «Неприбранный стол», 1907; обе в Третьяковской
галерее). Тогда же обнаружился и его значительный талант портретиста.
В послереволюционный период путь
художника отмечен тяжелыми компромиссами. Он пишет все больше автопортретов и
портретов, особенно его привлекают «старинные русские люди», стойко сохранившие
свое творческое достоинство: таков поэт Н. А. Клюев (портрет 1932, Русский
музей) или академики на картинах, заказанных в 1935 для конференц-зала Академии
наук. Однако на этом добротном фоне слащавой официозностью выделяются большие
полотна «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приеме у
В. И. Ленина и И. В. Сталина» (1938; обе в Государственном историческом музее).
Активно выступая в качестве художественного
критика в журналах «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон» и др., он
приветствует новаторские искания.
Еще осенью 1902 Грабарь
предпринимает поездку на русский Север, в Вологодскую и Архангельскую губернии
(в Новгороде и Пскове он побывал еще раньше). Эта поездка пробудила в нем
страсть к русскому искусству, которая стала основой всей его жизни. Путешествия
по рекам Вычегда, Сухона и Северная Двина, где он зарисовывал и обмерял церкви,
мельницы, избы, фотографировал иконы, утварь, древнее шитье, утвердили его в
желании осмыслить и издать собранный материал. Неслучайно именно Грабарь стал
создателем комплексной многотомной «Истории русского искусства».
Впервые мысль об издании «Истории
русского искусства» возникла у Грабаря в 1902, когда издатель журнала «Нива» А.
Ф. Маркс попросил его переработать и дополнить «Историю искусств» П. П.
Гнедича. Отказавшись «перерабатывать» Гнедича, Грабарь предложил издать
«Историю русского искусства» и, получив согласие, на долгие годы углубился в
изучение архивов Академии художеств, Академии наук, Сената, Синода,
Министерства двора и др. В статье «Два столетия русского искусства» он дал
общую картину его развития в 18-19 веках, что впоследствии послужило основой
для «Истории русского искусства».
Первый вариант программы «Истории
русского искусства» был готов в январе 1907. Все издание должно было состоять
из 12 томов (3000 иллюстраций); архитектуру предполагалось выделить в особые
тома. В 1909-16 годы было выпущено 5 томов, причем Грабарь был не только
редактором, но и автором важнейших разделов.
Параллельно с «Историей русского
искусства» Грабарь предпринимает издание новой серии монографий «Русские города
— рассадники искусства». В план были включены богатые архитектурными и
художественными ценностями провинциальные города: Ростов, Углич, Ярославль,
Кострома, Старица, Торжок, Рязань, Вятка, Пермь, Полоцк и др. Осуществить
удалось только один выпуск.
В мае 1915 во время немецких
погромов было разгромлено издательство Кнебеля, австрийского подданного. Тысячи
хранившихся там редчайших негативов, в том числе и для серии «Русские города»,
были уничтожены разъяренной толпой. Продолжать издание было уже невозможно.
С 1906 совместно с Кнебелем
Грабарь осуществляет уникальную для того времени серию монографий о крупнейших
мастерах современного русского искусства. Сам пишет книги о И. И. Левитане (в
соавторстве с С. Глаголем, 1913) и о В. А. Серове (1914).
Работа в Третьяковской галерее
(1913-25)
В 1913 за монографию о художнике
Серове Грабарь был избран действительным членом Академии художеств, а вскоре
назначен попечителем Третьяковской галереи, затем ее директором. Он с
энтузиазмом берется за новое дело: выпускает первый научный каталог собрания
галереи, занимается изменением экспозиции картин в залах. Однако реэкспозиция вызвала
негативную реакцию официальной критики.
В 1925 Грабарь отказывается от
директорства и сосредотачивается на преподавательской деятельности в МГУ, где в
течение десяти лет читает курс «Теории и практической реставрации памятников
искусства и старины».
Итоги жизни
Грабарь вел огромную
административную работу: был директором Московского художественного института
им. В. И. Сурикова, 1937-43, Академии художеств, 1943-46, а также созданного в
1944 по его инициативе Института истории искусств АН СССР, директором которого
он был до конца жизни.
Под руководством и при авторском
участии Грабаря вышло 5 томов новой «Истории русского искусства» (тт.1-13,
1953-69), до сих пор не превзойденной по широте охвата. Последние месяцы жизни
Грабарь работал над разделами, посвященными русской архитектуры первой четверти
19 в., из которых успел закончить только один — об архитекторе Тома де Томоне.
В 1947 под руководством Грабаря
вышел коллективный труд «Русская архитектура первой половины ХVIII века».
Непосредственно причастный к
тоталитарно-бюрократическим механизмам советской культурной политики, Грабарь,
тем не менее, остался в памяти потомков фигурой, внушающей глубокое уважение.
Тонкий руководитель-дипломат и большой художник, связавший судьбы русского до-
и постреволюционного искусства, он спасал для потомков все, что было в его
силах спасти, сам став своеобразной «личностью-музеем».