Ќаучно-методичний центр
Ќаучные работы
ƒоклады, курсовые, рефераты
Ќаучно-методический центр —анкт-ѕетербурга
 

ѕон€тие о стил€х речи русского €зыка

ѕон€тие о стил€х речи русского €зыка















ѕон€тие о стил€х речи русского €зыка


¬ведение


ѕонимание стилей €зыка и стилей речи позвол€ет уловить и пон€ть тесные и многие св€зи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека.  ультуры речи нет без умени€ пользоватьс€ стил€ми €зыка, создавать и. пересоздавать стили речи. Ќа св€зь между речевой культурой и учением о стил€х указывали многие ученые, в их числе √.ќ. ¬инокур, Ѕ.ј. Ћарин, ј.Ќ. √воздев, ¬.¬. ¬иноградов и др.

—тили €зыка Ч это типы его функционировани€, его структурно-функциональные варианты, соотнесенные с типами социальной де€тельности и. отличающиес€ друг от друга совокупност€ми и системами различий в степени активности средств €зыка, достаточными дл€ их интуитивного опознавани€ в процессе общени€.

‘ункциональный стиль €зыка Ч это разновидность литературного €зыка, котора€ обслуживает ту или иную сферу общественной жизни и характеризуетс€ определЄнным своеобразием отбора и использовани€ €зыковых средств в зависимости от условий и целей общени€.

¬ыдел€ютс€ разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и художественный функциональные стили €зыка.

 аждый стиль характеризуетс€ следующими признаками: а) услови€ общени€; б) цель общени€; в) формы (жанры), в которых он существует; г) набор €зыковых средств и характер их использовани€.

‘ункциональные стили речи Ч основные, наиболее крупные речевые разновидности, отличающиес€ набором €зыковых средств и обусловленные различными сферами общени€.

ѕонимание св€зей между коммуникативными качествами речи и €зыковыми стил€ми позвол€ет не только углубить понимание каких-то сторон речевой культуры, но и дает возможность €снее увидеть те участки речи, которые требуют улучшени€, а следовательно, и внимани€ ученых и литераторов и их практических рекомендаций.

1. Ђ—тиль €зыкаї в Ѕольшой —оветской Ёнциклопедии

 

—тиль €зыка

1) разновидность €зыка (стиль €зыка), используема€ в какой-либо типичной социальной ситуации Ч в быту, в семье, в официально-деловой сфере и т.д. Ч и отличающа€с€ от др. разновидностей того же €зыка чертами лексики, грамматики, фонетики. ќпределение стиль €зыка зависит от объЄма самого пон€ти€ Ђ€зыкї, а также от центрального пон€ти€ Ч €зыкова€ норма. ≈сли нормой признаЄтс€ вообще правильна€, неискажЄнна€ общенародна€ речь, то —тиль €зыка определ€етс€ как разновидность общенародного €зыка (тогда —тиль €зыка будет также просторечие). ≈сли же норма понимаетс€ более узко Ч лишь как литературно-правильна€ речь, то стиль €зыка определ€етс€ как разновидность литературного €зыка. —оответственно варьируетс€ и классификаци€ стил€ €зыка при первом понимании выдел€етс€ центральный Ч нейтрально-разговорный стиль €зыка, по отношению к которому остальные стили €зыка характеризуютс€ как стилистически Ђотмеченныеї, окрашенные; при втором Ч под нейтральным пластом €зыка понимаетс€ обща€ часть всех стилей €зыка, с которой в различной пропорции соедин€ютс€ в каждом стиле €зыка Ђотмеченныеї стилистические средства. ¬ современных развитых национальных €зыках существуют 3 наиболее крупных стил€ €зыка: нейтрально-разговорный (или, при др. классификации, разговорный), более Ђвысокийї Ч книжный, более Ђнизкийї Ч фамиль€рно-просторечный. Ѕлагодар€ этому один и тот же предмет может быть назван и описан в различных стилевых регистрах (ср. Ђжизньї Ч Ђбытиеї Ч ЂжитьЄї), что открывает широкие возможности перед художественной речью. ¬ каждом из основных стилей возможны более частные, но уже менее чЄткие подразделени€: в книжном Ч научный, газетно-публицистический, официально-деловой и др.; в фамиль€рно-просторечном Ч собственно разговорно-фамиль€рный, просторечный, студенческий жаргон и т.д.  аждый стиль закреплен традицией за типовой общественной ситуацией: книжный Ч за ситуацией официального общени€, нейтрально-разговорный Ч за ситуацией повседневного служебного, бытового общени€, фамиль€рно-просторечный Ч за ситуацией интимно-бытового и семейного общени€. ¬се стили и подразделени€ называютс€ иногда в советской лингвистике функциональными. Ќекоторые исследователи рассматривают художественную речь как один из функциональных стилейЧ стиль €зыка художественной литературы в целом. ќт собственно стилевых делений €зыка следует отличать различи€ эмоционально-экспрессивной окраски €зыковых средств (нередко также называемых Ђстилистическимиї), которые могут быть представлены в пределах одного и того же стил€ €зыка и выражаютс€ в таких оценках, как Ђвысокое, возвышенноеї, Ђторжественноеї, Ђнейтральноеї, Ђсниженноеї, а также Ђгрубоеї, Ђироническоеї и т.п. »сторически Ђвозвышенноеї т€готеет к книжному, а Ђсниженноеї, Ђгрубоеї Ч к фамиль€рно-просторечному стилю.

—тили €зыка могут быть лишь там, где €зыкова€ система предоставл€ет возможность выбора €зыковых средств, и поэтому €вл€ютс€ категорией исторической; они возникают вместе с пон€тием нормы. “ри основных стил€ имеют три различных исторических источника.  нижный стиль обычно восходит в значительной части к литературно-письменному €зыку предшествующей эпохи, нередко иному, чем повседневный €зык основной части населени€, например в –оссии к старослав€нскому €зыку, во ‘ранции, »талии, »спании Ч к латинскому, в республиках —редней јзии Ч к древнеуйгурскому. Ќейтрально-разговорный —тиль €зыка восходит к общему €зыку народа; фамиль€рно-просторечный —тиль €зыка в значительной части Ч к городскому просторечию. Ќациональные особенности происхождени€ и литературной обработки —тиль €зыка сказываютс€ на разном понимании Ђнейтральностиї. “ак, во французском €зыке нейтральный стиль €зыка сдвинут в сторону книжной речи, в русском €зыке, по сравнению с французским,Ч в сторону разговорного просторечи€, т.к. норма французского литературного €зыка складывалась в эпоху классицизма (17 в.), а русского литературного €зыка Ч в эпоху становлени€ реализма (эпоху ѕушкина) при различном отношении к демократическим элементам €зыка. Ћомка стилевых ограничений нередко выступает в истории как признак нового литературно-художественного и идейного направлени€.

“рЄхчастное деление стиль €зыка существовало уже в ƒревнем –име, но отождествл€лось там с жанром литературы и проводилось лишь в пределах книжно-письменной речи посредством ассоциаций с различными предметами действительности (например, Ђвоинї, Ђконьї, Ђмечї Ч дл€ Ђвысокогої стил€, Ђземледелецї, Ђволї, Ђплугї Ч дл€ среднего, Ђленивый пастухї, Ђовцаї, Ђпалкаї Ч дл€ Ђнизкогої). ќдна и та же действительность, как правило, не могла быть описана в разных стилевых регистрах. »зучение —тиль €зыка на прот€жении античности и средневековь€ входило в круг риторики и поэтики. ¬ 17Ч18 вв. оно составило предмет Ђтеории трЄх стилейї, повсеместно прин€той в ≈вропе (ср. учение ћ.¬. Ћомоносова в –оссии). ¬ современном значении термин Ђ—тиль €зыкаї по€вл€етс€ в европейских €зыках в 1-й трети 19 в. в св€зи с общими иде€ми историзма, к середине 19 в. термин Ђ—тиль €зыкаї утвердилс€ (√. —пенсер, ’. Ўтейнталь). — возникновением семиотики было установлено, что категори€ —тиль (€зыка) играет важную роль не только в литературе, но везде, где примен€етс€ €зык, в том числе в науке (ћ. ‘уко и др.). 2) ћанера говорить или писать, способ €зыкового поведени€ человека в той или иной общественной среде или ситуации (стиль речи).

ѕоскольку стиль €зыка Ч обобщение особенностей речи типичной социальной ситуации, а стиль €зыка речи Ч выбор говор€щим или пишущим наличных средств из стиль €зыка, то стиль €зыка и стиль €зыка речи Ч одно и то же €вление (стиль), только рассматриваемое стилистикой с разных сторон. 3) ¬торичный уровень вс€кой €зыковой системы, в том числе искусственного €зыка, возникающий при предпочтительном выборе каких-либо из еЄ средств дл€ определЄнной цели Ч информативной, оценочной, предписывающей и т.д. Ч в рамках одного из трЄх модусов употреблени€ €зыка: семантического, синтаксического, прагматического.


—тили €зыка. ѕон€тие о функциональных стил€х


ѕроблема стил€, которую многие исследователи относ€т к числу центральных в лингвистической стилистике, решаетс€ по-разному. ѕредметами разногласий €вл€ютс€:

1)                содержание пон€ти€ Ђфункциональный стильї;

2)                принципы классификации (а отсюда и число выдел€емых стилей);

3)                вопрос о месте литературно-художественного стил€ (€зыка художественной литературы) в системе стилей литературного €зыка.

 ак известно, в основу теории трех стилей литературного €зыка ћ.¬. Ћомоносовым был положен экспрессивно-жанровый принцип (стили соотносились с жанрами художественной прозы, поэзии и драмы).

ќ трех типах речи говорил ј.’. ¬остоков, име€ в виду общенародный €зык: Ђ—оединение слов, служащее к выражению мыслей, называетс€ речью. –ечь бывает по выбору слов, в нее вход€щих:

1)                   важна€, или благородна€, называема€ книжным €зыком;

2)                   простонародна€, иначе называема€ просторечием;

3)                   между сими двум€ середину занимает обыкновенна€ речь, или €зык разговорныйї.

“аким образом, материалом дл€ стилистической дифференциации €зыковых средств и выделени€ отдельных стилей может быть или только литературный €зык как обработанна€ форма общенародного €зыка, или общенародный €зык в целом. –азличный подход к решению задачи, естественно, приводит к различным системам классификации стилей.

ѕри выделении стилей общенародного €зыка (не име€ в виду его социальную и территориальную дифференциацию) указываетс€ множество разновидностей, охватывающих €зыковой материал от Ђвысокихї, книжных элементов до Ђнизкихї, просторечных.

–асход€тс€ точки зрени€ и на систему стилей литературного €зыка. ¬ основу классификации кладутс€ различные принципы, не всегда совпадает используема€ дл€ обозначени€ близких пон€тий терминологи€, различно число выдел€емых стилей.

„то же понимать под функциональными стил€ми и каковы принципы их выделени€?

язык как €вление социальное выполн€ет различные функции, св€занные с той или иной сферой человеческой де€тельности. ¬ажнейшие общественные функции €зыка: общение, сообщение, воздействие. ƒл€ реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности €зыка, характеризующиес€ наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности €зыка. «ги разновидности называютс€ функциональными стил€ми. ¬озникнув на вне€зыковой (экстралингвистической) основе, будучи тесно св€занными с содержанием, цел€ми и задачами высказывани€, стили различаютс€ между собой внутри€зыковыми признаками: принципами отбора, сочетани€ и организации средств общенационального €зыка.

¬ соответствии с названными выше функци€ми €зыка выдел€ютс€ следующие стили:

1)                разговорный (функци€ общени€);

2)                научный и официально-деловой (функци€ сообщени€);

3)                публицистический и литературно-художественный (функци€ воздействи€).

—ледует иметь в виду, что названные функции часто переплетаютс€, поэтому, например, в публицистическом стиле к функции воздействи€ примешиваетс€ в большей или меньшей степени, в зависимости от жанра, коммуникативно-информационна€ функци€, т.е. функци€ сообщени€. —очетание двух функций Ц эстетической и коммуникативной Ц характерно дл€ €зыка художественной литературы.

ѕредложенна€ классификаци€ стилей может быть изображена в виде схемы:


√овор€ о наборе специфических дл€ каждого стил€ €зыковых средств, создающих известную его замкнутость, следует сделать две оговорки.

¬о-первых, нужно иметь в виду, что основную часть €зыкового материал а в любом функциональном стиле составл€ют обще€зыковые, межстилевые средства.

¬о-вторых, замкнутость отдельных стилей представл€ет собой весьма относительное пон€тие. ‘ункциональные стили не образуют замкнутых систем, между стил€ми существует широкое взаимодействие, границы между стил€ми подвижны.

¬месте с тем вы€вл€етс€ тенденци€ к усилению дифференциации €зыковых средств внутри отдельных стилей, что позвол€ет говорить о формировании новых стилей, таких, как научно-попул€рный, производственно-технический и др. ќднако научно-попул€рный и производственно-технический стили, хот€ и обладают несомненным своеобразием используемых в них €зыковых средств, еще не должны отрыватьс€ от породившего их научного стил€, с которым они объединены функцией сообщени€ и важнейшими лексико-грамматическими ресурсами. “акже пон€тие ораторского стил€ свободно умещаетс€ в рамках более широкого пон€ти€ публицистического стил€, если иметь в виду общую дл€ них функцию воздействи€ и основную часть используемых в них €зыковых средств. Ќе может в наше врем€ претендовать на самосто€тельное существование и так называемый эпистол€рный стиль, жанры которого св€заны или с разговорной речью (частное письмо бытового содержани€), или с речью деловой (официальна€ переписка между учреждени€ми), речью публицистической (открытое письмо в редакцию) и т.д.

Ѕлагодар€ развитию системы €зыка в целом и непрерывному взаимодействию функциональных стилей границы каждого из них с течением времени претерпевают изменени€. ’арактеризу€ какой-либо стиль, следует исходить не только из его взаимоотношений с другими стил€ми, из сопоставлени€ с ними, но также из развити€ отдельных стилистических категорий, образующих систему данного стил€.

„аще всего стили сопоставл€ютс€ на основе их лексического наполнени€, так как именно в области словарного состава заметнее всего про€вл€етс€ различие между ними. ќднако учет всех Ђ€русовї €зыковой системы (фонетика, лексика и фразеологи€, морфологи€, синтаксис) позвол€ет дать более полное и точное описание отдельных стилей. ’от€ в области фонетики и грамматики, так же как и в области лексики, преобладающа€ часть материала, будучи стилистически нейтральной, €вл€етс€ досто€нием всех стилей €зыка (что обеспечивает его единство как системы), все же нередко имеетс€ объективна€ возможность считать те или иные формы слов, синтаксические конструкции, структурные элементы (союзы, предлоги, св€зки), типы произношени€ в устной речи и т.д. характерными по преимуществу дл€ определенных стилей.

‘ункциональные стили могут быть разбиты на две группы, св€занные с особыми типами речи. ѕервую группу, в которую вход€т стили научный, публицистический и официально-деловой (о литературно-художественном стиле в дальнейшем будет сказано особо), характеризует монологическа€ речь. ƒл€ второй группы, образуемой различными видами разговорного стил€, типичной формой €вл€етс€ диалогическа€ речь. ѕерва€ группа Ц это стили книжные, втора€ Ц стиль разговорный. ¬ыбор одного из возможных синонимичных вариантов чаще всего св€зан именно с дифференциацией книжных и разговорных €зыковых средств.

ќт функциональных стилей и от типов речи (в указанном выше понимании этого термина) следует отграничить формы речи Ц письменную и устную. ќни сближаютс€ со стил€ми в том смысле, что книжные стили, как правило, облекаютс€ в письменную форму, а разговорный Ц в устную форму (но это не об€зательно). “ак, ораторское выступление или лекци€ на научную тему св€заны с книжными стил€ми, но имеют форму устной речи. — другой стороны, частное письмо на бытовые темы имеет €вные признаки разговорного стил€, но воплощаетс€ в письменную форму.

¬ заключение укажем, что выделение стилей по принципу экспрессивности €зыковых средств не имеет под собой достаточных теоретических оснований. Ќе образует цельной системы совокупность таких Ђстилейї, как Ђторжественный (или риторический)ї, Ђофициальный (холодный)ї, Ђинтимно-ласковыйї, Ђюмористическийї, Ђсатирический (насмешливый)ї. Ёкспрессивна€ окраска, €рче всего про€вл€юща€с€ в лексике, не может служить логическим Ђоснованием делени€ї пон€ти€ Ђфункциональный стильї, не может быть принципом классификации.

¬ то же врем€ при характеристике стилистических ресурсов €зыка, несомненно, учитываетс€ окраска и стилистическа€ (св€занна€ с отнесением €зыковых средств к тому или иному функциональному стилю, тем самым с ограничением немотивированного их употреблени€), и экспрессивна€ (св€занна€ с выразительностью и эмоциональным характером соответствующих средств €зыка).


ќбща€ характеристика стилей речи


 аждый функциональный стиль современного русского литературного €зыка Ц это така€ его подсистема, котора€ услови€ми и цел€ми общени€ в какой-то сфере общественной де€тельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых €зыковых средств. ‘ункциональные стили неоднородны, каждый из них представлен р€дом жанровых разновидностей, например, в научном стиле Ц научные монографии и учебные тексты, в официально Ц деловом Ц законы, справки, деловые письма, в газетно-публицистическом Ц стать€, репортаж и т. п. ћногообразие жанровых разновидностей создаетс€ многообразием содержани€ речи и ее различной коммуникативной направленностью, то есть цел€ми общени€. »менно цели общени€ диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи дл€ каждого конкретного случа€.

¬ соответствии со сферами общественной де€тельности в современном русском €зыке выдел€ют следующие функциональные стили: научный, официально Ц деловой, газетно-публицистический, художественный и разговорно-обиходный.

 аждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и синтаксических структур, которые и реализуютс€ в той или иной степени в каждом жанре данного стил€.

ƒл€ выделени€ функциональных стилей речи существуют следующие основани€:

Ј                     —фера человеческой де€тельности (наука, право, политика, искусство, быт);

Ј                     —пецифическа€ роль автора текста (учЄный, гражданин, журналист, писатель, юрист, родитель и т. д.);

Ј                     —пецифическа€ роль адресата текста (ученик, учреждение, читатель газет или журналов, взрослый, ребЄнок и т. д.);

Ј                     ÷ель стил€ (обучение, установление правовых отношений, воздействие и т. д.);

Ј                     ѕреимущественное использование определЄнного типа речи (повествование, описание, рассуждение);

Ј                     ѕреимущественное использование той или иной формы речи (письменной, устной);

Ј                     ¬ид речи (монолог, диалог, полилог);

Ј                     “ип коммуникации (общественна€ или частна€)

Ј                     Ќабор жанров (дл€ научного стил€ Ч реферат, учебник и т. п., дл€ официально-делового Ч закон, справка и т. п.);

Ј                     ’арактерные дл€ стил€ черты.


Ќаучный стиль


—фера общественной де€тельности, в которой функционирует научный стиль Ц это наука. ¬едущее положение в научном стиле занимает монологическа€ речь. Ётот стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными €вл€ютс€ научна€ монографи€ и научна€ стать€, диссертационные работы, научно Ц учебна€ проза (учебники, учебные и методические пособи€), научно Ц технические произведени€ (разного рода инструкции, правила техники безопасности), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно Ц попул€рной литературы.

ќдним из важнейших жанров научного стил€ €вл€етс€ научна€ стать€, котора€ может передавать разнообразную по своему характеру и назначению информацию и наиболее часто используетс€ как основной источник научно Ц технической информации: именно здесь фиксируетс€ все новое, что по€вл€етс€ в определенной отрасли науки.

Ќаучный стиль реализуетс€ преимущественно в письменной форме речи. ќднако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

ќсновными чертами научного стил€ и в письменной, и в устной форме €вл€ютс€ точность, абстрактность, логичность и объективность изложени€. »менно они организуют в систему все €зыковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определ€ют выбор лексики в произведени€х научного стил€.

ƒл€ этого стил€ характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее врем€ здесь все больше места занимает международна€ терминологи€ (менеджер, квотирование, риэлтер и т. д.).

ќсобенностью использовани€ лексики в научном стиле €вл€етс€ то, что многозначные лексически нейтральные слова употребл€ютс€ не во всех своих значени€х, а только в одном. Ќапример, глагол считать, имеющий четыре значени€, здесь реализует преимущественно значение: делать какое-нибудь заключение, признавать, полагать. ”потребление в одном, станов€щемс€ терминологическим значении характерно и дл€ существительных, и дл€ прилагательных, например: тело, сила, движение, кислый, т€желый и т. п.

Ћексический состав научного стил€ характеризуетс€ относительной однородностью и замкнутостью, что выражаетс€, в частности, в меньшем использовании синонимов. ќбъем текста в научном стиле увеличиваетс€ не столько за счет употреблени€ различных слов, сколько за счет повторени€ одних и тех же. ѕримером может служить отрывок:

Ђ“ранспортные межцеховые св€зи по основным видам сырь€ и готовой продукции, а также передачи грузов между производственными цехами и объектами складского и транспортного назначени€ в большинстве своем обеспечиваютс€ непрерывным транспортом. јвтотранспортом готова€ продукци€ поставл€етс€ потребител€м, близко расположенным, им же выполн€ютс€ подсобные погрузочно-разгруузочные работыї.

¬ научном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской. Ётому стилю в меньшей мере, чем публицистическому или художественному, свойственна оценочность. ќценки используютс€, чтобы выразить точку зрени€ автора, сделать ее более пон€тной, доступной, по€снить мысль. Ќаучна€ речь отличаетс€ точностью и логичностью мысли, ее последовательном представлении и объективностью изложени€.

¬ синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируетс€ отстраненность автора. Ёто выражаетс€ в использовании вместо 1-ого лица, обобщенно-личных и безличных конструкций: есть основани€ полагать, считаетс€, известно, предположительно, можно сказать и т. п.

—тремление к логичности изложени€ материала приводит к активному использованию сложных союзных предложений, вводных слов, причастных и деепричастных оборотов и проч. Ќаиболее типичный пример Ц предложени€ с придаточными причины и услови€, например: Ђ≈сли плохо работает предпри€тие или какое-то его подразделение, то это значит, что здесь не все в пор€дке с менеджментомї.

ѕрактически любой научный текст может содержать графическую информацию; это одна из черт научного стил€ речи.


ќфициально-деловой стиль


ќсновной сферой, в которой функционирует официально Ц деловой стиль €вл€етс€ административно-правова€ де€тельность. Ётот стиль удовлетвор€ет потребность общества в документальном оформлении разных актов государственной общественной, политической, экономической жизни, деловых отношений между государством и организаци€ми, а также между членами общества в официальной сфере их общени€.

“ексты этого стил€ представл€ют огромное разнообразие жанров: устав, закон, приказ, распор€жени€, договор, жалоба, инструкци€ и др. ∆анры стил€ выполн€ют информационную, предписывающую, констатирующую функции в различных сферах де€тельности. ѕоэтому основной формой реализации этого стил€ €вл€етс€ письменна€.

Ќесмотр€ на различи€ в содержании отдельных жанров, имеютс€ общие черты: точность изложени€, не допускающую возможности различий в толковании; детальность изложени€; стереотипность; стандартизованность изложени€; долженствующе-предписывающий характер изложени€.  роме того Ц официальность, строгость выражени€ мысли, объективность, логичность.

Ћексический состав текстов этого стил€ имеет свои особенности. ѕрежде всего в этих текстах используютс€ слова и словосочетани€ литературного €зыка, например, истец, ответчик, протокол, должностна€ инструкци€, заключение под стражу, научный сотрудник и т. д. ћногие глаголы содержат тему предписани€: запретить, постановить, об€зать, назначить и т. д.

“ипичными дл€ делового €зыка €вл€ютс€ сложные слова, образованные от двух и более: квартиросъемщик, работодатель, ремонтно-эксплутационный, нижепоименованный.

ќфициально-делова€ речь отражает не индивидуальный, а социальный опыт, вследствие чего ее лексика предельно обобщена в семантическом отношении, т. е. устранено все остро своеобразное, конкретное, неповторимое, а на передний план выдвинуто типичное. ƒл€ официального документа важна юридическа€ сущность, поэтому предпочтение отдаетс€ родовым пон€ти€м, например прибыть (приехать, прилететь, прийти), транспортное средство (автобус, самолет, поезд), населенный пункт (деревн€, город, село) и др. ѕри назывании лица употребл€ютс€ имена существительные, обозначающие лицо по признаку, обусловленному каким-либо отношением или действием (преподаватель —ергеева “.Ќ., свидетель ћолотков “.ѕ.)

ƒеловой речи, как уже упоминалось, свойственны безличность изложени€ и отсутствие оценочности. «десь имеют место беспристрастна€ констатаци€, изложение фактов в логической последовательности. ѕоэтому 1-ое лицо допустимо только в ограниченном числе ситуаций, когда устанавливаютс€ правовые отношени€ между частным лицом и организацией или государством, например, при оформлении различных доверенностей, при заключении трудового соглашени€. “ак доверенность имеет вид:

ƒоверенность

я, јлексеева јнна »вановна, проживающа€ по адресу: г. ћосква, ул. ѕражска€, д.35, кв. 127, паспорт 5799 є166703, выданный 20 отд. ћилиции г. ћосквы 26 €нвар€ 1998 г., довер€ю ’итровой ќльге јлександровне, проживающей по адресу: г. ћосква, ул.  ораблестроителей, д. 65, кв. 98, заключение договора с издательством Ђёристъї от моего имени.

29.05.01 јлексеева


√азетно-публицистический стиль


√азетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической сфере и используетс€ в ораторских выступлени€х, в различных газетных жанрах (например, передова€ стать€, репортаж), в публицистических стать€х в периодической печати. ќн реализуетс€ как в письменной, так и в устной форме.

ќдной из основных характерных черт стил€ €вл€етс€ сочетание двух тенденций Ц тенденции к экспрессивности и тенденции к стандарту. Ёто обусловлено функци€ми, которые выполн€ет публицистика: информационно Ц содержательна€ функци€ и функци€ убеждени€, эмоционального воздействи€. ќни имеют особый характер в публицистическом стиле. »нформаци€ в этой сфере общественной де€тельности адресована огромному кругу людей, всем носител€м €зыка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). ƒл€ актуальности информации значим временный фактор Ц информаци€ должна передаватьс€ и становитьс€ общеизвестной в кратчайшие сроки.

¬ газетно-публицистическом стиле убеждение осуществл€етс€ путем эмоционального воздействи€ на читател€ или слушател€, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не €вл€етс€ только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей (например, партии).

“енденци€ к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стил€м. Ќапример, к числу стандартных дл€ газетно-публицистического стил€ можно отнести слова: неуклонный рост, временна€ поддержка, официальный визит, широкий размах. “енденци€ к экспрессивности выражаетс€ в стремлении к доступности и образности формы выражени€, что характерно дл€ художественного стил€ и разговорной речи.

√азетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. — одной стороны, в речи присутствует большое количество штампов, общественно Ц политических и иных терминов, а с другой Ц стремление к убеждению читателей требует все новых €зыковых средств.

Ћексика газетно-публицистического стил€ имеет €рко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы.

√азетно-публицистическа€ речь активно использует ино€зычные слова и элементы слов, в частности приставки а-, анти-, про-, нео-, ультра-.

—интаксис тоже имеет свои особенности, св€занные с активным употреблением эмоционально окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значени€, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. —тремление к экспрессии обуславливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междомети€ми, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов и др.


’удожественный стиль


’удожественный стиль речи находит применение в художественной литературе, котора€ выполн€ет образно Ц познавательную и идейно Ц эстетическую функцию.

ƒл€ художественного стил€ речи типично внимание к частному и случайному, за которым прослеживаетс€ типичное и общее (например, Ђћертвые душиї Ќ.¬. √огол€, где каждый из показанных помещиков олицетвор€ет некие конкретные человеческие качества, а все вместе они €вл€ютс€ Ђлицомї современной автору –оссии).

ћир художественной литературы Ц это Ђперевоссозданныйї мир, изображаема€ действительность представл€ет собой в определенной степени авторский вымысел, а значит, в художественном стиле речи главную роль играет субъективный момент.

 ак средство общени€ художественна€ речь имеет свой €зык Ц систему образных форм, выражаемую €зыковыми средствами. ќсновой художественного стил€ речи €вл€етс€ литературный русский €зык.

Ћексический состав и функционирование слов в художественном стиле речи имеют свои особенности. ¬ число слов, составл€ющих основу стил€, прежде всего вход€т образные средства русского литературного €зыка, а также слова, реализующие в контексте свое значение. ”зкоспециализированные слова используютс€ в незначительной степени, только дл€ создани€ художественной достоверности.

ќчень широко используетс€ речева€ многозначность слова, что открывает дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синоними€ на всех €зыковых уровн€х. ћногие слова, которые в научной речи выступают как четко определенные абстрактные пон€ти€, в газетно Ц публицистической речи Ц как социально Ц обобщенные пон€ти€, в художественной речи несут конкретно-чувтственные представлени€ (например, прилагательное свинцовый в научной речи реализует свое пр€мое значение, - свинцова€ руда, свинцова€ пул€, а в художественной образует метафору, - свинцовые тучи, свинцова€ ночь).

ƒл€ художественной речи характерна инверси€.

—интаксический строй отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить все разнообразие синтаксических структур. Ќо возможно и отклонение от структурных норм, обусловленные художественной актуализацией, т.е. выделением автором какой-то мысли, идеи, черты, важной дл€ смысла произведени€. ќни могут выражатьс€ в нарушении фонетических, лексических, морфологических и других норм.


–азговорно-обиходный стиль


–азговорно-обиходный стиль функционирует в сфере повседневно-бытового общени€. Ётот стиль реализуетс€ в форме непринужденной, неподготовленной монологической или диалогической речи на бытовые темы, а также в форме частной, неофициальной переписки.

ѕод непринужденностью общени€ понимают отсутствие установки на сообщение, имеющее официальный характер (лекци€, выступление, ответ на экзамене и т. п.), неофициальные отношени€ между говор€щими и отсутствие фактов, нарушающих неофициальность общени€, например, посторонние лица.

–азговорна€ речь функционирует лишь в сфере общени€, в обиходно-бытовой, дружеской, семейной и т.п. ¬ сфере массовой коммуникации разговорна€ речь неприменима. ќднако это не значит, что разговорно-обиходный стиль ограничиваетс€ бытовой тематикой. –азговорна€ речь может затрагивать и другие темы: например, разговор в кругу семьи или разговор людей, наход€щихс€ в неофициальных отношени€х, об искусстве, науке, политике, спорте и др., разговор друзей на работе, св€занный с профессией говор€щих, беседы об общественных учреждени€х, например, поликлиниках, школах и т. д.

–азговорно-обиходный стиль противопоставл€етс€ книжным стил€м, так как они функционируют в тех или иных сферах общественной де€тельности. ќднако разговорна€ речь включает в себ€ не только специфические €зыковые средства, но и нейтральные, €вл€ющиес€ основой литературного €зыка. ѕоэтому данный стиль св€зан с другими стил€ми, которые также используют нейтральные €зыковые средства.

¬ пределах литературного €зыка разговорна€ речь противопоставлена кодифицированному €зыку в целом (кодифицированной речь называетс€ потому, что именно по отношению к ней ведетс€ работа по сохранению ее норм, за ее чистоту).

ќсновными чертами обиходно-разговорного стил€ €вл€ютс€ непринужденный и неофициальный характер общени€, а также эмоционально-экспрессивна€ окраска речи. ѕоэтому в разговорной речи используютс€ все богатства интонации, мимика, жесты. ќдной из ее важнейших особенностей €вл€етс€ опора на вне€зыковую ситуацию, т. е. Ќепосредственную обстановку речи, в которой протекает общение. Ќапример, (∆енщина перед уходом из дома) „то мне надевать-то?(о пальто) ¬от это, что-ли? »ли это? (о куртке) Ќе замерзну ли? —луша€ эти высказывани€, и не зна€ конкретной ситуации, невозможно догадатьс€, о чем идет речь. “аким образом, в разговорной речи вне€зыкова€ ситуаци€ становитс€ составной частью акта коммуникации.

ќбиходно-разговорный стиль имеет свои лексические и грамматические особенности. ’арактерной чертой разговорной речи €вл€етс€ ее лексическа€ разнородность. «десь встречаютс€ самые разнообразные в тематическом и стилистическом отношении группы лексики: и общекнижна€ лексика, и термины, и ино€зычные заимствовани€, и слова высокой стилистической окраски и даже некоторые факты просторечи€, диалектов и жаргонов. Ёто объ€сн€етс€, во-первых, тематическим разнообразием разговорной речи, не ограничивающейс€ рамками бытовых тем, обиходных реплик, во-вторых, осуществлением разговорной речи в двух тональност€х Ц серьезной и шутливой.

—интаксические конструкции имеют также свои особенности. ƒл€ разговорной речи типичны построени€ с частицами, междомети€ми, построени€ фразеологического характера: Ђ“ебе говор€т-говор€т, и все без толку!ї, Ђƒа куда же ты! “ам же гр€зь!ї, и проч.

–азговорной речи свойственны эмоционально - экспрессивные оценки субъективного характера, поскольку говор€щий выступает как частное лицо и выражает свое личное мнение и отношение. ќчень часто та или ина€ ситуаци€ оцениваетс€ гиперболизировано: ЂЌичего себе цена! — ума можно сойти!ї, Ђ÷ветов в саду Ц море!ї, Ђѕить хочу! ”мру!ї. ’арактерно использование слов в переносном значении, например, Ђ¬ голове у теб€ каша!ї.

ѕор€док слов в разговорной речи отличаетс€ от используемого в письменной. «десь главна€ информаци€ концентрируетс€ в начале высказывани€. √овор€щий начинает речь с главного, существенного элемента сообщени€. „тобы акцентировать внимание слушающих на главной информации, пользуютс€ интонационным выделением. ¬ообще же пор€док слов в разговорной речи обладает высокой вариативностью.


«аключение


”ченые пришли к твердому убеждению в необходимости различени€ и разграничени€ стилей €зыка и стилей речи, а также в соотнесении с ними стил€ художественной литературы. ѕрочно св€заны стили €зыка и стили речи с социальными функци€ми €зыка и с социальной €зыковой практикой людей во всем ее многообразии. ќтчетливо понимаетс€ многопризнаковость стилей, невозможность свести различи€ между ними к какому-то одному, например УокраскеФ, УэкспрессииФ и т. ƒ.;

ѕонимание св€зей между коммуникативными качествами речи и €зыковыми стил€ми позвол€ет не только углубить понимание каких-то сторон речевой культуры, но и дает возможность €снее увидеть те участки речи, которые требуют улучшени€, а следовательно, и внимани€ ученых и литераторов и их практических рекомендаций.


 

Ќаучно-методический центр © 2009