Научно-методичний центр
Научные работы
Доклады, курсовые, рефераты
Научно-методический центр Санкт-Петербурга
 

Региональная экономика1

Региональная экономика1

Индивидуальное задание Воронко С.

з/о 4 курс, группа №2 ЭУП

«Региональная экономика»

 

ПЛАН

1.                Дополнить таблицы 10.28,10.29 данными 2000-2005 гг., по каждой таблице сделать комментарий.

2.                Выявить действующие нормативные документы по теме «Законодательство о труде женщин и детей в регионах».

3.                Подготовить эссе «Прогноз научно-технического развития Беларуси».

4.                Обзор новых литературных источников по теме «Социальное обеспечение и социальная помощь населению в регионах».

1. Дополнить таблицы 10.28,10.29 данными 2000-2005 гг., по каждой таблице сделать комментарий.


Что касается характеристики площадей инфраструктуры автомобильного транспорта, то инфраструктура автомобильного транспорта - комплекс сооружений (автовокзалы, автостанции, грузовые терминалы, станции (мастерские) технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, сооружения для хранения автотранспортных средств), обеспечивающий непрерывность процесса перевозок, а также безопасную эксплуатацию автотранспортных средств.

Можно, так же сказать, что инфраструктура автомобильного транспорта - производственная база для осуществления технического обслуживания и/или ремонта и хранения автотранспортных средств, заправки автотранспортных средств моторными топливами, хранения и обработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, деятельности в области обращения отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств.

В ходе выполнения индивидуального задания поиск статистических данных не дал цифровой информации.

Тем не менее, поскольку требуемые дополнения таблицы предполагают выявление динамики развития автотранспортной инфраструктуры. В ходе выполнения задания основные направления развития автотранспортной инфраструктуры в Республике Беларусь определены поскольку ее развитие происходит в рамках определенного правового поля ( это и Декларация, касающаяся постройки международных автомагистралей от 16 сентября 1950 года, и Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА) от 15 ноября 1975 года, и Европейское  соглашение  о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП) от 1 февраля 1991 года, Закон Республики Беларусь "Об автомобильных дорогах", в новой редакции от 2003г., Закон Республики Беларусь "О дорожных фондах в Республике Беларусь") и имеются программы развития данной отрасли.

Можно отметить, что в последние годы дорожное хозяйство Беларуси динамично развивается. Подтверждением этому служат возросшие протяженность и качество белорусских дорог.

Важнейшими задачами и приоритетными направлениями являются:

§                   улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, поддержание их на уровне требований стандартов, повышение безопасности дорожного движения;  

§                   повышение технического уровня участков международных автомобильных дорог, проходящих по территории республики, наиболее грузонапряженных участков автомобильных дорог при обеспечении нормативного уровня транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог;  

§                   завершение формирования сети дорог общего пользования с поэтапным устройством твердого покрытия на бывших внутрихозяйственных дорогах с целью обеспечения транспортными связями всех населенных пунктов с административными центрами сельсоветов и центральными усадьбами сельхозпредприятий, а также с опорной сетью автомобильных дорог;  

§                   повышение уровня обслуживания пользователей автомобильными дорогами за счет развития услуг придорожного сервиса и систем автоматизированного управления содержанием дорог с применением новейших достижений компьютеризации и связи.  

Реализация таких широкомасштабных задач требует значительного изменения инвестиционной политики, поиска нетрадиционных источников финансирования, повышения уровня подготовки и квалификации кадров, широкого внедрения передовых научных достижений и технологий.

Применительно к региональной проблематике задания надо отметить, что Закон Республики Беларусь "Об автомобильных дорогах" в новой редакции четко разграничивает сферу действий департамента и местных исполнительных и распорядительных органов. Закон дополняется нормами, которые призваны регулировать отношения, связанные с проектированием, строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6 февраля 2007 г. № 69 «О направлениях и размерах использования в 2007 году средств республиканского дорожного фонда» на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог общего пользования направлено 1308 млрд. рублей.

Программой дорожных работ текущего года на республиканских дорогах предусмотрено выполнить текущий ремонт 1465 км, капитальный ремонт – 558 км, реконструкцию и строительство – 34,4 км.

На местных дорогах в 2007 году предусмотрено выполнить текущий ремонт 2036 км, капитальный ремонт – 157 км, реконструкцию и строительство – 82 км. #"#">#"#">Законом Республики Беларусь от 24 апреля 1992 года «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1992 г., № 19, ст. 304), Законом Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89, 2/80), Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 200 «Об утверждении республиканской программы «Молодежь Беларуси» на 2006–2010 годы» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 56, 1/7417).

Программа носит целевой характер и призвана обеспечить координацию действий всех органов государственного управления, а также детских и молодежных общественных объединений в процессе осуществления правовых, социально-экономических и организационных мер, направленных на активизацию созидательной деятельности и самореализацию молодых граждан Республики Беларусь в возрасте от 16 до 31 года, проживающих на территории Минской области.. Предусмотрена организация временной занятости учащейся молодежи в свободное от учебы время и в период летних каникул

Поскольку среди педагогических работников абсолютно большинство женщины, то к данной категории региональных нормативных актов можно отнести Решение Минского областного Совета депутатов от 3 сентября 2007 г. №54 «О мерах по стимулированию труда работников учреждений образования, финансируемых из областного бюджета, в 2007/2008 учебном году». Данным актом установлены доплаты, которые  выплачиваются по основному месту работы за фактически отработанное время и выплачиваются за счет средств областного бюджета, предусмотренных на финансирование учреждений образования.

3. Подготовить эссе «Прогноз научно-технического развития Беларуси». Требования к оформлению: объем до 5 страниц, введение, заключение, список литературы, сноски в тексте на источники.


Введение

Научно-техническое развитие Беларуси – одно из самых актуальных направлений государственной политики. Причем актуальность обусловлена несколькими, очень весомыми причинами. Именно научно-техническое развитие республики определяет конкурентоспособность белорусских товаров и услуг, а отсюда и положение республики на мировом рынке, и решение социальных проблем; научно-техническое развитие обеспечивает экономическую, и, что сегодня актуально, энергетическую безопасность республики; кроме того, научно-техническое развитие республики – это сфера приложения и наибольшей отдачи человеческого капитала.

Научно техническое развитие задействует практически все сферы науки, производства, образования, государственного управления, экономики и т.д.

Поскольку реализация научно-технического развития и инновационной политики требует проведения и развития фундаментальных и прикладных исследований, внедрения научных разработок, приоритетное внедрение инноваций во всех секторах экономики и использование в производстве наукоемких технологий; стимулирование развития высокотехнологичных производств; преимущественное инвестирование наиболее перспективных инновационных проектов[1]. Большое внимание необходимо уделять развитию Парка высоких технологий, основным направлением деятельности которого будет разработка новых и высоких технологий, направленных на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Прогноз научно-технического развития Беларуси

Научно-техническое развитие Беларуси происходит не стихийно, а строго целенаправленно, в рамках определенного программно-правового поля.

Основой государственной научно-технической политики является поддержка приоритетных направлений развития базовых отраслей промышленности. Такая поддержка оказывается в рамках государственных, научно-технических программ, отдельных важнейших проектов на период 2006-2010 годы. Поэтому основные направления и области научно-технического развития Беларуси выявляются, в ходе анализа вышеуказанных программ.

Так, в области машиностроения прогнозируется создание и освоение производства в республики новых поколений конкурентоспособной автотракторной, сельскохозяйственной и специальной техники на базе новых и высоких технологий. Следует так же отметить региональный аспект данной области научно-технического развития, поскольку в решении задачи участвуют организации и предприятия, как Минска, так и Гомеля (комбайностроение).

В области развития технологии и совершенствования оборудования машиностроения, прогнозируется создание, освоение и внедрение в производство в республике новых образцов конкурентоспособного станочного, литейного, оптико – электронного и другого технологического оборудования и новых технологических процессов для организаций машиностроения с применением новых и высоких технологий.[4]

В области развития радиоэлектроники прогнозируется разработка и освоение производства новых поколений измерительной, контрольно-диагностической радиоэлектронной аппаратуры, телевизионной техники и оборудования кабельных сетей, средств телекоммуникаций и информатизации, технически сложной бытовой техники.

В области развития микроэлектроники прогнозируется разработка и организация серийного производства новой микроэлектронной и СВЧ элементной базы, интеллектуальных сенсорных, управляющих и исполнительных микромодулей для промышленной и бытовой техники, экспортных поставок на основе высокоэффективных интегральных технологий и нового поколения оптико-механического, контрольно-измерительного и сборочного оборудования.

В области CALS технологий прогнозируется разработка и внедрение в промышленности технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции.[2]

По всем указанные направлениям научно-технического развития концентрируются усилия ученых Национальной академии наук Беларуси, высших учебных заведений, специалистов отраслевой науки и коллективов промышленных предприятий. Создаются образцы продукции, которые будут определять технический уровень и конкурентоспособность серийной продукции машиностроительного комплекса на ближайшую перспективу.

В связи с проблемным состоянием основных фондов белорусских предприятий реализуются совместные белорусско-российские проекты по:

·                     Разработке и организация производства специального технологического оборудования для изготовления сверхбольших интегральных схем уровня 0,5-0,25 мкм;

·                     Созданию компьютерных технологий, программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов;

·                      Развитию дизельного автомобилестроения на период до 2008 года.

В связи со сложившейся ситуацией по ценам на энергоносители, на сегодняшний день особенно актуален процесс модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения, а так же и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов.

Учитывая высокую капиталоемкость и относительно длительный период создания новых мощностей, большой срок окупаемости проектов, особую социальную значимость энергоносителей в обществе для обеспечения комфортных условий и материального благосостояния населения, требуется заблаговременно планировать пропорциональное и взаимоувязанное развитие всех звеньев этого процесса.

Низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами (ТЭР), доминирующая доля одного вида топлива в топливно-энергетическом балансе – природного газа, импорт ТЭР преимущественно из одной страны стали дестабилизирующими факторами, ослабляющими энергетическую безопасность республики. Прирост производства валового внутреннего продукта с относительно высокой его энергоемкостью, а также уменьшение добычи и использования местных энергоресурсов все в большей степени способствовало возрастанию зависимости республики от поставок топлива из-за пределов страны. Увеличение использования местных ТЭР в определенной степени нейтрализует все перечисленные факторы. [4]

Важную роль в обеспечении энергетической безопасности страны, а также сокращении объемов потребления импортируемых топливно-энергетических ресурсов и их диверсификации должны обеспечить реализация республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения, организационно-экономический механизм, стимулирующий максимальное внедрение энергоэффективных технологий и оборудования во всех отраслях экономики и социальной сфере.

Таким образом, научно-техническое развитие в энергетической системе позволит;

в сфере энергетики повысить:

- уровень обеспечения энергетической безопасности Республики Беларусь за счет обновления основных производственных фондов Белорусской энергосистемы, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и увеличения использования местных, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии;

- надежность работы Белорусской энергосистемы в целом за счет обновления основных фондов;

в социальной сфере увеличить:

- количество рабочих мест на новых объектах, всех стадиях добычи, производства, транспортировки и использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии;

- налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты;

в производственной сфере:

- увеличить спрос на оборудование и технологии для использования местных видов топлива;

- увеличить объем производства и потребления местных видов топливно-энергетических ресурсов к 2010 году до уровня 6,17 млн. т у.т. В качестве прогнозируемых результатов к 2010 году предусматривается:

- снижение энергоемкости ВВП не менее 25 процентов к уровню 2005 года;

- получение суммарного объема годового замещения местными видами импортного топлива в 2010 году 6170 тыс. т у.т.;

- экономия топлива в республике 4600 тыс. т у.т., по энергосистеме в 2006–2010 годах 900 тыс. т у.т.;

- обновление основных производственных фондов в целом по энергосистеме со снижением степени износа с 60,7 до 45,8 процента, или на 14,9 процентного пункта;

- увеличение установленной электрической мощности энергосистемы до уровня 8840 МВт, за счет ввод а новых мощностей – 1413,9 МВт, с демонтаж ем устаревших энергетических мощностей – 461,6 МВт;

Общий предполагаемый объем финансовых ресурсов на реализацию всех мероприятий программы в 2006-2010 годах составит 5167,5 млн. долларов США.

В том числе:

в модернизацию основных производственных фондов – 2567,5 млн. долларов США;

- в энергосбережение - 1852,2 млн. долларов США (без учета объектов концерна «Белэнерго»);

- в местные виды топлива – 747,8 млн. долларов США (без учета объектов концерна «Белэнерго»).

Научно-техническое развитие в области информатизации предполагает формирование в республике единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, обеспечивающего создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного и местного управления, обеспечения прав на свободный поиск, передачу, распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества.

Прогнозируется:

§                   создание общегосударственной автоматизированной информационной системы;

§                   развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание пунктов доступа к открытым информационным системам;

§                   развитие и совершенствование ИКТ и формирование экспортно-ориентированной отрасли ИТ- индустрии;

§                   совершенствование законодательной базы и системы государственного регулирования в сфере информатизации;

§                   совершенствование деятельности государственных органов на основе использования ИКТ;

§                   развитие процессов информатизации в секторах реальной экономики, в том числе создание системы электронной торговли и логистики;

§                   развитие системы подготовки и переподготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей;

§                   содействие развитию культуры и средств массовой информации посредством внедрения ИКТ;

§                   совершенствование системы информационной безопасности республики с учетом Концепции национальной безопасности.

Что касается регионального аспекта научно-технического развития, то следует отметить минскую область. Именно здесь находится наиболее мощная научно-техническая база и действует региональная научно-техническая программа «Разработка технологий, технических средств и механизмов хозяйствования, обеспечивающих повышение эффективности функционирования сельского хозяйства, промышленности и социальной сферы Минской области («Развитие Минской области»)».

Минская область располагает значительным промышленным и научно-техническим потенциалом. Производство промышленной продукции сосредоточено более чем в 4 тысячах организаций различных форм собственности, а сельскохозяйственную продукцию выпускают около 1000 организаций (сельскохозяйственные кооперативы, фермерские хозяйства и так далее) и более 250 тысяч личных подсобных хозяйств.

На территории Минской области и города Минска расположены научные учреждения Национальной академии наук Беларуси, научно-практические центры Национальной академии наук Беларуси, высшие учебные заведения, отраслевые научные и проектные институты, специальные конструкторские бюро. Они имеют значительную материальную базу и высококвалифицированные научные кадры. Прогнозируется активизация развития науки, инновационной и инвестиционной деятельности

Заключение

Таким образом, ля реализации утвержденных приоритетных направлений потребуется проведение комплекса мер, направленных на повышение уровня научных исследований и разработок и в целом роли науки в инновационном развитии экономики.

В прогнозируемом периоде предусматривается существенное увеличение финансовых затрат на исследования и разработки. Затраты на исследования и разработки в 2010 году будут увеличены не менее чем в 2,5 - 3 раза по сравнению с 2005 годом. Будет обеспечена концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научно-технической деятельности.

Важнейшими задачами для успешного научно-технического развития является проведение политики сохранения и развития кадрового потенциала научно-технического комплекса страны являются повышение уровня оплаты научного труда, экономической и социальной защищенности ученых и престижа научной деятельности; омоложение кадрового состава науки, создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере науки и технологий; сокращение интеллектуальной эмиграции и создание условий для возвращения в страну ученых и специалистов, работающих за рубежом.

Список использованных источников

1. Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации»/ Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 6 мая 1999 г. N 2/25

2. Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» принята постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819

3. Положение о порядке разработки и выполнения научно-технических программ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 140, 5/16466).

4. Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006 – 2010 годах, утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 года № 399 .

4. Обзор новых литературных источников по теме «Социальное обеспечение и социальная помощь населению в регионах»:

– список литературы

– краткая аннотация по каждому источнику


1. Повышение уровня и качества социального обслуживания населения на местном уровне в Республике Беларусь / Базакуца О.В. [и др.]; науч. ред.: Никитенко П.Г., Вертинская Т.С.; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. — Минск : Право и экономика, 2007. — 93 с.

Исследуются вопросы финансирования социального обслуживания из местных бюджетов и участие в социальной помощи органов местного управления и самоуправления.

2. Социальная работа / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. — Минск : МФЦП, 2007. — 447 с. : ил., табл. — Библиогр.: с. 433-435. - Предм. указ.: с. 436-447.

Рассматриваются вопросы социальной помощи и социальной защиты. Адрсеная социальная помощь, предполагает участие региональных органов.

3. Социальная защита населения в Республике Беларусь (1991-2000 гг.): дис. канд. ист. наук / Венгер Юлия Ивановна; Витеб. гос. ун-т им. П.М. Машерова. — Витебск : [б. и.], 2005. — 120 с. : табл. — Библиогр.: с. 98-108 и в прил. в подстроч. примеч.

Исследованы вопросы социальнойзащиты населения республики, а также анализ социальной помощи и защиты за период 1991-2000 гг.

4. Состояние и проблемы волонтерского движения в сфере адаптивной физической культуры: материалы междунар. науч.-практ. конф., 11-12 мая 2006 г. / Витеб. гос. ун-т им. П.М. Машерова, под общ. ред. П.И. Новицкого. — Витебск : Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2006. — 129 с. .

Исследуются проблемы развития волонтерского движения, в т.ч. в региональном аспекте, а так же вопросы социальной помощи, специального образования, психологического консультирования, социального обслуживания и государственной помощи и поддержки.

5. Теоретические основы информатизации систем социальной защитыhttp://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/publications/~page__m17=1~news__m17=231 дата доступа 01.02.2008

В данной статье изложены теоретические основы информатизации систем социальной защиты. С другой стороны, как показывает практика, полученные теоретические результаты могут быть использованы и при построении корпоративных автоматизированных информационных систем в других предметных областях.

6. Социально-экономическое положение могилевской области в январе –октябре 2007 г., Могилев – 2007, 184с.

Представленная статистика по динамике номинальной и начисленной заработной плате работников бюджетных организаций области и регионов республики, исследован потребительский рынок, представлена динамика выплат пособий по безработице.

7. Журнал «Регион» №2, 2007 год

Исследован процесс формирования спроса на социальные услуги, а также социальные проблемы локальных территориальных единиц

8. Журнал «Региональная экономика: теория и практика», 2007 №7, июль,

Прогнозирование основных показателей социальной сферы региона

9. Журнал «Региональная экономика: теория и практика», 2007 №10, август

Исследован гендерный аспект пенсионного обеспечения. Методологические подходы к оценке социального положения в регионе.

10. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» 2007 год, №11 сентябрь

Оценка качества жизни, опыт социально-экономической стандартизации в регионе, развитие человеческого каптала в депрессивном регионе.

11. Журнал «Региональная экономика: теория и практика», 2007 год № 15 ноябрь

Исследованы вопросы качества жизни, социальной инфраструктуры, трансформирования механизма формирования доходов населения.

12. Минский научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем. Аналитическая записка « Состояние и пути повышения адресности социальной защиты нуждающихся слоев городского населения» Минск 2003 -20 с.

Анализируется деятельность территориальных отделений социального обслуживания, общественных организаций и местных госорганов.

В 2007 году данным институтом проводилась работа по исследованию социального портрета минчан, исследование социальных аспектов студенчества, и социальные проблемы молодых семей г. Минска

13. Национальная экономика Республики Беларусь, проблемы и перспективы. Минск конференция 16-18 мая 2007 года

Исследуются проблемы адресной социальной помощи, пенсионного обеспечения. А так же роль социальной сферы в формировании интеллектуального капитала.


Приложение 1


Наименование

Всего

2007 год

Дороги

республ.

местные

Дороги, км

81 471

15 377

66 094

с твёрдым покрытием

70 981

15 377

55 604

-цементобетонные

1494

624

870

-асфальтобетонные

42 518

14 220

28 298

-чёрногравийные и чёрнощебёночные

1361

221

1 140

-мостовые

269

1

268

-гравийные и щебёночные

25 339

311

25 028

-грунтовые

10 490

-

10 490

Транспортные развязки в разн. ур., шт./км

211/ 355

189/ 335

22 / 20

Мосты, шт./пог.м

5 223 / 167 258

2145 / 89 772

3 078 / 77 486

-до 25 м

3 168/ 41 082

1 056 / 12 851

2 112/ 28 231

-26-100 м

1850/ 86 304

951/ 47 022

899 / 39 282

-свыше 100 м

205/ 39 872

138 / 29 899

67/ 9 973

-путепроводы на пересечениях с а/д

278/ 15 293

248/ 13 092

30/ 2 201

-путепроводы на пересечениях с ж/д

116/ 7 128

106/ 6 546

10/ 582

Деревянные мосты, шт./пог.м

41/ 984

-

41/ 984

Автопавильоны, шт.

10 880

4 627

6 253

Автобусные площадки, шт.

24 610

9 506

15 104

Площадки для стоянки транспорта, шт.

2 503

1 134

1 369

Придорожные питьевые источники, шт.

131

99

32

Туалеты, шт.

229

159

70

Дорожные знаки/инф.-указательные, т. шт.

522 / 212

167 / 82

355 / 130

Тротуары и пешеходные дорожки, км

2543

1103

1 440

Велосипедные дорожки, км

114

89

25

Объекты сервиса в контролируемой зоне, шт.




-гостиницы

81

80

1

-СТО

120

106

14

-АЗС

396

343

53

-пункты питания

549

455

94


 

Научно-методический центр © 2009