История струнно-смычковых инструментов и их развитие
История струнно-смычковых инструментов и их развитие
Т а л л и н н с к а я Г у м а н и т а р н а я Г и
м н а з и я
Р е ф е р а т н а т е м у:
История струнно-смычковых инструментов и их развитие.
Преподаватель: Татьяна Божко
Ученик: Илья Ливенсон 8а
Т а л л и н н
1 9 9 7
СÒÐÓÍÍÛÅ
ÈÍÑÒÐÓÌÅÍÒÛ.
Ìíîãèå
òèïû
ñòðóííûõ
èíñòðóìåíòîâ
îáúåäèíåíû
â
ñîîòâåòñòâèè
ñ осбенной õàðàêòåðèñòèêîé.
Èõ çâóê
ïðîèçâодится,
êîãäà натянутая полоска
ìàòåðèàëà ( îáû÷íî
проволка, øåëê èëè
êèøêà ) начинает вибрировать от соприкосновения со смычком или другим
предметом. Параметры звука, издаваемого струной, çàâèñяò
îò äëèíû,
ãèáêîñòè, è
íàïðÿæåííîñòè.
Â
Çàïàäíûõ
ñòðàíàõ
îäîáðåííûм
ìàòåðèàëом
äëÿ струн áûëи
êèøêà èëè
ïðîâîä, а на Востоке использовался шёлк.
Êèøêà
èñïîëüçîâàëàñü
â äðåâíîñòè
Åãèïòÿíàìè,
Ãðåêàìè, è Римлянами.
Ïðîâîä íå
èñïîëüçîâàëñÿ
äî 14-îãî
ñòîëåòèÿ, êîãäà
было изобретено вытягивание
проволки. Ýòî
îòêðûòèå
òàêæå âåëî ê
èçîáðåòåíèþ
клавишных
èíñòðóìåíòîâ
ñо струнами (
êëàâèêîðä,
êëàâåñèíà, клавичембало è фортепиано ). Из-за
того, что только провод и кишка были известны на Западе, как материал для
струн, в наши дни клавишные инструменты состоят из вышеперечисленных
материалов.
Лира.
Ñðåäè
ñàìûõ
ðàííèõ
ñòðóííûõ
èíñòðóìåíòîâ
- лира. Первое
упоминание о лирах было ещё во времена Шумерской
öèâèëèçàöèè.
Ýòè
èíñòðóìåíòû
были áîëüøèìè,
ïðèáëèçèòåëüíî
3 1/2 ôóòà (1 ìåòð). Их струны расходились îò
çâóêîâîé
êîðîáêè ïî
ìîñòó ê связке управления.
Çâóê производился
от перебирания пальцами струн.
×åðåç
êàêîå-òî
âðåìÿ лира ñòàëа
êîìïàêòíåé.
Èíñòðóìåíò,
èçâåñòíûé в
Åãèïåòñêîé
öèâèëèçàöèè
âо 2 òûñÿ÷åëåòèè
до н.э. располагался почти
горизонтально. Звук производился путём перебирания струн специальной палочкой,
ïðåäøåñòâåííèöеé
ñîâðåìåííîãî
смычка. Количество
струн íà
èíñòðóìåíòàõ
òîãî ïåðèîäà
ðàñïîëàãàëоñь
ìåæäó øåñòüю
è äâåíàäöàòüю.
Àðôû.
Одна из древнейших
ñðåäè
ñòðóííûõ
èíñòðóìåíòîâ
- àðôà. Àðôû áûëè
èçîáðàæåíû
â äðåâíåì
Åãèïòå óæå в 4-ой
Äèíàñòèÿ ( ïðèáëèçèòåëüíî
26-îе ñòîëåòèе
до н.э. ), è îíè áыли
î÷åíü áîëüøие( более 1,8 ìåòðа ).
Äâà òèïà àðô
áûëè
èçâåñòíû â Сирийской öèâèлèçàöèè
( 8-7 век до
н.э. ).
Ñàìàÿ
ðàííÿÿ àðôà, из
åùå
ñóùåñòâóþùих -
èíñòðóìåíò
îò Шумерской
öèâèëèçàöèè,
ïðèáëèçèòåëüíî
3000 лет до н.э.
Ñîâðåìåííàÿ
àðôà,
èñïîëüçóåìàÿ
ñîëèñòàìè è â
îðêåñòðàõ,
èìååò
äèàïàçîí 6 1/2
îêòàâ è
èñïîëüçóåò
ñäåëàííûå из
êèøêè струны.
Äðóãîé
òèï
ñîâðåìåííîãî
èíñòðóìåíòà
- хроматическая àðôà,
óñîâåðøåíñòâîâàííàÿ
â íà÷àëå 20-îãî
ñòîëåòèÿ Густавом Лионом. Ýòà àðôà íå
èìååò
íèêàêèõ
ïåäàëåé для
îáåñïå÷ения хроматических òîíов. Õîòÿ
ýòîò
èíñòðóìåíò
áûë признан, ýòî íå
çàìåíèëî
àðôó,
óñîâåðøåíñòâîâàííóþ
Себастьяном Ерардом.
Âèîëа.
Ñðåäè
ñòðóííо-смычковых
èíñòðóìåíòîâ,
÷ëåíû
ñåìåéñòâà виол
ïðàâèëè
ïîâñþäó в Åâðîïе
îò 15-îãî до 17-îго
ñòîëåòèÿ,
õîòÿ îíè появились
íàìíîãî ðàíьше. В начале
11-îãî
ñòîëåòèÿ, виолы
èçîáðàæены â
âèçóàëüíûõ
èñêóññòâàõ
è óïîìÿíóòы
â ëèòåðàòóðå.
 òî âðåìÿ
êàê
ïðîèñõîæäåíèå виол
íåÿñíо, ýòî
âåðîÿòíî время
îò êîíöà 10-îãî
ñòîëåòèÿ,
êîãäà смычок áûë
ïðизнан â Åâðîïå.
Êîãäà
ñêðèïêà è
èíñòðóìåíòû,
ñâÿçàííûå ñ
ýòèì
ïîÿâèëàñü в
17-îм ñòîëåòèи, был
ïåðèîä â
òå÷åíèå
êîòîðîãî
íèêàêîå
ñåìåéñòâî
èíñòðóìåíòîâ
íå áûëî
äîìèíèðóþùим,
íî виола áûëа
ãëàâíûì
îáðàçîì
çàìåíåíа
ñêðèïêîé.
Òåì íå ìåíåå,
äî êîíöà 18-îãî
ñòîëåòèÿ,
ñàìûé «íèçêèé»
÷ëåí ýòîãî
ñåìåéñòâà, виола da
gamba, âñå åùå
èñïîëüçîâàëñÿ
êàê
èíñòðóìåíò для
ñîëî
исполнения.
По сðàâíåíию
ñî
ñêðèïêàìè, виола
áîëåå äëèíная
è ëåãкая, è â
ðåçóëüòàòå
îíа
ïðîèçâîäиò
çâóê,
êîòîðûé
ÿâëÿåòñÿ
ìåíåå
èíòåíñèâíûì.
 îòëè÷èå îò
ñêðèïêè виола
íå èìååò
õàðàêòåðíîé
ôîðìû.
Íåêîòîðûå
èíñòðóìåíòû
èìåþò
ïëîñêèå
çàäíèå
÷àñòè è покатые
ïëå÷è,
íåêîòîðûå
èçîãíóòûå
çàäíèå ÷àñòè
è áîëåå
ïîëíóþ ôîðìó.
×ëåíû
ñåìåéñòâà виол
èìåþò øåñòü
ñòðóí.
Ãðóïïà
îò òðёх äî øåñòи
виол, èãðàþùèх
âìåñòå
íàçûâàåòñÿ consort,
è èìåþòñÿ
÷åòûðå
ãëàâíûõ
ðàçìåðà: сопрано, альт,
òåíîð, è áàñ. В гðóïïе из
øåñòè òàêèõ
èíñòðóìåíòîâ
îáû÷íî äâà сопрано,
альт, òåíîð, è
äâà áàñà.
Скрипка.
Сåìåéñòâî
ñêðèïêè,
êîòîðîå
îñïàðèâàëî è
âûòåñíÿëî
÷ëåíîâ
ñåìåéñòâà виол,
ïîÿâèëñÿ â
Åâðîïå â начале
16-îãî
ñòîëåòèÿ è ê середине 16-ого
ñòîëåòèя
áûë упомянут â произведениях
того ïåðèîäà.
Ñ òåõ ïîð ýòè
èíñòðóìåíòû
ñêðèïêà,
àëüò, violoncello (èëè
âèîëîí÷åëü),
è êîíòðàáàñ стаëè
ãëàâíûм
êîìïîíåíòом
îðêåñòðîâ
ñèìôîíèè è
àíñàìáëåé
êàìåðíîé
ìóçûêè. По сðàâíåíию с виолой
ýòè
èíñòðóìåíòû
ãðîì÷å è
áîëåå чувствительные, ñо
струнами,
êîòîðûå
ÿâëÿþòñÿ
áîëåå
òÿæåëûìè è тугими.
Вид
èíñòðóìåíòîâ
ñåìåéñòâа
ñêðèïêè
ñòàë современнее
â конце 16-îãî
ñòîëåòèÿ. В конце
18-îãî
ñòîëåòèÿ,
êîãäà основной тон ïîâûñèëся
è появилась
ïîòðåáíîñòü
â áîëåå сильном
çâóêå,
ñêðèïêà áûëà
èçìåíåíà.
Ìîñò áûë ïîäíÿò,
øåÿ áûëà наклонена
ïîä óãëîì è
óäëèíåíà, è
íàïðÿæåííîñòü
струн áûëà
óâåëè÷åíà. Смычок
ïîõîäèë íà смычок виол
äî начала 18-îãî
ñòîëåòèÿ. Ê
êîíöó 18-îãî
ñòîëåòèÿ,
ñîâðåìåííûé
смычок áûë
óñîâåðøåíñòâîâàí
фðàíöóçîì,
Ôðàíêîèñ
Òîóðòом.
Ñàìûå
áîëüøèå
ñêðèïêè áûëè
èç Èòàëèè, è
íèêàêîé
ãîðîä íå славился своими èíñòðóìåíòами
больше, ÷åì Кремона.
Ýòî áûë äîì для ñåìåéñòâà
Amati, ÷ьи
èíñòðóìåíòû
óñòàíàâëèâàþò
ìåæäóíàðîäíûé
ñòàíäàðò äëÿ
êðàñîòû
çâóêà, è Antonio Stradivari, ÷ьё
èìÿ âñå åùå
ñèíîíèìè÷íî
ñ ñàìûìè
ïðåêðàñíûìè
ñêðèïêàìè.
Õîòÿ
только ñ
÷åòûðüìÿ
÷ëåíàìè
ñåìåéñòâà
ñêðèïок
ñòàëêèâàþòñÿ
ñåãîäíÿ,
èìåþòñÿ
äðóãèå èíñòðóìåíòû,
ñâÿçàííûå ñ
ýòîé
ãðóïïîé, êîòîðûå
îäíàæäû áûëè
îäèíàêîâî знамениты.
Pochette, èëè Taschengeige,
ÿâëÿеòñÿ
ìèíèàòþðíîé
ñêðèïêîé,
íàñòðîенной на
îêòàâó âûøå
íîðìàëüíîãî
èíñòðóìåíòà,
÷ьё
èñïîëüçîâàíèå
ñâÿçàíî ñ
òàíöóþùèìè мастерами,
которые
ñîïðîâîæäàëè
ñòóäåíòîâ ñ
ýòèìè
èíñòðóìåíòàìè.
Ãèòàðà.
Ãèòàðû
õàðàêòåðèçîâàíû
èõ плоской задней
частью, õîòÿ
èíñòðóìåíòû
òàêæå
ñóùåñòâóþò
ñ çàäíèìè
÷àñòÿìè,
ìÿãêî
íàïðàâëåííыми
íàðóæó. Обычно гитары делают из клёна, бука, ели или сосны. Ñòàðинные
èíñòðóìåíòû
÷àñòî
óêðàøàлись
èíêðóñòàöèÿìè из
ñëîíîâой кости, эбенового дерева èëè
ïåðëàìóòðа.
 òî âðåìÿ
êàê ñòàðèнныå
èíñòðóìåíòû
èìåëè öåëûõ
äåñÿòü èëè двенадцать струн,
ñîâðåìåííûå
ãèòàðû для êîíöåðòà
èìåþò øåñòü
îòäåëüíûõ струн.
Ñòàíäàðòíûå
ñîâðåìåííûå
ãèòàðû
èìåþò òðè струны из
ìåòàëëà è
òðè,
ñäåëàííûе из
ïëàñòìàññû. Струны
íàñòðîåíû
èíòåðâàëами по âîçðàñòàíèÿ
òðè четвёртые, ãëàâíàÿ
òðåòü è äðóãие
÷åòâåðòûå.
Õîòÿ
ãèòàðû áûëè
íàéäåíû ïî âñей
Åâðîïе, îíè
ñòàëè национальным музыкальным инструментом Èñïàíèи.
Ãëàâíûé распространитель
è âîçìîæíûé
èçîáðåòàòåëü
èíñòðóìåíòà
â
ñîâðåìåííîé
ôîðìå áûë в 16 веке
иñïàíñêèé
ðîìàíèñò
Âèñåíò
Åñïèíåë. Одними из известных компазиторов для гитар были:
Фернандо Сор è Мауро Гильяни, жившие в 19-ом веке.
Список используемой литературы:
Ýëèçàáåò Каулинг.
«Âèîëîí÷åëü» (Scribner,
1983).
Äæîðäæ Харт. «Ñêðèïêà:
Èçâåñòíûå
Èçãîòîâèòåëè
è Èõ Подражатели» (Longwood, 1977).
Сибуль Маркюз. «Ìóçûêàëüíûå
Èíñòðóìåíòû:
Âñåñòîðîííèé
Ñëîâàðü» (Norton,
1975).