Научно-методичний центр
Научно-методический центр Санкт-Петербурга
Научные работы Доклады, курсовые, рефераты |
|
|
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д. Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите сами. У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови. На гладях бесконечных вод, Закатом в пурпур облечённых... ...... Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых... ........ И вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью!..
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли? Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь. В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением ударных (величина N). Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения () и единицы размаха колебаний для данного текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"
| ||||||||||||||||||||||||
Звукобуквы |
n |
|
|
|
Z |
Цвет |
|||||||||||||||||||
О+0.5Ё |
28 |
0.089 |
0.126 |
0.019 |
-1.95 |
|
|||||||||||||||||||
А+Я |
50 |
0.159 |
0.116 |
0.018 |
2.39 |
красный |
|||||||||||||||||||
Е+0.5Ё |
31 |
0.098 |
0.102 |
0.017 |
-0.24 |
|
|||||||||||||||||||
И+0.5Й |
20.5 |
0.065 |
0.077 |
0.015 |
-0.80 |
|
|||||||||||||||||||
У+Ю |
16 |
0.051 |
0.040 |
0.011 |
1.00 |
тёмный сине-зелёный |
|||||||||||||||||||
Ы |
11 |
0.035 |
0.024 |
0.009 |
1.22 |
чёрный, коричневый |
|||||||||||||||||||
Всего звукобукв в стихотворении 315
|
Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (). При такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.
Звукоцвет в поэзии
Стихотворения
Звукобуквы и величины
Цвет
О+0.5Ё
А+Я
Е+0.5Ё
И+0.5Й
У+Ю
Ы
Александр Блок
"Гамаюн, птица вещая"
-1.95
2.39
-0.24
-0.80
1.00
1.22
тёмно-красный, тёмный сине-зелёный
Сергей Есенин
"Отговорила роща золотая..."
1.00
-0.33
0.82
0.20
-1.00
-0.17
желтый, зелёный
"Выткался не озере алый свет зари..."
-0.75
1.56
-0.40
-2.00
2.70
0.35
красный, тёмный сине-зелёный
"Воздух прозрачный и синий"
-2.57
0.69
-0.23
1.18
0.00
0.00
синий
"Зелёная причёска, девическая грудь..."
-0.56
-2.00
1.36
-0.92
1.22
-0.29
зелёный, тёмный сине-зелёный
Арсений Тарковский
"Перед листопадом"
3.47
1.93
-1.43
-0.83
-3.33
0.14
жёлтый, красный
I строфа
2.80
1.21
-1.25
-1.29
-2.22
-0.50
жёлтый
II строфа
1.65
-1.20
-1.43
1.88
-0.28
2.71
тёмно-синий
III строфа
0.45
2.27
0.43
-1.84
-1.72
-0.43
красный
"Синицы"
-0.68
0.17
0.29
1.33
-0.55
0.11
синий
"Сирени вы, сирени"
0.29
-1.94
0.40
0.08
0.40
-0.12
сине-зелёный
"Дождь"
0.27
-1.80
0.36
0.50
1.78
1.57
тёмный сине-зелёный
"Петровские казни"
-0.21
0.50
-1.47
0.13
0.45
2.33
чёрный, багровый
"Пускай простит меня Винсент Ван Гог"
1.93
0.14
-1.92
-0.82
1.25
0.00
жёлтый, тёмно-синий
А. Вознесенский
"Васильки Шагала"
-1.50
-1.13
1.38
4.14
-0.60
0.25
синий, зеленоватый
"Пожар в архитектурном"
0.17
2.08
-4.36
1.80
-0.29
0.33
красный, синий
"Сирень "Москва - Варшава"
-3.09
-0.08
2.50
-0.75
2.70
-2.60
сине-зелёный
"Очищение"
3.14
-0.71
-0.85
-2.73
4.36
-1.83
тёмно-синий, бело-жёлтый
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым, что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.
Научно-методический центр © 2009 |
|