Московский Государственный Социальный Университет
Кафедра Социальной Информатики
Профессор Н.И...
Московский Государственный Социальный Университет
Кафедра Социальной Информатики
Профессор Н.И...
К (Шаг 1.6, правая граница 60)
2Информация 0 - явление
несравненно более древнее, чем сам
человек. Уже природа в ходе своей эволюции
передавала зако-
дированную информацию в растениях и
живых организмах. А
сколь богат информацией язык животных и
птиц. С первых шагов
своих люди ищут и находят новые средства
передачи и хранения
информации. Об этом рассказывают и
наскальные рисунки, и ие-
роглифические плиты цивилизации Майя в
"Храме надписей", и
папирусы древних египтян, камешки абака и
диски для пересыл-
ки секретных сообщений у греков, о чем
пишут изучающие вре-
мена минувшие.
Однако никогда ранее человечество не
накапливало инфор-
мацию и знания столь стремительными
темпами. Удвоение объема
знаний и увеличение потока информации в
десятки раз ожидают-
ся уже в ближайшем будущем, к 2000 году.
Все это в известной
степени застало людей врасплох. Как
справиться с этим бушую-
щим морем сообщений, сведений, данных и
цифр? Как извлечь из
монблана фактов и характеристик единственно
верные, дающие
ключ к решению проблемы? Как помочь
человеку эффективно
воспринять и усвоить, обработать и передать
все это информа-
ционное богатство? Не окажется ли Земля
под информационным
панцирем столь же недвижна и мертва, как
некогда под ледни-
ковым панцирем? Что несет человеку
"великая эра информати-
ки?"
К счастью, создавая проблему, люди,
как правило, нахо-
дят ее решение. Вплоть до средины XX века
"информация" (от
лат. 2informatio 0 -
ознакомление, разъяснение, представление,
понятие) означала сведения. Академик А.Н.
Колмогоров расс-
матривает ее уже как первооснову новых
перспективных отрас-
лей науки и техники (кибернетики, теории
управления и пр.),
Проблема информации считается одной из
наиболее актуальных и
фундаментальных в условиях НТР. В частности
она характеризу-
ется передачей информационных функций от
человека к машинам
- 2 -
в самых широких масштабах. В последние три
десятилетия полу-
чил распространение и термин
"информатика", под которым
обычно подразумевают информацию плюс
автоматику. Лондонский
институт информатиков дает термину
следующее определение:
"Информатика занимается теорией,
методикой и практикой
представления информации преимущественно,
но не исключитель-
но для поддержания профессиональной и
академической деятель-
ности. С этой целью она изучает информацию
от ее создания до
ее использования, а также ее передачу в
различных формах и
по различным каналам". Поскольку распространяющаяся
информа-
ция охватывает сотни миллионов, миллиарды
людей, она стано-
вится все более заметной материальной
силой, воздействующей
не только на технический вопрос, но и на
экономику, на соци-
альную сферу, на характер современного мышления.
"Информаци-
онная революция представляет собой важное
звено "в сложной
сети общественных явлений"
сегодняшнего дня.
Первые
2электронно-вычислительные машины 0 появились в го-
ды второй мировой войны. Однако не
вызывает сомнений, что
они были бы созданы и без ее
"участия". Исследования в ука-
занной области вели обе враждующие стороны.
В 1943 году ком-
пания International Business Machines
создала по заказу во-
енно-морского флота США первый компьютер.
Его сконструирова-
ли ученые Гарвардского университета и
назвали " 2Марк-1 0". Это
"чудовище" имело размеры 2 м в
высоту и 15 м в длину. Созда-
ли свой компьютер и англичане, поставив
перед ним задачу
обеспечивать дешифровку германских военных
донесений и ради-
ограмм. Назначение этих первых
электронно-вычислительных ма-
шин было довольно узким.
Первый в полном смысле слова
современный компьютер
"Eniac" мог выполнять уже гораздо
более широкий круг задач,
быстро переключаться с одной задачи на
другую, воспринимать
- 3 -
новые программы без остановки машины и т.
д. По современным
стандартам эта машина считалась бы
примитивной: масса ее -
30 т, тысячи ламп, потребляющих огромное
количество энергии.
Однако, несмотря на то, что электронные
лампы довольно быст-
ро сменились транзисторами, в рабочем
отношении первые
компьютеры оказались
" 2долгожителями 0". Так, например, создан-
ный в Австралии в 1949 г. компьютер
" 2CSIR Mark-1 0" выполнял
самые разнообразные задачи для научного
сообщества (от ради-
офизики до метеорологии) на протяжении
долгих пятнадцати
лет, вплоть до 1964 г. включительно.
Факт создания
электронно-вычислительных машин,безуслов-
но, выдающееся событие в истории развития
производительных
сил человечества. Рост объема знаний,
увеличение объема ин-
формации и числа людей, занятых в сфере
интеллектуальной де-
ятельности, усложнение производственных,
экономических, на-
учных задач, стоящих перед обществом,
потребовали создания
надежного и верного помощника человеческого
мозга. Таким по-
мощником и стала электронно-вычислительная
машина. Она обла-
дает способностью собирать и хранить
информацию, обрабаты-
вать и анализировать ее, проводя
определенные логические
операции. Конечно же, возможности первых
ЭВМ были ограничен-
ными. Во всяком случае, появление
компьютеров наряду с раз-
нообразной информационной теорией создало
мощную индустри-
альную основу для возникновения общества, в
котором информа-
ция как предмет труда играет все более
заметную роль.
Значение информатики в современном
мире велико, как ни-
когда. Качество и эффективность такого
рода работ все в
большей степени начинают определять и
качество и эффектив-
ность экономики. По подсчетам академика
А.А. Харкевича, сум-
марный информационный поток возрастает в
среднем пропорцио-
нально квадрату промышленного потенциала.
Иначе говоря, уве-
- 4 -
личение вдвое производительных сил страны
потребует потребу-
ет 4-кратного увеличения потока
информации. Все очевиднее
возрастающая зависимость национального
развития от состояния
информационных ресурсов.
В послевоенную эпоху первыми, кто
сумел с немалой для
себя пользой воспользоваться плодами
"информационной револю-
ции", были японцы. Не случайно
многие специалисты пришли к
выводу, что появление феномена
"японского чуда", стремитель-
ного роста экономики Страны восходящего
солнца, было бы не-
мыслимо без кропотливой и умелой работы с
информацией. Осо-
бенно это касается информации по новейшим
технологиям, тща-
тельный сбор которой, стал осуществляться в
50-е годы.
Чтобы быть в курсе новейших
научно-технических веяний,
как признают сами американцы, сегодня
"нужно иметь информа-
цию едва ли не по всем важнейшим
исследованиям, которые ве-
дутся за рубежом". Информационное
невежество в наши дни ве-
дет к технологическому банкротству и
национальному унижению,
к превращению страны в сырьевую колонию
или свалку устарев-
шей технологии.
В основе " 2информационной
революции 0", переживаемой нами,
лежит бурный рост микропроцессорной техники
и сопутствующих
ее технологий. Бурно развивается
информационная индустрия,
производящая самую разнообразную технику,
от копировальных
машин до телексов, от
электронно-вычислительных машин до
спутников связи.
Важным моментом в новой технологии
является ее многоли-
кость, ее всеобъемлющий характер.
"Информационная экономика
- это не только теория. Нет ни одной отрасли
в производстве
или сфере услуг, где бы ни был заметен
поворот к такого рода
экономике", - пишет американский
экономист П. Хауке. Пример-
но с середины 70-ых годов глашатаи
научно-технического прог-
- 5 -
ресса в странах Запада (М. Порет, Е.
Масуда, А. Тоффлер и
многие другие) в полный голос заговорили о
некоем "информа-
ционном обществе", как о чем-то
вполне ощутимом, вполне ре-
альном. Требованием этого общества, его
лозунгом стало "Как
можно больше информации и как можно
быстрее!" Ускоряющееся
течение жизни, интенсификация процесса
производства в ре-
зультате автоматизации , быстрое
накопление знаний - все
это, по словам А. Тоффлера, повышает
экономическую значи-
мость упущенных мгновений времени,
"Пульс информации должен
биться гораздо быстрее, чем
когда-либо", - восклицает этот
известный футуролог в своей книге
"Столкновение с будущим".
Реальными в "новом информационном
мире" оказались преж-
де всего два момента. Во-первых, ранее
буквально невиданное
насыщение общества информационной техникой,
которая проника-
ет повсюду: в правительственные учреждения
и деловые конто-
ры, в больницы и библиотеки, на заводы и в
научно-исследова-
тельские институты, в школы и университеты,
в банки и мага-
зины, в аэропорты и полицейские участки.
Во-вторых, многок-
ратно возросло число ее служителей и
адептов. Как указывают
источники, уже с 1975 г. больше половины
работающих по найму
американских граждан имеют основным
занятием обработку ин-
формации или работу с ней.
В горловине мировой истории сошлись
как бы три могучих
потока: потоки технологии, информации и
людей, являющихся
создателями или служителями того и другого.
В известной мере
можно говорить о создании новой, наиболее
могущественной в
информационном отношении из всех ранее
существовавших циви-
лизаций. В этой цивилизации на наших
глазах начинают исче-
зать ремесла, имеющие тысячелетние
традиции, и возникают ра-
нее неизвестные. Меняются функции и задачи
работников, ха-
рактер их труда. Происходят огромные
перемены в формах и ор-
- 6 -
ганизации управления, в отношениях людей.