Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации
Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации
Содержание
Введение
1 Теоретические основы отражения данных о государственной помощи в
отчетности организации
1.1 Понятие и виды государственной помощи
1.2 Учет государственной помощи
1.3 Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации
2
Практическая часть
Заключение
Список
используемых источников
Введение
Государственная помощь - это широкое понятие, включающее в себя различные
виды целевого финансирования, достаточно важна для компаний нашей страны. В
целом учет государственной помощи ведется в соответствии с требованиями ПБУ 13 /
2 000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина РФ от 16
октября 2 000 г. № 92н, с изменениями от 18 сентября 2 006 г. № 115н. Положение
определяет виды и формы представления государственной помощи, порядок отражения
в бухгалтерском учете получения и использования государственной помощи,
отражение ее в отчетности [4].
В бухгалтерском учете формируется информация о государственной
помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии
именуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов,
отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств),
включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные
участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о
государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов
(в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств)
[1].
Бюджетные средства направлены на:
1) финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой,
строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных
средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться
дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов
активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
2) покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации
на систематической основе (приобретение материально - производственных запасов,
оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
3) компенсацию за уже понесенные организацией расходы, включая
убытки, в частности в жилищно - коммунальном хозяйстве, агропромышленном
комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно -
коммунального хозяйства, городского хозяйства и т.д.;
4) оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде
чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Данная тема актуальна и значима для каждого предприятия,
осуществляющего свою деятельность на территории РФ. Цель государственной помощи
состоит в том, чтобы заинтересовать предприятие в получении предоставленных
выгод или для развития таких видов деятельности, которые в обычных условиях оно
не могло бы осуществить, если не была бы предоставлена помощь.
Предметом рассмотрения данной темы является порядок отражения в
бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций получения и
использования средств государственного финансирования.
Цель курсовой работы - является изучение государственной помощи,
порядка отражения целевого финансирования и принятие ее к учету.
В связи с поставленной в работе целью необходимо решить следующие
задачи:
1) охарактеризовать сущность государственной помощи и основные
требования, предъявляемые к организации - получателю;
2) изучение порядка принятия к учету целевого финансирования;
3) рассмотреть порядок и правила отражения государственной помощи
в отчетности организации.
1. Теоретические основы отражения данных о государственной помощи в отчетности
организации
1.1 Понятие и виды государственной помощи
В соответствии с данными ПБУ 13 / 2 000 государственной помощью
признается увеличение экономических выгод конкретной организации в результате
поступления от государства денежных средств или иного имущества.
При применении настоящего Положения не рассматриваются в качестве
экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах,
установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее
положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п.
действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в
которых ведет деятельность организация.
Настоящее Положение не применяется в отношении экономической
выгоды, связанной с:
1 государственным регулированием цен и тарифов;
2 применением соответствующих правил налогообложения прибыли
(предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и
сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
3 участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц
(бюджетных инвестиций юридическим лицам) [1].
Государственная помощь представляется в виде денежные средства
(субвенций и субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов,
отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств)), в
виде ресурсов, отличные от денежных средств (земельные участки, природные
ресурсы и другое имущество) и прочих форм предоставления организации выгоды,
которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на
безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с
пониженным процентом и др.). Информация о государственной помощи формируется независимо от вида
предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов,
отличных от денежных средств).
Организации получают бюджетные средства в качестве финансовой
помощи в форме субвенций или субсидий.
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые юридическому
лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных
целевых расходов.
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого
уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [2].
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые не
являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями,
бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается:
1 из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных
федеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и в
порядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год;
2 из бюджетов субъектов Федерации - в случаях, предусмотренных
федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными
целевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке,
которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очередной
финансовый год;
3 из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными
целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми
программами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органов
местного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определены
правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовую поддержку из бюджетов разных уровней бюджетной системы
получают, как правило, сельскохозяйственные, транспортные организации.
Получателями субсидий и субвенций являются организации, имеющие стратегическое
значение. Например, предприятиям оборонного комплекса предоставляются бюджетные
средства на безвозмездной и безвозвратной основе для поддержки мобилизационных
ресурсов, то есть таких производственных мощностей, которые в текущем
финансовом году (совпадающем с календарным годом) не используются в
производственном цикле, однако требуются средства на поддержание их в
надлежащем состоянии.
Организация - получатель финансовой помощи должна израсходовать
полученные субсидии или субвенции строго на цели, определенные в бюджетном
законодательстве и обозначенные при их выделении, и отчитаться по установленным
формам.
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в
случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными
органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в
установленные сроки.
Для получения организацией субсидий и субвенций нормативными
документами предусмотрена специальная процедура. Организации, как правило,
подают заявки в соответствующий финансовый орган с обоснованием необходимости
выделения им финансовой помощи из бюджета, часть из которых удовлетворяется.
В основе решения о выделении организации субсидий или субвенции
лежит проведение технико - экономических обоснований и расчетов показателей
бюджетной эффективности предоставления субсидий и субвенций из бюджета.
Для целей бухгалтерского учета субсидии и субвенции подразделяются
на:
- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с
покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов
(основных средств и др.);
- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся
бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных
расходов.
Государственный кредит - это форма финансирования бюджетных
расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим и
физическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Как экономическая категория он охватывает совокупность денежных
отношений, между государством в лице его органов власти и управления, с одной
стороны, и физических и юридических лиц с другой.
Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджетов юридическим
лицам, можно разделить на два вида в зависимости от организационно - правовой
формы юридического лица:
1) бюджетный кредит, предоставляемый юридическим лицам, не
являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
2) кредиты, предоставляемые государственным и муниципальным
унитарным предприятиям.
Бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимся
государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут
предоставляться с соблюдением следующих требований:
- бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско - правового
договора;
- бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности;
- бюджетный кредит выдается только при условии предоставления
заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этого
кредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут быть
только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций,
иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.
Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;
- обязательным условием предоставления бюджетного кредита является
проведение финансовым органом предварительной проверки финансового состояния
получателя указанного кредита;
- бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам,
которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным
средствам на возвратной основе;
- бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели,
ограниченному кругу субъектов, в пределах установленных лимитов - все эти
условия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.
Законодательством предусмотрена ответственность в отношении
субъектов - получателей бюджетных кредитов. Статьями 289, 290 и 291 БК РФ
установлены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного
законодательства, за нецелевое использование бюджетных средств, за не возврат
либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной
основе, а также в случае неперечисления либо несвоевременного перечисления
процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной
основе [5].
1.2 Учет государственной помощи
Для целей бухгалтерского
учета бюджетные средства подразделяются:
1 средства на финансирование
капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением
иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих
средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими
приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки
приобретения и владения;
2 средства на финансирование
текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от
предназначенных на финансирование капитальных расходов.
Организация принимает
бюджетные средства, включая имущество, отличное от денежных средств, к
бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
1) имеется уверенность, что
условия предоставления этих средств организацией будут выполнены.
Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и
публично объявленные решения, технико - экономические обоснования, утвержденная
проектно - сметная документация и др.;
2) имеется уверенность, что
указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная
бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных
обязательств, акты приемки -передачи имущества и иные соответствующие
документы.
Когда бюджетное
финансирование предоставляется в виде земельных участков, природных ресурсов,
имущества, то они подлежат оприходованию в сумме, равной стоимости полученных
или подлежащих получению активов. Такая стоимость определяется организацией
исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах она обычно устанавливает
стоимость таких же или аналогичных активов [1].
Возможны два варианта
отражения в учете бюджетного финансирования:
1) когда оно отражается в учете на основе бюджетной росписи или
бюджетной классификации как возникновение целевого финансирования и
задолженности по этим средствам:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 86 «Целевое финансирование».
Впоследствии по мере фактического поступления средств поступившие
суммы погашают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств,
капитальных вложений и т.п. В учете делаются записи:
Дт 51 «Расчетные счета», 08
«Вложения во внеоборотные активы»
Кт 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами»;
2) отражение бюджетных
средств по мере фактического получения ресурсов, с возникновением целевого
финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений
и т.п. В бухгалтерском учете оформляются записи:
Дт 51, 08
Кт 86 «Целевое
финансирование».
Следует отметить, что в
соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при определении
налоговой базы доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках
целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства
целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов),
полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии
такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их
получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных
фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного
учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового
периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы
бюджетного законодательства Российской Федерации.
В целях налогового учета
целевое финансирование, являясь доходом организации, не включается в налоговую
базу.
В целях бухгалтерского учета
полученное целевое финансирование отражается в составе внереализационных
доходов в порядке, установленном ПБУ 13 / 2 000.
ПБУ 13 / 2 000 установило
следующий порядок списания бюджетных средств по мере их использования:
1) суммы бюджетных средств
на финансирование капитальных расходов списываются на протяжении срока
полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации, или в
течение периода признания расходов, связанных с приобретением внеоборотных
активов, не подлежащих амортизации согласно действующим правилам. При этом
целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при
вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию. Впоследствии по мере
начисления амортизации в течение срока полезного использования объектов
внеоборотных активов бюджетное финансирование списывается с доходов будущих
периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации
как внереализационные доходы.
2) сумма бюджетных средств
на финансирование текущих расходов списывается на финансовый результат в
периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При
этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в
момент принятия к бухгалтерскому учету материалов и других МПЗ, начисления
оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера. При
отпуске МПЗ в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг),
выдачи заработной платы и осуществления других расходов аналогичного характера
суммы финансирования списываются на финансовый результат.
3) бюджетные средства,
предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных
организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение
задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата
организации как внереализационные доходы.
Если в отчетном году
возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить
ресурсы, признанные ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, то в
бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Если в отчетном году
возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить
средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на
сумму, подлежащую возврату, производится запись:
1) в части предоставленных
бюджетных средств на финансирование капитальных расходов в уменьшение целевого
финансирования и возникновение задолженности по их возврату:
Дт 86 «Целевое
финансирование»
Кт 76 / 11 «Расчеты по
бюджетному финансированию».
Одновременно уменьшаются
финансовые результаты организации и восстанавливается целевое финансирование на
сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была
начислена, и несписанной суммы доходов будущих периодов:
1 запись Дт 91 «Прочие
доходы и расходы»
Кт 86 «Целевое
финансирование»;
2 запись Дт 98 «Доходы
будущих периодов»
Кт 86 «Целевое финансирование»;
2) в части бюджетных средств
на финансирование текущих расходов - в уменьшение целевого финансирования и
возникновения задолженности по их возврату:
Дт 86 «Целевое
финансирование»
Кт 76 / 11 «Расчеты по
бюджетному финансированию».
Если сумма, подлежащая
возврату, превышает соответствующий остаток целевого финансирования или такой
остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерском учете производится запись в
уменьшение финансовых результатов организации и возникновение задолженности по
их возврату:
Дт 91 «Прочие доходы и
расходы»
Кт 76 / 11 «Расчеты по
бюджетному финансированию».
Учитываются указанные выше
средства на счете 86 «Целевое финансирование». Счет этот - пассивный,
сальдо кредитовое отражает неиспользованные средства целевого назначения,
оборот по дебету - использование средств на те или иные мероприятия, оборот по
кредиту - поступление финансирования и другие целевые поступления [3].
Нормы ПБУ 13 / 2 000
регулируют порядок бухгалтерского учета полученных средств из бюджета средств
на возвратной основе в форме бюджетного кредита (п. 4 ПБУ 13 / 2 000).
Однако в п. 16 ПБУ 13 / 2
000 указано, что "бюджетные кредиты, предоставленные организации,
отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств".
Иными словами, к учету средств бюджетных кредитов применимы нормы ПБУ 15 / 01
«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».
Если при предоставлении
бюджетных кредитов на возвратной основе предусматривается, что при выполнении
определенных условий организация освобождается от возврата полученных ресурсов,
и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит эти
условия, то такие средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13 / 2 000
для учета бюджетных средств.
В связи с однородностью
содержания, назначения и использования источники хозяйственных средств, учитываемые
на счетах 80 «Уставный капитал»,
82 «Резервный капитал», 83
«Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86
«Целевое финансирование », подлежат отражению в одном регистре, в журнале - ордере
№ 12. В этом журнале организуется как синтетический, так и аналитический учет
операций по этим счетам. Основанием для записи операций в журнале-ордере № 12
служат справки бухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по
дебету предварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов - ордеров.
При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периода
на основе аналитических данных журналов - ордеров № 12, 15 по счетам 80
«Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование»
заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложение
к бухгалтерскому балансу организации» [4].
1.3 Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации
В Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2 003 года № 67н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» приведены образцы
форм бухгалтерской отчетности, включая и образец формы бухгалтерского баланса.
При этом в форме бухгалтерского баланса не предусмотрена специальная строка для
средств целевого финансирования.
Согласно Приказу № 67н организации могут учитывать эти образцы при
разработке и принятии (утверждении распорядительным документом) своих форм
бухгалтерской отчетности исходя из специфики своей деятельности.
Порядок отражения средств целевого финансирования в формах
бухгалтерской отчетности является различным для коммерческих и некоммерческих
организаций.
Коммерческие организации, согласно пункту 20 ПБУ 13 / 2 000,
показывают в бухгалтерском балансе полученные бюджетные средства в разделе V
«Краткосрочные обязательства» по строке 640 «Доходы будущих периодов» или же их
можно показать отдельной строкой. Другие целевые средства коммерческие
организации также показывают в разделах IV или V баланса как долгосрочные или краткосрочные
обязательства.
Некоммерческой организации нужно руководствоваться пунктом 13
указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности,
утвержденных Приказом № 67н. Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервный
капитал» и «Нераспределенная прибыль», приведенных в образце форм,
некоммерческой организации следует включить в баланс статью «Целевое
финансирование».
Доходы от использования средств целевого финансирования,
признанные на счете бухгалтерского учета 91 «Прочие доходы и расходы» в
соответствии с настоящим положением, отражаются в составе прочих доходов по
строке 90 отчета о прибылях и убытках (формы № 2) как активы, полученные
безвозмездно.
Суммы средств целевого финансирования, признанные в бухгалтерском
учете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются на
счете учета финансовых результатов в составе прочих расходов по строке 100
отчета о прибылях и убытках (формы № 2) и расшифровки отдельных прибылей и
убытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
В отчете об изменениях капитала (форме № 3) данные об остатках
средств целевого финансирования и поступлений, их использовании и остатках на
конец отчетного периода могут приводиться в справке после раздела «Изменение
капитала». Для этого в справку добавляются соответствующие графы.
В отчете о движении денежных средств (форме № 4) отражаются
полученные средства целевого финансирования, полученные в денежной форме [6].
Начиная с 2003 г., в форме № 5 появился новый раздел «Государственная
помощь». Для формирования раздела «Государственная помощь» приложения к
бухгалтерскому балансу (формы № 5) используется информация о полученных в
отчетном году бюджетных средствах по видам поступлений [8].
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
отражается информация об остатках целевых средств на начало отчетного года,
поступление средств по видам поступлений и их расходование по направлениям
расходования за отчетный год и предыдущий год [6].
В пояснительной записке подлежит раскрытию, как минимум, следующая
информация в отношении целевого бюджетного финансирования:
• характер и величина бюджетных средств, признанных в
бухгалтерском учете в отчетном году;
• назначение и величина бюджетных кредитов;
• характер прочих форм государственной помощи, от которых прямо
получаются экономические выгоды.
К прочим формам государственной помощи относится предоставленная
выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных
услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или
займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от
нормальной хозяйственной деятельности (например, государственные закупки).
Прочие формы государственной помощи подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности
в пояснительной записке в случае их существенности для характеристики
финансового положения и финансовых результатов деятельности (п. 18 ПБУ 13 / 2
000).
• невыполненные по состоянию на отчетную дату условия
предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и
условные активы [7].