С.Л. Франк
С.Л. Франк
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ
И АВТОМАТИКИ
ДОКЛАД
Студент: Преображенский К.Г.
Группа: ВВ-3-94
Семен Людвигович Франк (1877-1950)
Семен
Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить природу человеческой
души и знаний человека. Выработать систему философского миропонимания, в
особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории знания. Франк особенно
выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое знание и во всех своих
трудах пытался объяснить, что же такое бытие?
Возможность
интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом от сознания,
объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном как Всеединстве,
вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем близок к нам совершенно
непосредственно, так как мы с ним "слиты не через посредство сознания, а в
самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное знание возможно не
иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.
Логическое
знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из целого, всегда
имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою бытия, прерывистого и
лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое бытие,
развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления,
относится к области магического; для постижения его требуется не созерцательная
интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те
моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и живет им".
Философские
основы психологии Франк развил в своей книге "Душа человека". Он
исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого субъективностью,
изучает изменения, происходящие в нем, когда оно становится осознанным как
объект, разграничивает сферу духовного и душевного.
Учения,
изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа человека",
углублены и дополнены в книге "Непостижимое".
Высказав
много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно, что
мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много сведений о Нем.
Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание достигается путем
различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое находится по ту
сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или преодоления
отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть "либо одно, либо
другое", как всеобъемлющая полнота оно есть "и то, и другое".
Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода
рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся
частью этого, как он называет, самобытия.
В
книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает,
что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на
"встрече человеческого сердца с Богом", на живом "общении с
Богом". Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как
достоверное знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает
такие переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно
выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет
опирается на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он
доказывает связь нашего доверия к "положительному откровению" с
нашими непосредственными религиозными переживаниями.
Проблемы
социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре "Очерк
методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку, первичная
целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о
душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не
обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что общение индивидуальных
сознаний есть "первичное свойство всякого сознания". Индивидуальное
сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще,
никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком
смысле слова производен от общества, как целого.
Мысль
о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой теорией
творения мира Богом, в которй сохранены только слова "творение",
"творец", но понятий этих нет.
Я
думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои поправки и
домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до него. Также он
развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие личности на
интуитивную личность и личность, основанную на рациональных знаниях.
МОСКВА
1996