Дипломная работа: Воспитательные возможности спортивной школы при работе с младшими школьниками
Дипломная работа: Воспитательные возможности спортивной школы при работе с младшими школьниками
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Детско-юношеская спортивная школа "Самбо и Дзюдо"
Педагогический проект
"Воспитательные возможности спортивной школы при работе с
младшими школьниками".
Составитель:
Герман Елена Геннадьевна
Должность:
Тренер-преподаватель
Качканар
2009
Содержание
Введение
1. Основная часть
1.1 Особенности психологического развития детей младшего
школьного возраста
1.2 Направления воспитывающей деятельности, способствующие
гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
2. Проектная часть
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
"Движение, как таковое,
может заменить все лекарства
мира,
но не одно лекарство
не заменит движения".
Ж. Тиссо.
Сегодня, как никогда раньше,
образ жизни человека все больше и больше становится мерилом его здоровья и
долголетия. Физическая культура и спорт оказывают значительное влияние как на
развитие человека в частности, так и на общество в целом, являясь неотъемлемой
частью общей культуры. О состоянии физической культуры в обществе (как и о
состоянии самого общества) можно уверенно судить по следующим основным
показателям:
уровню здоровья и физического
развития людей;
степени использования физической
культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре
свободного времени;
характеру системы физического
воспитания;
развитию массового спорта;
высшим спортивным достижениям.
Учитывая привлекательность самбо
среди младших школьников и подростков, его доступность и значимость в
формировании гармоничной личности гражданина и патриота, профилактике
асоциальных явлений, Коллегией Госкомспорта России было решено считать самбо
приоритетным национальным видом спорта. Ведущим направлением деятельности школы
"Самбо и Дзюдо" является становление гармонически развитой личности
ребенка.
Самбо (САМозащита Без Оружия) зародилась
в нашей стране в 1938 году. Самбо - самая совершенная система самозащиты, т.к включает
в себя сотни приемов защиты и нападения, взятых и синтезированных из многих
национальных видов борьбы.
Борьба - явление комплексное,
она развивает человека в нескольких направлениях, органично связанных друг с
другом:
Здоровый образ жизни: физическая
подготовка, качественная индивидуальная подготовка для участия в соревнованиях;
Психологическая устойчивость,
социальная адаптация (выработка гражданской позиции, самовоспитание).
Спортивный зал магнитом
притягивает к себе не только познанием нового и полной самоотдачей в каждой
схватке, но и тягой к общению с друзьями, где все общее: знающий тренер,
борцовский ковер, атлетические снаряды, раздевалка, душ, жаргонная тематика
борьбы и специфический запах здорового рабочего пота - здесь все имеет значение
и каждый жест имеет определенный смысл.
Воспитательная система нашей
школы только начинает складываться, но в сообществе тренеров и воспитанников
уже обозначились направления воспитывающей деятельности. Спорт развивает у
ребенка важные для жизни бойцовские качества личности: учит преодолевать
трудности, особенно психологического порядка, адекватно действовать в
экстремальных ситуациях и делает человека более жизнеспособным в критических
обстоятельствах. Поэтому целью моей работы является попытка
спроектировать систему воспитательной деятельности в детском коллективе, как
основополагающий элемент общей воспитательной системы спортивной школы.
Задачи:
Рассмотреть воспитательные
возможности борьбы самбо.
Определить направления
воспитательной деятельности в детском коллективе.
Разработать план воспитательной
работы в учебно-тренировочных группах младшего школьного возраста.
Воспитательная система школы
самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации
личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание
условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста,
необходимых для полноценного проживания, настоящего и гармоничного выстраивания
процессов самоопределения в будущем. Младший школьник - это начало
общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной.
В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, пригодностью,
готовностью к включению в нее. Пригодность определяется уровнем физического и
психического, прежде всего интеллектуального развития, обеспечивающего
возможность учиться. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной
мотивации младшего школьника. Именно интерес как эмоциональное переживание
познавательной потребности служит основой внутренней мотивации учебной
деятельности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в
дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического
мышления. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от
ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической
выносливости. Ведущей деятельностью для него является учение. В процессе учения
формируется память, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира и
человеческих отношениях. Психическими новообразованиями в данном возрасте
являются произвольность психических процессов, появление внутреннего плана
действий, а также рефлексия.
Исходя из реальных функций,
возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей
деятельности:
учебно-тренировочные занятия;
психологическое сопровождение;
социально-педагогическая поддержка;
организационно-массовая работа.
В современной жизни, как никогда
ранее, физическая культура и спорт становятся одним из действенных средств
воспитания ребенка, формирования у него активной жизненной позиции. Ведущей
воспитательной идеей становится преобразование содержания обучения в средство
воспитания. Специфика воспитательной деятельности не сводится лишь к развитию
прикладных физических качеств. Учебно-тренировочные занятия активно
способствуют:
формированию спортивного
интереса, т.е. осознания детьми потребности в занятиях, а интерес выступает в
качестве непосредственного мотива спортивной активности;
закреплению спортивного
интереса, переходу спортивных ориентаций в установки, в привычный образ жизни;
стремлению занимающегося к все
более и более высоким достижениям.
Именно интерес определяет
открытость обучающегося к воспитательному воздействию, степень и характер
взаимодействия с тренером и сверстниками. Добровольность, психологически
комфортная атмосфера занятий позволяют ребенку вырабатывать в себе необходимые
знания и умения, развивать работоспособность и трудолюбие, формировать
социально-значимые качества: самостоятельность, самоконтроль, эмоциональную
устойчивость.
В школе самбо проведено
анкетирование тренерско-преподавательского состава (см. Приложение 1) по теме:
"Формирование личностных качеств посредством учебно-тренировочных занятий".
В результате выяснилось:
98% тренеров считают, что
регулярные занятия борьбой развивают дисциплину и целеустремленность;
80% утверждают, что спортивные
занятия в первую очередь формируют коммуникативные качества (общительность,
доброжелательность, коллективное взаимодействие);
50% анкетированных отметили
активное развитие когнитивных качеств - концентрацию внимания. (см. Приложение
2)
Учеными давно установлено
двоякое воздействие занятий физической культурой и спортом. С одной стороны,
эти занятия развивают физические качества: выносливость, силу и т.д., а с
другой - воздействие физической и спортивной подготовленности развивает и
совершенствует психологические качества личности. В процессе занятий
физическими упражнениями и спортом, подготовки и участия в спортивных
соревнованиях создаются предпосылки и условия, с помощью которых наиболее
успешно формируются и воспитываются черты характера и убеждения: воля,
патриотизм, коллективизм, требовательность к себе и другим, ответственное
отношение к порученному делу, учебе, работе, коллективу, семье.
О роли физической культуры и
спорта в формировании личности очень емко высказался академик А.Н. Александров:
"Физкультура укрепляет тело. Спорт почти всегда закаляет дух. Спорт есть
вещь духовная. Ты уже не можешь, а идешь - вот это дух!"
При образовании нового
коллектива важную роль играет личный пример тренера-преподавателя (вокруг
которого складывается коллектив) и выработка определенных требований к
занимающимся с первых занятий. Порядок, установленный с первых занятий, должен
постоянно поддерживаться и стать традицией коллектива. Это касается всех сторон
деятельности членов секции: дисциплины, соблюдение требований режима,
гигиенических требований, выполнения правил, отношения к товарищам, культуры
поведения на занятиях, вне занятий и т.п.
Большую роль в воспитании играет
коллектив секции. Здоровый, сильный коллектив, имеющий богатые традиции и
движимый едиными задачами, имеющий единую цель, является прекрасным средством
воспитания детей. Они стремятся во всем подражать старшим и, в первую очередь,
чемпионам и мастерам спорта. Поэтому культура поведения, пример старших, их
отношение к младшим товарищам по секции играют большую воспитательную роль. Единые
требования и равные права всех членов секции позволяют правильно организовать
воспитание детей.
Формирование устойчивой
потребности в здоровом образе жизни, улучшении здоровья населения за счет
привлечения к систематическим занятиям спортом ведется за счет активизации
работы по пропаганде и рекламе здорового образа жизни. Причем эта работа
ведется в двух направлениях - закрепление мотивации к занятиям спортом у детей
и популяризация здорового, спортивного стиля жизни у молодежи города.
Активной формой для реализации
этих направлений являются спортивно-массовые мероприятия, проводимые школой
самбо. Сотрудничество младших и старших, результативных спортсменов, помогает
формированию мотива, связанного с коллективистическими устремлениями, осознанию
своей причастности к общему делу, победе, создает условия для ощущения каждым
духа сотрудничества. Спортивные состязания подчеркивают привлекательность
занятий спортом, возможность самому быть сильным, красивым, здоровым.
Тренер - центральная фигура в
учебно-тренировочном процессе. От его умения передавать знания ученикам, умения
заинтересовать и увлечь обучаемых, привить им трудолюбие и настойчивость в
достижении поставленной цели зависят спортивные достижения, да и не только
спортивные.
Творческое содружество ученика и
тренера-преподавателя, обычно значительно отличающихся друг от друга по
возрасту, жизненному и спортивному опыту, продолжается не один год.
В самом начале, когда ученик
делает в спорте свои первые шаги, когда его опыт и знания в этом деле
незначительны, многие понятия, суждения, взгляды, прививаемые ему
тренером-преподавателем, он воспринимает как непреложные истины. В этот период
приобретает большое значение личный пример учителя. Его речь, моральный облик,
образованность, отношение к людям и делу становится эталоном для молодого борца.
Именно на первых шагах в спорте
закладываются первые качества и навыки, создающие личностный портрет спортсмена
на годы вперед. Тренер-преподаватель должен по-настоящему заинтересовать
спортсмена данным видом спорта и постепенно, без нажима, воздействовать на
борца, воспитывая в нем необходимые физические и психические качества, прививая
фанатическую преданность самбо.
Здоровый коллектив является
мощным средством воспитания и формирования личности спортсмена, его характера.
Воспитание и обучение тесно
связаны между собой и взаимозависимы. Правильно построенный процесс обучения и
воспитания помогает добиться высоких результатов в спортивной жизни самбиста.
Взаимосвязь
физической подготовки и воспитательных воздействий в группах начальной
подготовки.
Цель общей и специальной физической подготовки |
Средства общей физической подготовки |
Средства специальной физической подготовки |
Методы воздействия |
Планируемый воспитательный результат |
Достижение высокой работоспособности, хорошей координации
деятельности органов и систем организма, гармоничного развития борца.
Развитие физических качеств, проявляемых в выполнении специфических
для борьбы действий.
|
Упражнения, оказывающие наиболее общее воздействие на организм (бег,
плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры, обще развивающая гимнастика,
упражнения с отягощениями и др.) |
Упражнения в выполнении фрагментов борьбы, направленные на
повышение возможностей занимающихся в проведении отдельных специальных
действий самбиста. |
1. Развитие силовых качеств (метод повторных упражнений, метод
больших и максимальных усилий)
2. Развитие выносливости (кроссовый бег, спортивные и подвижные
игры)
3. Развитие ловкости (изучение приемов защит, контрприемов и их
совершенствование в схватках)
4. Развитие быстроты (старты в легкой атлетике, выполнение
упражнений, копируя движения тренера, выполнение действий на прикосновение,
акробатические и гимнастические упражнения)
|
1. Способность преодолевать сопротивление соперника за счет
мышечных усилий.
2. Способность совершать эффективную работу определенной
интенсивности в течение времени, предусмотренного спецификой соревнований.
3. Способность осваивать новые движения.
4. Способность выполнять технико-тактические действия в
кратчайшее время.
|
Тренировка - это комплексная и
коллективная форма обучения юных самбистов. Она характеризуется общим
количеством выполняемой работы, долей упражнений, выполняемых с повышенным
напряжением, сочетанием нагрузки специального и общего характера, применяемыми
средствами и методами, специальными мерами, направленными на организацию отдыха
- восстановления. Через систему тренировок осуществляется целенаправленное
педагогическое воздействие, решаются основные спортивные, оздоровительные и
воспитательные задачи.
Считаю, что данная методика
тренировок будет способствовать гармоничному развитию личности младшего
школьника.
Основная задача тренера -
выработать у юных спортсменов - самбистов внутреннюю мотивацию необходимости
овладения конкретными спортивными умениями, которая является основой
целенаправленной спортивной активности. Тренер должен выявить мотивы к занятиям
спортом, объяснить занимающимся общественную сущность физической культуры и
спорта, их значение как средств гармоничного развития, укрепления здоровья,
подготовки к труду и защите Родины, раскрыть перспективную линию совершенствования
спортивных умений своих учеников в соответствии с внутренним устремлением
каждого. На первых этапах тренировки формируются элементарные понятия; в
дальнейшем занимающиеся все более глубоко познают систему упражнений и
становятся активными помощниками тренера в определении очередным задач и путей
своего физического и морально-нравственного совершенствования.
Каждый тренер ведет
учебно-тренировочный процесс в соответствии со своим опытом. У каждого тренера
существует своя система тренировки, которая отражает целесообразность
составляющих учебно-тренировочного процесса. В данной работе в эту систему
составляющих входят: целеполагание и планирование общей и специальной
физической подготовки, средства и методы внедрения в учебно-тренировочный
процесс специальной физической подготовки, планируемый воспитательный
результат, контроль и проверка усвоения содержания учебно-тренировочного
процесса. Думаю, что в моей работе спроектирована такая система воспитательной
деятельности в детском коллективе, которая будет является основополагающим
элементом общей воспитательной системы спортивной школы в группах начальной
подготовки.
1.
Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо. Учебное пособие. Красноярск,
1998.
2.
Дергач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура
и спорт, 1981.
3.
Елисеев С.В., Селуянов В.Н., Табаков С.Е. Спортивно-педагогическая
адаптология борьбы самбо. М., 2003.
4.
Елисеев В.В. Мониторинг итогов работы школы и условий их достижения. Ульяновск,
ИПК ПРО, 2001
5.
Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266 - 1
6.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов н/Д., 1997.
7.
Информационные материалы в помощь республиканским, краевым и областным
федерациям самбо. М., 2003.
8.
Пилоян А.А. Использование воспитательных возможностей СДЮШОР в
реализации городской целевой программы "Развитие физической культуры и
спорта в городе Сургуте". // Дополнительное образование 11/2004.
Анкета
"Формирование
личностных качеств детей посредством учебно-тренировочных занятий самбо"
Уважаемые тренеры! Для
определения воспитательной направленности учебно-тренировочных занятий для
детей младшего школьного возраста просим Вас ответить "Да" или "Нет"
на данные вопросы.
Регулярные занятия самбо
развивают в детях волевые психологические качества
Силу воли
Дисциплину
Настойчивость
Целеустремленность
Решительность
Занятия самбо формируют
коммуникативные качества личности
Товарищество
Взаимоуважение
Общительность
Доброжелательность
Коллективное взаимодействие
В процессе учебно-тренировочных
занятий развиваются когнитивные качества детей
Концентрация внимания
Оперативность мышления
Регулярные занятия самбо
развивают в детях следующие личностные качества.
