Доклад: Бахтин Михаил Михайлович
Доклад: Бахтин Михаил Михайлович
(1895 -1973)
Бахтин
Михаил Михайлович- культуролог, литературовед, философ. Окончил Петроградский
университет /1918/. В конце 20-х годов репрессирован, выслан в Кустанай на 6
лет. Более чем на 30 лет Бахтин был исключен из научной жизни. Создал
"Философию поступка", в которой ценности становятся значимыми только
благодаря индивидуальным усилиям. Главной задачей считал соединение двух
областей - мира культуры и мира жизни. В культурологии ввел понятие хронотопа,
как внутренней связи восприятий пространства и времени, лежащей в основе
художественных систем разных исторических эпох.
В
диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его
индивидуальности.
Суть
учения Бахтина вытекала из представления о незавершённости, свободной
открытости, "вненаходимости" человека. "Человек, - писал он, -
никогда не совпадает с самим собой". В нём есть то, что не поддаётся
"овнешняющему определению"и раскрывается только "в акте
свободного самосознания и слова". Он всегда находится "в точке
выхода", нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие
конечные атрибуты и навязанные закономерности. Человек свободен, и ничто не
может быть предсказано или определено помимо его воли.
Бахтин
отвергал материалистическое понимание истории. Индивидуализация личности, на
его взгляд, совершается не в сфере социальности, а сознания. Критерий
социальности исходит из принципа единства бытия. Но единство бытия неизбежно
превращается в единство сознания, которое в конечном счёте трансформируется в
единство одного сознания. И при этом совершенно безразлично, какую
метафизическую форму оно принимает: "сознания вообще",
"абсолютного Я", "абсолютного духа", "нормативного
сознания"и проч.
По
мнению Бахтина, важно лишь то, что рядом с этим единым и неизбежно одним
сознанием уже не может сосуществовать "множество эмпирических человеческих
сознаний"; последние оказываются как бы случайными и даже вовсе ненужными.
Очевидно, что на почве философского монизма личность полностью закрывается для
познания. Поэтому "подлинная жизнь личности доступна только диалогическому
проникновению в неё, которому она сама ответно и свободно раскрывает
себя".
Главные сочинения:
"Творчество
Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса",
"Проблемы поэтики Достоевского", "К философским основам
гуманитарных наук", "Литературно-критические статьи".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/