Доклад: Дебольский Николай Григорьевич
Доклад: Дебольский Николай Григорьевич
(1842-1918)
Дебольский
Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. Окончил Горный
институт и естественный факультет Петербургского университета. Преподавал
метафизику, логику и психологию в Петербургской Духовной Академии. В своем
"феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления
теизма.
Дебольский
считал, что все понятия внутренне противоречивы. Поднимаясь от понятия к идее,
мыслитель вступает в сферу бесконечного. По мнению Дебольского, противоречия
"разрешаются, если допустить возможность бесконечного синтеза или
анализа".
Дебольский
обращается к философии Гегеля и подчёркивает значение диалектического метода
для науки вообще и естествознания, в частности, причём диалектический метод он
связывает с движением идей в силу внутренних противоречий. Не приемля
гегелевского панлогизма и отождествления исторического и логического,
Дебольский обращается к анализу первичных актов сознания (восприятие) и
показывает несовпадение сознания и разума, существование бессознательных и
сверхсознательных процессов.
В
нашем познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с
априорными, сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению
Дебольского, Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи
сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении
областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу
всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая
ум как вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный,
индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум или
Бог, произведением которого является и индивидуальный ум.
Высшим
благом Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим
неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей и, в частности, русской
философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче
средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной
обработке.
Главные его труды:
"Введение
в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872),
"Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики"
(1883), "Философия будущего" (1882), "О высшем благе или о
верховной цели нравственной деятельности" (1886), "Философия
феноменального формализма. I. Метафизика" (1892)
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/