Доклад: Философия Канады
Доклад: Философия Канады
В
19 в. философские течения в Канаде складывались под влиянием французского и
англо-американского источников, причём основным источником французского влияния
остаётся католическая философия неотомизма. В конце 19 - начале 20 вв. большую
роль в распространении в Канаде философии сыграли Дж. Уотсон и его ученики.
Взгляды школы "спекулятивной философии", сложившиеся под влиянием
англо-американского неогегельянства, способствовали освоению учений
классического нем. идеализма (главным образом И. Канта и Г. Гегеля). Идеализм
этого направления близок по духу к правогегельянству.
"Спекулятивной
философии" противостоял "реализм" Дж. С. Бретта, который
приобрёл большое влияние в 1-й четверти 20 в. В отличие от англо-американского
неореализма и критического реализма, в философии Бретта не преобладает
гносеологическая проблематика. Её основная категория -
"интегральность", понимаемая плюралистически, как несводимое к
абстрактной единой "сущности" качественного многообразие бытия,
"многоцветность сада жизни". Приверженцами "интегрального
реализма" Бретта являются Ф. Г. Андерсон и Т. А. Гудж в Торонто и А. Г.
Джонсон в университете Зап. Онтарио (Лондон).
Попытка
создать "уравновешивающую философию", т. е., по сути дела,
эклектическое учение, сочетающее идеализм, реализм и прагматизм, была сделана
Р. К. Лоджем. В современных работах канадских философов заметно влияние
неопозитивизма, а среди (немногочисленных) протестантских философов -
христианского экзистенциализма. Для преподавания философии в университетах
характерны привлечение зарубежных профессоров и большое внимание к истории
философии, в особенности античной и средневековой. Крупнейшие, имеющие
международное значение центры разработки и преподавания неотомистской
философии: Высшая философская школа при университете Лаваля в Квебеке (основана
М. и Л. Паке, возглавляется Ш. де Конинком); институт средневековых
исследований им. Альберта Великого (основан орденом доминиканцев в Оттаве, с
1942 в Монреале, философский факультет возглавляет Л. М. Режи); влиятельный
католический центр по изучению средневековой философии в Папском институте
средневековых исследований в Торонто (основан в 1929; привлекал к постоянной
работе крупнейших томистских философов разных стран, в том числе Э. Жильсона -
директора института и Ж. Маритена).
В
1958 основана Канадская философская ассоциация, объединяющая как англо-, так и
франко- язычных философов. В Монреале существуют Французская канадская
ассоциация и Философское общество при университете Мак-Гилла.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/