Доклад: Философия Нидерландов
Доклад: Философия Нидерландов
До
конца 16 - начала 17 вв.- времени выделения собственно Нидерландов в
самостоятельное государство голландская философия, как и вся наука и культура
Нидерланды, была составной частью общенидерландской. В числе видных
представителей этой общенидерландской философии были в 14-15 вв. Гертде Гроте,
Фома Кемпийский, выступавшие против схоластицизма с позиций пантеистической
мистики. Острую критику схоластики дал Р. Агрикола, сыгравший видную роль в
развитии гуманистических умонастроений. Крупнейший представитель гуманизма
эпохи Возрождения - Эразм Роттердамский, синтезировавший достижения античной
науки и искусства с христианской этикой. Последователи Эразма пытались
объединить его учение с элементами стоицизма (Юстус Липсиус) и эпикуреизма
(Путеанус). После образования независимых Нидерланды впервые появляется
философское сочинение на голландском языке - "Этика" Д. Корнхерта
(1586), проповедовавшего веротерпимость и учение о свободе воли человека.
Оживление
голландской философии в 17 в. было связано с политическим и экономическим
подъемом в Нидерландах после Нидерландской буржуазной революции 16 в., а также
с тем, что свобода вероисповедания привлекала в Нидерланды из др. европейских
стран многих мыслителей, преследовавшихся там по политическим и религиозным
мотивам (У. Акоста, П. Бейль, Дж. Локк, Р. Декарт). Учение Декарта -
картезианство получило значительное распространение в Нидерланды (Х. Гюйгенс,
Х. Де Руа); А. Гейлинкс, родоначальник окказионализма, истолковал его в духе
позднейшей лейбницевской концепции "предустановленной гармонии".
Деятельность другога ученика Декарта, Б. Беккера, была посвящена борьбе с
суевериями и эмансипации философии от теологии. Материалистическая и рационалистическая
система Б. Спинозы (17 в.) оказала огромное влияние на развитие европейской
мысли. И. Альтузий был в числе первых, выдвинувших концепцию естественного
права, разрабатывавшуюся Гуго Гроцием, одним из основателей науки о
международном праве. Видными представителями Просвещения в Нидерландах были в
18 в. Й. Люлофс и Ф. Хемстерхейс, создавший концепцию непосредственного знания
и оригинальную систему этических взглядов, которые оказали влияние на нем.
романтизм. Первыми голландскими кантианцами были П. ван Хемеарт, И. Кинкер, И.
Баккер, Л. Шредер. Рост интереса к античной философии в конце 18 - начале 19
вв. отразился в историко-философских и логических работах Д. Вейттенбаха и Ф.
ван Хесдс, утверждавшего основным философским принципом "здравый
смысл" ("Сократическая школа", 1834-39).
В
середине 19 в. в философии Нидерландов возобладал позитивизм с
естественно-научным уклоном (К. Опзомер и его школа). В это же время получает
распространение гегельянство (П. ван Герт, Й. Корф). В трудах историков
философии И. ван Влотена, Я. Ланда и К. Мейнсма, а также И. Биренса де Хана и
др. была предпринята попытка возродить спинозизм и соединить его с дарвинизмом
(А. Пирсон) или же, позднее, интерпретировать его в рационалистическом (В. ван
дер Так) или мистико-идеалистическом (И. Карп) духе. Важное место в философии
Нидерландов конца 19 - начала 20 вв. занимает эмпирико-психологическая школа Г.
Хейманса, основавшего в 1893 при Гронингенском университете первую в Нидерланды
лабораторию экспериментальной психологии и оказавшего своими работами влияние
на научную мысль также и за пределами Н, (в Германии, Франции). Труды учеников
Хейманса (Л. Полак, Х. Брюгманс, И. Аортман) во многом определили характер
голландской философии 20 в. Многие позитивисты (например, ван дер Вик)
эволюционировали к неокантианству, первоначально к учению баденской, затем
марбургской школы, идеи которой стали господствующими в Нидерландах в
1900-1910-х гг. Ее сторонниками были П. ван дер Гюлден, Соппер, а также Б.
Овинк и его ученики, которые в 1923 основали общество критической философии -
крупнейшее философское общество в Нидерландах Виднейшим представителем
неогегельянства в Нидерланды был Г. Болланд; его ученики (Я. Хессинг, Х. тен
Брюггенкате, П. ван Схалфгарде и др.) основали в 1922 гегельянское
Болландовское общество. Спинозисты создали в 1928 свое философское общество -
"Спинозовский дом".
В
1920-30-х гг. многие сторонники марбургской школы перешли к феноменологии (Х.
Пос), диалектической теологии К. Барта (Й. Франкен), к онтологии Нидерланды
Гартмана (Р. Кортмюлдер, А. Хартог). Развиваются неотомизм (Й. де Грот, И.
Бейсенс, А. Доткорте и П. Хунен) и религиозная философия кальвинизма (Г.
Дойеверде). Для послевоенной философии Нидерланды характерно известное усиление
влияния экзистенциализма (В. Лендерц, Р. Берлинг; в психологии и психиатрии -
Ф. Бейтендейк, А. Янсе де Йонге, Д. ван Леннеп, И. Линсхотен, Х. Вейнгарден).
Виднейшие представители протестантской версии персонализма - Ф. Констамм, Д. М.
Воленховен; католического неотомизма - Л. де Реймекер. Крупнейшим историком
философии и культуры был Й. Хейзинга, проводивший идеи об исторической
посреднической роли Нидерланды (в составе Бургундского государства) между
Центральной и Западной Европой, между германской и романской культурой. Ряд
монографий по истории голландской философии принадлежит Ф. Сассену.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/