Доклад: Философия Польши
Доклад: Философия Польши
Зарождение
польской философской мысли относится к 13 в. и связано с именем Витсло из
Силезии, разрабатывавшего натурфилософию в духе неоплатонизма. В конце 14 -
начале 15 вв. в Ягеллонском университете развивались различные направления
схоластики, в рамках которой боролись, например, реализм и номинализм.
Провозвестниками идей Возрождения выступили Гжегож из Санока и Филипп Каллимах
(2-я половина 15 в.). В эпоху Возрождения получили распространение концепции
неоплатонизма, стоицизма и аристотелизма.
С
критикой идеологии папского Рима выступил Я. Остророг; А. Моджевский выдвинул
гуманистическую программу общественного переустройства. Значительное влияние на
развитие философии в Польши оказали естественные науки, в особенности идеи Н.
Коперника. Центрами движения Реформации были школы Чешских братьев в Лешно и
Польских братьев в Ракуве; в последней было значительно влияние идей Ф. Социна.
Восторжествовавшая
в Польша Контрреформация принесла общий упадок культуры, застой философии.
Подъем духовной жизни начался в эпоху Просвещения (середина 18 - начало 19
вв.), главными представителями которого в философии были Г. Коллонтай, С.
Сташиц, Я. Снядецкий и Е. Снядецкий - группа прогрессивных писателей и
публицистов, разрабатывавших и пропагандировавших идеи борьбы за общественное
переустройство. Философская концепция польских просветителей имела
детерминистический, натуралистический, в основном материалистический характер,
содержала элементы историзма и диалектическое понимания общественных процессов.
В
1-й половине 19 в. значительное влияние имела философско-историческая концепция
И. Лелевеля, развивавшего идеи просветителей и романтиков.
Революционно-демократическое движение (Т. Кремповецкий, С. Ворцель, П.
Сцегенный, Э. Дембовский)пропагандировало идеи утопического социализма.
Дембовский в своей "философии творчества" с
революционно-демократических позиций интерпретировал гегелевскую диалектику.
Представитель демократического направления Х. Каменьский в своей концепции
сочетал гегелевскую теорию исторического развития с разработкой проблем
политической экономии.
На
развитие в Польше прогрессивной общественно-политической мысли и философии
большое влияние оказали рус. революционные демократы (А. И. Герцен, Н. Г.
Чернышевский и др.). Как философские, так и социально-политические принципы
революционного демократизма были направлены против установок традиционной
католической (Я. Воронич, Х. Жевуский, Э. Земенцкая) и консервативной (Ю. К.
Шанявский, Ю. Голуховский, А. Вслепольский) мысли. Широкое распространение в
30-40-х гг. 19 в. получили идеи польского мессианизма (поэты Ю. Словацкий, А.
Мицкевич, З. Красиньский, философы А. Товяньский, Ю. Вроньский). Специфическую
форму польский мессианизм приобрел в "национальной философии", идеи
которой разделяли философы различных направлений (А. Цешковский, Б.
Трентовский, К. Либельт, Ю. Кремер и др.). В концепциях некоторых ее
представителей мысль об исключительности польской нации соединялась с идеей
избавления Европы от революционной опасности и восстановления социального мира.
С
середины 19 в. в Польше стали широко распространяться идеи позитивизма (М.
Вишневский, А. Кшижановский, Ф. Крупиньский, В. Козловский, Ю. Супиньский, А.
Свентоховский, Ю. Охорович, А. Марбург). Зарождение марксизма относится к 70-м
гг. 19 в. (Л. Варыньский, С. Крусиньский, а также Л. Кшивицкий - видный
представитель исторического материализма). Марксизм оказал влияние на С.
Бжозовского и Э. Абрамовского в первый период их творчества.
После
получения независимости Польша в 1918 господствующими были философия неотомизма
и львовско-варшавская школа, основанная К. Твардовским (Т. Котарбиньский, К.
Айдукевич,Я. Лукасевич, Т. Чежовский), логико-семантические исследования
которой приобрели мировую известность. Видным представителем феноменологической
философии был Р. Ингарден. Проблемы марксистской философии разрабатывались Ю.
Бруном, Я. Хемпелем и С. Рудняньским.
Развитие
польской философии было прервано 2-й мировой войной 1939-45.После победы
народно-демократического строя начался новый этап развития философии в Польша,
связанный с перестройкой главных философских дисциплин на теоретической и
методологической основах марксизма-ленинизма. Развиваясь в полемике с другими
философскими направлениями (католическая философия, львовско-варшавская школа и
примыкающие к ней неопозитивистские течения и др.) и преодолевая
ревизионистские и догматические тенденции, марксистская философия упрочила свои
позиции и заняла господствующее положение. Разрабатывается также традиционная
логико-гносеологическая и историко-философская проблематика, связанная с
работами Котарбиньского, Айдукевича, Чежовского, В. Татаркевича, Н. Лубницкого.
Польские
философы исследуют проблемы диалектического материализма: разрабатывают
марксистскую теорию развития, принципы диалектической методологии на материале
биологии и физики (З. Аугустынек, В. Краевский, Я. Ладош, Ч. Новиньский),
теорию познания (А. Шафф, З. Цацковский и др.). Проблемы методологии
общественных наук являются предметом изучения Е. Топольского, Е. Кмиты, Л.
Новака. Марксистская концепция человека находится в центре внимания Б.
Суходольского, Т. М. Ярошевского, Я. Кучиньского. Развернулись исследования в
области логики и методологии науки (К. Шанявский, Р. Сушко, Р. Вуйцицкий).
Ведутся исследования в области математической логики (А. Мостовский, Е. Лось,
Г. Расева, Р. Сикорский). Польские историки философии проводят исследование
античной и средневековой (Я. Легович, З. Куксевич, Р. Паляч), новой (А.
Валицкий, З. Огоновский, Р. Панасюк, З. Кудерович) и новейшей философии
(Лубницкий, Ярошевский, С. Дзямский).
Разрабатываются
проблемы этики, в частности теоретические основы этики, метаэтика и нормативная
этика (Котарбиньский, М. Оссовская, М. Фрицханд, Х. Янковский и ДР.).
Развиваются традиции польской эстетики, исследуются общественные условия
художественного творчества, проблемы изменения эстетических норм и вкусов (А.
Кучиньская, Е. Коссак, И. Войнар, Б. Дземидок, С. Кшемень). Вопросы религии с
марксистских позиций изучают Ю. Келлер, В. Мыслек, З. Понятовский, Э. Чупак, Ю.
Грудзень. В Польше существует также католическая философия (А. Кромпец, С.
Свежавский, М. Гогач, В. Гранат и др.).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/