Доклад: Горький в Самаре
Доклад: Горький в Самаре
Горький приехал в Самару 22 февраля 1895 года. Первое время
после приезда город Алексею Максимовичу не нравился. Но позднее он знакомится
со многими интересными людьми, после чего меняет свое мнение о городе. Здесь он
знакомится с Яковом Львовичем Тейтелем, С.П. Скитальцем, наконец, в Самаре
Горький встретил Екатерину Павловну Волжину, ставшую женой писателя.
Сотрудничество Горького с “Самарской газетой” начинается с рассказа “Два
босяка”, напечатанного в октябре 1894 года. “Песню о Соколе” Горький
опубликовал сразу после своего приезда в Самару, а точнее 5 марта 1895 года.
Вскоре, а точнее 13 апреля 1895 года, появился в газете и рассказ “Старуха
Изергиль”. Этим произведениям тогда безвестного писателя суждено было великое
будущее, потому что образами Данко и Сокола русская литература энергично
откликнулась на новые явления русской жизни.
В Самаре Алексей Максимович Пешков становится
профессиональным писателем, определяет для себя важнейшие особенности своего
отношения к жизни, своего понимания задач художника. Позднее Горький говорит,
что телом он родился в Нижнем Новгороде, духовно в Казани, а как писатель в
Самаре.
В 1895 году был напечатан целый ряд рассказов под общим
названием “Теневые картинки”. Третий рассказ назывался “В Черноморье”. Это и
есть знаменитая “Песня о Соколе”. За 1895 - 1896 г. г. в “Самарской газете”
были напечатаны следующие произведения: “На плотах”, “Рассказы старухи Изергиль”,
“История с застежками”, “Однажды осенью”, “Красавица”, “Вывод”, “Дележ”,
“Огорчение”, “Сказка”, “ Ма-аленькая”, “Колюша”, “Одинокий”, “Неприятность”, “О
том, как поймали Семагу”, “Бабушка Акулина”, “Извозчик”.
Также Горький печатал в “Самарской газете” свои
стихотворения. Такие как “Прощай” - 5 марта 1895 года, “В Черноморье” - апрель
1895 года. Стихотворение “Прощай” Горький пишет, пережив первую интимную драму,
убежденный в непрочности женской любви, вновь одинокий странник, он изливает
свои переживания в стихах, по форме и содержанию характерных для самого раннего
периода творчества Горького.
Лирическим и романтическим произведениям Горького было достаточно
субъективного начала, но в его “Очерках и набросках” субъективное оставалось
только как оценка, как нравственная позиция. В публицистике авторская позиция
имела первостепенное значение, но позиция вне факта, помимо факта оказывалась
невозможной.
В газете Горький печатает фельетоны и публицистические
рассказы под псевдонимом Иегудиил Хламида. Газетная работа заставила Горького
пристально вглядываться в жизнь, различать главное и второстепенное, обнаруживать
в “мелочах” их сущность, осмысливать ее движение, искать верный метод оценки,
трактовки, изображения факта. В фельетонах Иегудиила Хламиды одной из самых
важных тем становится тема сочувствия трудовым людям, которых нещадно грабят и
обирают, эксплуатируют и угнетают. Горьковские фельетоны отличались резкостью и
смелостью своих обличений, Иегудиил Хламида умел быть “бичом обывательской
совести”, бичом самодурствующих фабрикантов и купцов, чиновничьего произвола,
тупого и равнодушного мещанства.
В Самаре Горький часто посещал театр. Здесь, сначала по
необходимости, а потом и по внутренней потребности, он стал писать театральные
рецензии. Свой отзыв о спектакле Иегудиил Хламида основывает на суждениях об
актерах и только об актерах, тем самым выбирая наиболее трудный из путей
театрального критика. Так с самого начала Горький определит одну из важнейших
задач своих театральных рецензий. Борьба с фальшью, наигрышем и кривлянием,
дурным ремесленничеством и безответственным дилетантством надолго становится
для него главной темой. Он требует профессионального и честного отношения к
искусству, требует, чтобы актеры не растворялись в невежественной массе
провинциального мещанства, а помнили о своем общественном долге,
ответственности за театр и его высоком назначении. Отказываясь от фельетонной
язвительности, Горький серьезно обсуждал организацию театрального дела,
настойчиво вмешивается в споры о том, кому из городской думы следует сдать
театр. Он энергично выступает против антрепренеров, подчиняющих искусство
интересам своего кошелька и горячо поддерживает идею создания народного театра.
За время работы в "Самарской газете" Горький
опубликовал в ней около 300 фельетонов. Иегудеил Хламида не боялся испортить
отношения с городскими властями. Он боролся с грязью на улицах, с дикостью,
пьянством, человеческим хамством. Герои фельетонов - самарские чиновники часто
узнавали себя, и как огня боялись газетной критики. В своем письме писателю
В.Г. Короленко, по рекомендации которого Горький был принят в "Самарскую
газету", он пишет. "Но - газета! Я ею доволен, она не дает спокойных
дней здешней публике. Она колет, как еж. Хорошо! "
Горький прожил в Самаре всего 15 месяцев. Но он оставил в
городе заметный след. Не даром его имя носит одна из красивейших улиц Самары,
академический театр драмы, Центральный парк культуры, литературно-мемориальный
музей и многие другие предприятия и организации области.