Доклад: Йосеф Альбо (1380-1444)-ученикКрескаса
Доклад: Йосеф Альбо (1380-1444)-ученикКрескаса
После
Хисдая Крескаса еврейская философия (или более правильно - философские
интерпретации традиции) пошла на спад. Последующие поколения занимались лишь
переложением идей предшествующего периода. Но прежде чем окончательно
сформироваться в трудах основоположников хасидизма, еврейская философия
породила труд, который в силу ясности стиля и связности изложения стал одной из
наиболее популярных книг еврейской мысли.
Это
Сефер ха-икарим (Книга Основ) ученика Крескаса Йосефа Альбо (1380-1444) из
Дароки (Испания). Целью Йосефа Альбо было разъяснить еврейскую точку зрения и
еврейские ценности, а равно и вдохновить еврейский народ перед лицом христианской
церкви, которая стремилась обратить испанских евреев в христианскую веру всеми
способами - от убеждения до насилия. В своем труде Альбо ведет с христианством
непрестанную полемику, прямую и косвенную. Новизна и своеобразие его книги - в
той силе, с которой показано в ней превосходство концепции иудаизма. Это именно
Альбо ввел в иврит термин 'икар" (принцип) в значении 'догмат".
Ступая по следам Крескаса, он провел различие между основополагающими
принципами и просто верованиями, которые называются у него 'шорашим"
(корни), хотя он и разошелся со своим учителем в содержании этих категорий.
Тринадцать постулатов Маймонида Альбо сводит к трем 'фундаментальным
принципам":
1)
существование Б-га,
2)
Его Откровение,
3)
воздаяние.
Эти
три положения не являются отличительными особенностями иудаизма; они лежат в
основе всех религий откровения. Но из них в силу логической необходимости
следуют некие коррелятивные понятия, которые существенны для иудаизма. Так,
признание Бога ведет к признанию Его Единства, Невещественности и Превечности и
т.д. Таких коррелятивных представлений всего восемь, что вместе с
фундаментальными принципами дает одиннадцать догматов, признание которых
обязательно для каждого еврея. Эти догматы нельзя отбросить, не войдя в
противоречие с самыми существенными основами еврейства. Кроме них существует
ряд дополнительных верований, обозначенных термином 'анафим' (ветви), отказ от
которых не считается ересью, поскольку они не вытекают из основополагающих
принципов в обязательном порядке. Сюда он относит веру в Creatio ex nihilo, в
неизменность Закона и в приход Мошиаха, причем последняя доктрина не
составляет, как стремится доказать Альбо, интегральную часть иудаизма, в
отличие от христианства, которое не могло бы без нее существовать.
Важное
значение имеет причисление к 'ветвям" идеи о том, что вечного блаженства
можно достигнуть выполнением хотя бы одной-единственной заповеди. Очевидно, эту
мысль Альбо подчеркивает в противовес христианскому учению, утверждающему, что
заповеди были даны как знак Божьего гнева для того, чтобы возросла возможность
впасть в грех и тем самым еще более выросла нужда в Божьей милости. В то же
время в книге явственно ощущается и большая терпимость Альбо, который
утверждает, что еретиком следует считать только того, кто умышленно отступает
от Торы; тот же, кто, запутавшись в рассуждениях, отрицает какой-либо принцип
потому, что Тора, как он ее понимает, не требует его признания, повинен лишь в
ошибке. Он нуждается в Божественном прощении и ни в коем случае не подлежит обвинению
в ереси.
Попытки
Альбо и его предшественников заново после Рамбама сформулировать принципы
иудаизма встретили сопротивление со стороны более поздних мыслителей, одним из
которых был дон Ицхак Абрабанель (1437-1508), последний в цепочке выдающихся
государственных деятелей-евреев в Испании. По его мнению, Тора - Божественна,
поэтому нет оснований проводить различие между одной группой идей Торы и
другой; все они равно обладают основополагающей ценностью.
С
Йосефом Альбо еврейская средневековая философия, зачинателем которой был Саадья
Гаон , приходит к концу. После Альбо еврейская философия продолжает сохраняться
в своей средневековой форме и передаваться из поколения в поколение как часть
традиции, которую следует учить, интерпретировать и распространять, но попыток
приводить ее в соответствие с разнообразными проблемами современных философских
воззрений уже не предпринималось. Время от времени на ниве мировой философии
появляются евреи-философы, и первый среди них - Спиноза (1632-1672), чьи идеи уходят
корнями в наследие иудаизма.
Но,
строго говоря, вплоть до появления учения хасидизма еврейская философия не
имела былого влияния. Причина этого в первую очередь - горький опыт испанских
евреев в XV веке, который показал, что в то время как простой необразованный
народ стоял насмерть и был предан вере своих отцов, поклонники философии первые
уступали давлению церковных преследований, и многие из них изменяли иудаизму.
После того как философия была так сильно скомпрометирована, интеллектуальная
энергия евреев обратилась к традиции, воплощенной в Талмуде и примыкающих к
нему учениям. Те же, кого привлекало абстрактное мышление, отдались изучению
мистики, каббалы, которая играла все большую роль в формировании еврейского
мышления и практики.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/