Доклад: Международное космическое право
Доклад: Международное космическое право
Правовой режим космического пространства и
небесных тел.
Исследование
и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела,
осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их
экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества[1]. Деятельность по исследованию и
использования космического пространства, в том числе Луны и других небесных
тел, осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в
интересах поддержания международного мира и безопасности и развития
международного сотрудничества и взаимопонимания[2].
Космическое
пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному
присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования
или оккупации, ни любыми другими средствами[3].
Как
отмечает проф. О.И. Тиунов, "вопрос о границе между воздушным и
космическим пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая
норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев
орбит искусственных спутников Земли, т.е. на высоте 100-110км над уровнем океана.
Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит
спутников… считается открытым космосом"[4].
Международным
правом установлен принцип демилитаризации космического пространства и небесных
тел[5].
Правовой режим космических объектов и
космонавтов.
Под
космическими объектами понимаются искусственные тела, которые создаются человеком
и запускаются в космос. Обязательна их государственная регистрация[6].
В
отличие от естественных небесных тел, на искусственные космические объекты
распространяются право собственности и юрисдикция запустившего государства.
Если космические объекты или их составные части по возвращении на Землю
обнаружены за пределами государства регистрации, то они должны быть возвращены
данному государству, с информированием об этом Генерального секретаря ООН.
Международным
правом устанавливается принцип абсолютной ответственности запускающего
государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли
или воздушному судну в полету; если же ущерб причинен космическому объекту или
имуществу на его борту в любом месте за пределами поверхности Земли, то
запускающее государство несет ответственность только при наличии вины[7].
Международное
право рассматривает "космонавтов как посланцев человечества в
космос", все государства обязаны оказывать им всемерную помощь[8].
Если
в результате бедствия, аварии, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж
космического корабля приземлится на территории другого государства, или будет
обнаружен в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под
юрисдикцией какого-либо государства, он должен быть в безопасности и немедленно
возвращен представителям властей, осуществивших запуск[9]. В операциях по поискам и спасению
космонавтов могут участвовать и власти, осуществившие запуск. Такие действия
предпринимаются на основе сотрудничества сторон под руководством и контролем
государства, осуществляющего юрисдикцию над территорией, где проводятся
поисково-спасательная операция.
Список литературы
Международное
право: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. / Отв. ред. проф. Г.В.
Броунли
Я. Международное право. Книга Первая (пер. С.Н. Андрианова, ред. и вступительная статья Г.И. Тункина) М.,
1977 (first published: Brownlie J. Principles of Public International Law.
Second Edition. Oxford, 1973).
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lawfac.bip.ru/
[1]
Ст.I Конвенции о принципах деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие
небесные тела.
[2]
См.: ст.III Конвенции о принципах деятельности
государств по исследованию и использованию космического пространства, включая
Луну и другие небесные тела.
[3]
Ст.II Конвенции о принципах деятельности государств по
исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие
небесные тела; ст.I Договора о запрещении испытаний
ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
[4]
1, с.531.
[5]
См.: ст.IV Конвенции о принципах деятельности
государств по исследованию и использованию космического пространства, включая
Луну и другие небесные тела.
[6]
См.: Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство.
[7]
См.: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами.
[8]
См.: ст.V Конвенции о принципах деятельности государств
по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и
другие небесные тела.
[9]
См.: ст.4 Соглашения о спасении космонавтов и возвращении объектов, запущенных
в космическое пространство.